Помимо проблем криминальной милиции в ОВД свои сложности присутствуют и в работе подразделений милиции общественной безопасности, посмотрим на ситуацию творящуюся в таком подразделении ОВД как патрульно-постовая служба (ППС). Основными задачами в деятельности ППС является выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений совершенных преимущественно на улицах и в общественных местах. Это как раз основное подразделение ОВД сотрудники которого несут службу на городских улицах в непосредственном контакте с гражданами, здесь все вроде как должно быть предельно просто и понятно, но к сожалению и здесь все не так просто как кажется на первый взгляд. Система планирования и здесь аналогичная той, которая уже приводилась ранее, но вот организация работы и оценки её результатов в строевых подразделениях милиции общественной безопасности (ППС, ДПС, вневедомственной охраны) действительно достойна восхищения. Для начала, немного о том как раскрываются преступления на бумаге в милицейской отчетности. Условно раскрытые преступления можно разделить на три группы:
«По дежурным суткам» - сюда попадают преступления совершенные и раскрытые как говориться «по горячим следам» попадающие в суточную сводку происшествий. Сводка это своего рода ежедневный отчет о деятельности служб и подразделений Горрайоргана внутренних дел, за прошедшие сутки. В сводке указывается краткая фабула преступления, раскрыто оно или нет и если раскрыто то как и кем.
«По возбужденным» это уже другая форма отчетности, сюда из суточной сводки попадают те происшествия в которых усматривается состав преступления и по которым возбуждаются уголовные дела.
«По оконченным» в эту отчетность попадают происшествия по которым были возбуждены уголовные дела, выполнены все необходимые следственные действия, дела окончены и направлены в суд.
Для начала давайте разберем первую форму отчетности как оценку результатов деятельности наружных служб ОВД. Именно по сводке оценивается ежедневная работа нарядов наружных служб ОВД и в первую очередь ППС, т.е. главная задача для нарядов ППС как впрочем и всех других подразделений непосредственно занимающихся раскрытием преступлений, это быть в этой самой сводке, при чем главное не просто быть в ней, а идти первым номером, только в этом случае преступление будет считаться раскрытым именно этой службой, будешь вторым номером и оно уже чужое. Такая система практически полностью парализовала, саму возможность организации совместной работы наружных служб ОВД, при этом посильную лепту в этот процесс вносит так называемый принцип «первой руки», состоит он в том, что сотрудником раскрывшим преступления считается не тот, который это преступления говоря обывательским языком распутал и вычислил преступника, а тот кто схватил его за руку. Поясню работу этого принципа на простом примере, предположим, что был совершен угон автомобиля, ориентировка по радиостанции была передана экипажам наружных служб, в этот момент дежурившему на линии милиционеру наряда ППС звонит его осведомитель и сообщает, что угнанная машина стоит в одном из дворов, на улице неподалеку, зная свой маршрут милиционер знает, о том, что с данного двора есть два выезда, которые необходимо перекрыть, предположим, что в данном случае в этом районе больше нет экипажей ППС и сотрудники просят помочь им перекрыть другой выезд, дежуривший неподалеку экипаж ДПС, те соглашаются в результате оба выезда со двора перекрыты и по случайности угнанная машина выезжает именно вторым выездом и её задерживают сотрудники ДПС. Если по справедливости, то сотрудники ДПС в данной ситуации были просто на подхвате, основная же работа была проделана сотрудниками другой службы, но в оперативной сводке преступление пройдет раскрытым именно за ДПС. Как это не печально, но приведенная выше ситуация отнюдь не вымышленная, и аналогичных ситуаций было очень и очень много. После этого командир роты в которой служил милиционер ППС получивший информацию об угоне, в истерике орал на последнего, слова его привожу практически дословно «А какого ... ты вообще их туда вызвал, теперь они в шоколаде, а мы в ...., лучше бы этот угон вообще глухим остался, чем достался им...», да так и напрашивается слово врагам, к сожалению практически так и есть, службы ОВД борются больше не с преступностью, а друг с другом, готовые за каждую палку в отчетности вцепиться друг другу в горло. До последнего времени еще как то действовали «джентльменские» правила, при возникновении такого рода ситуаций, но в последние годы все чаще и чаще между представителями особенно наружных служб стали вспыхивать конфликтные ситуации, в некоторых случаях дело заканчивалось взаимными оскорблениями, а однажды, правда сам не видел, но со слов очевидцев, спор между двумя службами за место в сводке, вполне реально грозил перейти в рукопашную схватку между сотрудниками. Но эта палочная система, это еще полбеды, в новой оценочной таблице работа подразделений ППС теперь оценивается, не по первой или второй форме отчетности, а по третьей, т.е. по количеству оконченных уголовных дел. Наверное оставлю комментарий этого момента для специалистов. Для тех кто незнаком с системой организации работы служб и подразделений ОВД поясню, что наружные службы такие как ППС, ДПС и ОВО в случае задержания лица подозреваемого в совершении преступления доставляют его в дежурную часть ОВД по территориальности, куда передают подозреваемого, составляют подробный рапорт где указывают обстоятельства происшествия, при необходимости дают подробные объяснения, на этом их работа заканчиваются и считается выполненной, т.к. повлиять на дальнейшие события они уже не в силах, это не их компетенция. Далее материал по факту происшествия передается следователю или дознавателю, который уже выясняет все обстоятельства дела и принимает решение о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, именно следователь или дознаватель проводит все следственные действия от момента возбуждения уголовного дела, до его окончания и передачи в суд. Теперь поясните мне, каким образом сотрудник наружных служб может повлиять на количество уголовных дел следствие по которым окончено. А ведь, это показатель, по которому оценивают его работу, соответственно и премируют его по итогам отчетного периода исходя из показателей оценочных форм, так какой смысл сотруднику распутывать и раскрывать преступления, если результат его работы зависит от компетентности и профессионализма других лиц и повлиять на этот процесс он при всем своем желании не сможет. Отсюда и наплевательское отношение к работе.
Отсюда плавно перейдем к работе органов дознания, на этом моменте я хотел бы остановиться поподробнее, для начала небольшая справка, не залезая в дебри поясню на обывательском языке, дознаватели это практически те же следователи, просто в отличии от следователей они расследуют уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести. Именно органы дознания и следствия и занимаются рассматривают предоставленные материалы о происшествиях в установленные сроки, к ним мы еще вернемся принимают одно из следующих решений:
О возбуждении уголовного дела.
Об отказе в возбуждении уголовного дела. (когда в происшествии нет состава преступления)
О передаче дела по подследственности.
Говоря проще дознаватель рассмотрев предоставленные материалы и на основании объективной оценки их содержания и руководствуясь положениями законодательства принимает одно из вышеуказанных решений. Вроде как на первый взгляд все просто и понятно, но в системе учета и оценки результатов работы органов дознания существует такое понятие как «Перспектива», это количество уголовных дел которые необходимо закончить на конец отчетного периода, сразу оговорюсь что цифра перспективы устанавливается каждому территориальному отделу руководством ГУВД и зависит не от численности отдела и криминогенной обстановки на его территории, а опять же от цифр в отчетности, теперь давайте представим ситуацию, что 2005 году на территории обслуживания отдела милиции, службы и подразделения работали с полной самоотдачей, было много раскрытых преступлений и отдел дознания заканчивал и направлял в суд до 100 уголовных дел в отчетный период, соответственно перспектива следующего года будет уже не 100, а 105 дел и это при том, что в результате плодотворной работы в 2005 году, криминогенная обстановка на участке в 2006 году улучшилась в плане снижения совершаемости, но планка то наоборот возросла и теперь хочешь не хочешь, а надо её выполнять, но как? Как уже говорилось ранее рассматривая материалы о происшествиях дознаватель должен принять по ним одно из трех решений и теперь тот же дознаватель должен в каждом направленном ему материале, вместо того, чтоб объективно и юридически грамотно принять решение по нему, он обязан найти в нем состав преступления, даже если его там и нет. А в случаях, когда перспектива уже выполнена, а материалы продолжают поступать, наоборот, стараться не усмотреть в них состава преступления, даже если он очевиден. Опять же, чтоб не портить статистику. Как все это можно назвать, правильно фальсификацией. При этом никакие разумные доводы руководством не воспринимаются, с теми же кто пытается протестовать расправляются быстро и демонстративно, для этого имеются специальные рычаги. Каждый поступающий дознавателю материал по которому он должен принять решение, имеет сроки исполнения, решение он должен принять в течении 3 суток с момента регистрации материала, т.е. усмотреть в нем состав преступления или не усмотреть, для этого дознаватель должен установить объективную картину происшествия, все участники события должны быть опрошены, место происшествия осмотрено, вещественные доказательства изъяты, установлены и опрошены очевидцы, установлен размер причиненного ущерба, проще говоря проделан довольно большой объем работы. Многие скажут, что ничего особо сложного здесь нет, за три дня и горы свернуть можно, к сожалению все не так просто, потому как, это только в кино следователи и дознаватели всецело распутывают клубки исключительно по одному делу, на практике же, у дознавателя помимо этого материала есть еще несколько таких же, плюс к этому несколько уже возбужденных уголовных дел и несколько так называемых «глухарей» (уголовное дело, где подозреваемый не установлен) и по всем этим делам необходимо выполнять следственные действия потому как жесткие сроки идут по каждому из них, а за неисполнение материала в указанные сроки, уголовное дело может быть возбуждено уже в отношении самого дознавателя, да вот такие у нас законы. Так вот, говоря о рычагах давления которые имеет руководство отделов и управлений ОВД на строптивых дознавателей не желающих во имя высоких учетно-регистрационных идеалов руководства заниматься фальсификациями, так они следующие, я уже говорил о том, что срок на рассмотрения материалов ограничен тремя сутками (не путать с рабочими днями, независимо от того выходные это или праздники часы все равно тикают), но в отдельных случаях предусмотренных законодательством этот срок может быть увеличен до 10 суток, но постановление об этом утверждает тот самый начальник территориального отдела милиции, в котором тот самый строптивый дознаватель и работает. Выводы делайте сами, добавлю лишь, что о мотивациях его отказа подписать такое постановление его никто никогда не спросит. Еще добавлю, что с МВД в регионы постоянно приходят бумаги о том, что линия министерства заключается в снижении до минимума количества материалов сроком исполнения выше трех суток, а на местах и рады стараться исполнять, как говориться «Родина требует 100%, а мы дадим 200%! Даешь пятилетку за 4 года!». Вот так и работают люди, вместо того, что бы объективно рассматривать материалы и расследовать уголовные дела, стряпают их по быстрому на «тяп-ляп» и фальсифицируют материалы, лишь бы уложиться в указанные сроки и выполнить «перспективу». Конечно не все, есть такие кто пытается идти против системы, те кто проводит на работе ночи и выходные, лишь бы не приносить в жертву системе человеческие судьбы, но таких слишком мало, а тех кто еще остался быстро ставят на место, как это делается я уже писал ранее, постепенно такие люди либо ломаются и становятся частью системы, либо уходят из милиции, на их место приходят другие, те кто не задает лишних вопросов, а добросовестно исполняет все, что ему скажут и так как ему скажут.
В своей статье, я отразил лишь небольшую часть того, что происходит с нашей системой МВД. Я думаю, что люди часто задающие вопросы, о том почему наша милиция так неэффективно борется с преступностью, почему в милиции работают хамы и грубияны, почему милиция погрязла в коррупции, я полагаю, что я ответил на большинство их вопросов.
К чему я все это говорю, в настоящее время МВД России вместо мобильной и эффективной правоохранительной структуры призванной защищать права и интересы граждан от преступных посягательств превратилось в грузный, неповоротливый бюрократический механизм, который постепенно поедает сам себя изнутри и, что самое страшное, что до печально финала осталось совсем не так много времени. Еще 5-7 лет и последние профессиональные кадры покинут МВД, о тех кто займет их место написано выше, преступность захлестнет страну, а противопоставить ей будет нечего.
Так давайте теперь вместе подумаем и ответим на вопрос. А нужна ли нам такая милиция?
В заключении хочу добавить, что большинство из тех, кто в свое время с честью носил милицейские погоны, тех кого искренне благодарили за профессионально выполненную работу простые граждане, тех чьи фамилии наводили ужас на самых матерых и отмороженных бандитов, так вот эти люди готовы одеть эти погоны снова, но тогда когда милиция снова начнет заниматься тем для чего в свое время она создавалась, а именно для борьбы с преступностью, когда зарплата милиционера перестанет напоминать брошенную подачку, когда сотрудники различных подразделений милиции снова станут коллегами, а не врагами... Но вот когда этот момент настанет...?
«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
http://www.argus-sledovatel.ru/forum/vi ... &view=next