В советское время к филиппикам в адрес <буржуазных фальсификаторов
истории Второй мировой> в нашей стране относились с изрядным скепсисом. Мы
были воспитаны в уверенности, что <помнит мир спасенный>; никому и в голову
не приходило, что однажды победивших нацистскую чуму советских солдат начнут
называть убийцами, насильниками, мародерами и пьяницами, что солдатские
захоронения в Восточной Европе окажутся под угрозой, что красную звезду
приравняют к свастике.
Однако именно это происходит сегодня - ведь в пересмотре истории Второй
мировой войны заинтересованы очень многие как за рубежом, так и в нашей
стране.
Наиболее активно ревизия истории проводится в прибалтийских республиках
и Польше. Переориентировавшись после распада Советского Союза на США и
Западную Европу, эти страны начали строить свою внешнюю и внутреннюю
политику на разрыве с советским прошлым и Россией как наследником СССР.
Дискриминация русских <неграждан> в Латвии и Эстонии легитимизировалась
рассказами об ужасах <советской оккупации>. Регулярные антироссийские
демарши Польши объясняли <памятью о советских преступлениях>. Если
преступлений не находилось, их попросту выдумывали.
Ревизия истории Второй мировой войны в последовательно антисоветском
духе стала для польского и прибалтийского руководства обоснованием
антироссийской (и антирусской) политики. Первоначально поругание памяти о
Победе было только предлогом, но постепенно оно стало приобретать
самостоятельную ценность. Антироссийские силы просто не могут обойтись без
радикальной ревизии истории Второй мировой.
По пути Прибалтики и Польши после <оранжевой революции> пытается идти
Украина. Символом разрыва с советской и российской памятью о войне стало
создание летом 2007 года в Киеве Музея советской оккупации по прибалтийскому
образцу. В число жертв <советской оккупации> создатели музея записывают, в
частности, украинцев - офицеров и солдат Красной Армии, погибших в боях с
нацистами. Абсурдность и абсолютная антиисторичность подобных интерпретаций
не мешают внедрять их в сознание украинских школьников и продвигать их на
международной арене.
В странах <старой> Европы попытки антироссийской ревизии истории Второй
мировой войны носят менее регулярный характер, чем в Польше и Прибалтике.
Если в странах Восточной Европы для этих целей создаются специализированные
<исследовательские структуры> вроде Комиссии историков при президенте
Эстонии, литовского <Центра сопротивления и геноцида>, польского <Института
национальной памяти>, львов-ского <Центра изучения освободительного
движения> и многочисленных <музеев оккупации>, то в <старой> Европе ревизия
истории ведется силами местных СМИ. Кроме того, Европарламент время от
времени принимает резолюции об осуждении <коммунистических режимов>.
Резолюции, легитимизирующие деятельность прибалтийских и польских властей по
пересмотру истории.
В Западной Европе и в США многие политики заинтересованы в том, чтобы
наша страна из победителя превратилась сначала в совиновника, а потом и
просто виновника войны. Таким образом, обосновывается историческая
необходимость <холодной войны> и закрепляются ее результаты. И тогда России
не остается ничего другого, как платить и каяться, каяться и платить,
превратившись из субъекта в объект международной политики.
Как справедливо заметила британская <The Financial Times>, <растущие
исторические разногласия между Россией и членами Европейского Союза и НАТО
отражают борьбу не только за прошлое, но и за будущее>.
Именно поэтому сегодня нас пытаются лишить Великой Победы. Нам
рассказывают о том, что Победа была достигнута <чрезмерной> ценой, что она
обернулась порабощением Восточной Европы, что советские солдаты изнасиловали
Германию, что жителей освобожденных от нацистов советских земель гнали в
Сибирь.
Истории о <кровавой советской оккупации>, о тождественности нацистского
и советского режимов наносят серьезный урон международному имиджу нашей
страны, способствуют разжиганию антироссийской истерии и угрожают
национальной идентичности. Однако наладить противодействие этим <черным
мифам> никак не удается - по причинам субъективного характера.
Многолетнее поругание собственной истории, начавшееся двадцать лет
назад, привело к печальным, но закономерным результатам. Российская
историческая наука не может противостоять деятельности специализированных
<исторических> структур Прибалтики и
Польши. Слишком многие историки систематической работе с архивными
документами предпочитают перепевать свои старые работы, слишком многие
привыкли получать зарубежные гранты под рассказы о советских репрессиях и
<дьявольской политике Сталина>, слишком многие вынуждены сначала
зарабатывать себе на жизнь, а уж потом вести научные изыскания. И именно
поэтому в ответ на регулярные обвинения в геноциде из России слышится лишь
невнятное мычание.
Подобная ситуация, конечно же, является совершенно неприемлемой. В один
прекрасный день в переписывание истории Второй мировой официально включатся
государства Западной Европы и США. И если к этому времени у России не будет
готово аргументированных возражений на рассказы о <советской оккупации и
геноциде>, историю нашей Победы перепишут по зарубежным стандартам.
Время не ждет. Если мы не хотим, чтобы наших дедов и прадедов называли
убийцами, пьяницами и мародерами, если мы не хотим, чтобы наших детей учили
плевать на могилы предков, если мы не хотим, чтобы спасших наш народ солдат
ставили на одну доску с залившими нашу страну кровью нацистами, если мы
хотим быть народом, а не населением - тогда нам необходимо систематически
разоблачать <черные мифы> о войне и о Победе.
В книге, которую вы держите в руках, впервые с опорой на многочисленные
архивные документы разбираются ключевые мифы о <советских преступлениях>
конца войны.
В статье <Взять Киев к празднику!> Дмитрий Макеев опровергает популярный
и важный для ненавистников нашей истории миф о том, что советское
командование приурочивало взятие городов к <красным дням календаря>, не
считаясь ни с какими жертвами.
Известный историк-публицист Игорь Пыхалов в статье "Местечковые страсти
в чеченских горах", с опорой на документы Государственного архива РФ
подробно рассматривает историю депортации чеченского и ингушского народов в
феврале 1944 года. Сегодня очень часто эту депортацию отождествляют с
геноцидом - однако так ли это было на самом деле?
Еще один аспект, связанный с советскими репрессиями времен войны
рассматривает историк Александр Дюков. Документы Центрального архива ФСБ,
впервые введенные им в научный оборот, свидетельствуют, что советская власть
проводила по отношению к сотрудничавшим с нацистами коллаборационистам
крайне умеренную и милосердную политику. Еще один опровергнутый Дюковым
миф - активно пропагандируемый в Эстонии миф о <советском геноциде>. Читайте
"Эстонский миф о советской оккупации"
В статье "Миф о переодетых энкавэдэшниках" украинский историк Олег
Россов разоблачает ставший на современной Украине официальным миф о том, что
многочисленные жертвы боевиков ОУН-УПА на самом деле были жертвами
<переодетых энкавэ-дэшников>. На самом же деле архивные документы
Государственного архива Службы безопасности Украины, изученные историком,
свидетельствуют о развернутом бандеровцами масштабном терроре против
сочувствующего советской власти населения Западной Украины.
Популярную у западных публицистов историю об убийстве советскими
солдатами жителей немецкой деревни Неммерсдорф подробно рассматривает Игорь
Петров. Как выясняется в статье "Немерсдорф: между правдой и пропагандой",
большая часть воспроизводимых западными СМИ ужасов была изобретена
Министерством пропаганды Третьего рейха.
Статья "Победа на Дальнем Востоке" кандидата исторических наук
Константина Асмолова посвящена победе советских войск на Дальнем Востоке.
Оказывается, и эту Победу пытаются подвергнуть радикальному пересмотру.
И, наконец, помещенная в приложении статья Никиты Мендиковича "Нацизм
как система преступлений" напоминает нам о том, с какой античеловеческой
идеологией пришлось бороться нашим дедам и прадедам. Великая Отечественная
война не была <столкновением двух мусорных ветров>, как нам пытались внушить
в перестройку. Это была борьба с абсолютным врагом нашего народа.
Мы надеемся, что сборник, который вы держите в руках, не станет
последним. <Черных мифов> о нашем прошлом слишком много. И для того, чтобы у
нас было будущее, мы должны защищать свое прошлое.
Александр Дюков
http://liewar.ru/content/view/110/8/