Россияне сполна заплатят за олигархов
Два десятка заклинаний о том, что мы “достигли дна кризиса”, которые периодически раздаются с весны этого года, не достигли успеха. Уже понятно, что к восстановлению докризисного уровня путь еще долог. В Москве, например, в следующем году будет построено в три раза меньше жилья, чем даже в нынешнем кризисном 2009-м. В других регионах ситуация еще хуже.
А это значит, что крупнейшие предприятия России, которые принадлежат отечественным олигархам, столкнутся с очередными трудностями. Которые их владельцы постараются переложить, как уже это сделали, на государство. А российские власти, исходя из предыдущего опыта, как это парадоксально ни выглядит, могут, опасаясь социальных волнений, капитулировать перед требованиями олигархов. Оценивая то, что делалось властями с начала кризиса, трудно отделаться от убеждения, что еще немного — и начнется национализация олигархических убытков. Неужели “хозяева жизни” не в состоянии самостоятельно вывести свои предприятия из кризиса, а государство настолько слабо, что не может нас защитить?
И пусть вас не смущает обилие цифр в материале. На самом деле здесь нет ничего сложного, и они говорят сами за себя. К тому же речь ведь идет, по большому счету, о судьбе ваших же денег.
Теория сладких дивидендов
Большинство предприятий, являющихся гордостью России, стали основой отечественных олигархических империй. И имеют статус открытых акционерных обществ (ОАО). Что подразумевает ряд особенностей в их деятельности, не слишком афишируемых в обществе. Например, выплату акционерам соответствующего вознаграждения — дивидендов. Естественно, в случае успешной работы. И здесь открывается широкий простор для “инициатив” капитанов бизнеса.
В дивидендной политике существует два полярных способа определения оптимальной величины выплат по акциям. Первый основан на остаточном принципе, предполагающем, что размер дивидендов определяется исходя из чистой прибыли, остающейся после финансирования производственных расходов. Суть второго способа, базирующегося на принципе максимизации доходов инвесторов, заключается в расходовании чистой прибыли для удовлетворения материальных интересов акционеров и только потом в стимулировании будущего развития. Заметим, что в развитых странах определение размера дивидендных выплат представляет собой поиск компромисса между акционерными желаниями и производственными потребностями. Но это в развитых странах. В России все особенное: и гордость, и демократия, и экономика. На протяжении всех “тучных” лет олигархи почти не задумывались о перспективах развития. Основным стимулом было “отжатие” денег по максимуму, и аппетит, как в поговорке, приходил во время еды.
Проиллюстрируем эти утверждения на примерах дивидендных историй Оскольского электрометаллургического комбината (ОАО “ОЭМК”), Нижнетагильского металлургического комбината (ОАО “НТМК”), “Северстали” (ОАО “Северсталь”) и “Норильского никеля” (ОАО “ГМК “Норильский никель”). Уточним, что эти предприятия являются “бриллиантами” в запонках видных российских олигархов, соответственно, А.Усманова, Р.Абрамовича, А.Мордашова и В.Потанина.
Начисленные дивиденды некоторых российских предприятий в 2005-2008гг. (млрд.руб.)
------------------------------------ 2005---------2006------------2007---------2008
ОАО "ОЭМК"-------------------------0,6----------0,5--------------6,9-----------8,5
ОАО "НТМК"------------------------10,7---------7,2------------- 20,4----------16,7
ОАО "Северсталь"------------------8,2----------10,3-------------19,2----------31,0
ОАО "ГМК" Норильский никель"10,2---------32,7--------------41,1-------------
Примечание:дивиденды ОАО "ГМК" Норильский никель" в 2008г. не начислялись по причине убыточности деятельности.
Источники: публичная отчетность компаний.
Глядя на размеры дивидендов некоторых олигархических предприятий, может показаться, что наиболее алчными олигархами следует считать Мордашова и Потанина, а самым скромным — Усманова. Но не спешите, объем выплаченных дивидендов в абсолютных цифрах мало что значит без сравнения размеров выплат с чистой прибылью предприятий. Тут-то все и открывается.
Сравним дивиденды, выплаченные в 2005—2008 гг., с размерами чистой прибыли компаний. И пусть сравнение по ряду причин не совсем корректно, определить самых прожорливых тем не менее можно.
Удельный вес дивидендов в чистой прибыли предприятий (в%)
-------------------------------------2005--------2006------------2007-----------2008
ОАО "ОЭМК"-----------------------10,0---------10,0------------100,0----------81,7
ОАО "НТМК"-----------------------59,9---------46,7------------89,9-----------57,1
ОАО "Северсталь"-----------------24,0---------29,2------------45,7-----------80,2
ОАО "ГМК" Норильский никель"17,5----------26,9------------24,2---------------
Источники: публичная отчетность компаний.
Из данных таблички видно, что в 2007—2008 гг. больше других нуждался в деньгах контролирующий акционер холдинговой компании “Металлоинвест” А.Усманов. Посмотрите: в 2007 г. Оскольский электрометаллургический завод перечислил ему в виде дивидендов всю чистую прибыль за год без остатка! В 2007 г. столь же голоден до денег был и Р.Абрамович, забравший из Нижнетагильского металлургического комбината 89,9% чистой прибыли. Наиболее “скромным” нужно признать В.Потанина — дивиденды “Норникеля” лишь в 2006 г. превысили четверть чистой прибыли. Для сравнения: в нефтяной отрасли и частные (ОАО “Сургутнефтегаз”), и государственные компании были намного скромнее: у первой в 2008 г. на дивиденды ушло 21,9% чистой прибыли, а у одной из госкомпаний — всего 14,4%.
В российской олигархической стае есть один дивидендный уникум, но о нем ниже, а пока посмотрим, кого в 2005—2008 гг. рассматриваемые предприятия осчастливили в общей сложности на 224,2 млрд. рублей. ОАО “ОЭМК” принадлежит ОАО “ХК “Металлоинвест”, которое, в свою очередь, является собственностью трех кипрских офшоров Gallagher Holdings Ltd., Seropaem Holdings Ltd. и Coalco Metals Ltd. ОАО “НТМК” на 99,9% принадлежит кипрской фирме Mastercroft Ltd. ОАО “Северсталь” на 70,9% числится снова за кипрскими Astroshine Ltd., Pearlgreen Ltd., Loranel Ltd. и Rayglow Ltd. Структура собственности ОАО “ГМК “Норильский никель” запутана, но и там как минимум 47,8% акций записано на кипрские офшоры Gershvin Investments Corp. Ltd, Bonico Holdings Co. Ltd и Montebella Holdings Ltd.
Почему Кипр? Потому что 5 декабря 1998 г. между Россией и Кипром было заключено соглашение “Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал”. По нему налог на дивиденды, уплачиваемые российскими предприятиями кипрскому офшору, составляет всего 5% (если на него приходится не менее $100 тыс. вложений в капитал предприятия). Стандартная российская ставка налога на дивиденды, выплачиваемые иностранным компаниям, в настоящее время составляет 15%. И за 2005—2008 гг. российская казна недополучила с “кипрских” долей в этих предприятиях около 16 млрд. рублей налогов. Ваши пенсии на Кипре, бабушки.
Развеем радужные заблуждения тех, кто думает, что олигархическая публика пытается бороться с кризисом. В 2008 г. последние решения о выплате дивидендов принимались: в ОАО “НТМК” — 25 июля, в ОАО “ОЭМК” — 9 сентября, на “Северстали” — 26 декабря. Нет ощущения, что хозяева-металлурги сознательно оставляли свои предприятия без оборотных средств, необходимых в кризис?
Что сначала они вывели деньги, а потом пришли с протянутой рукой к государству? И правительство затыкает нашими налогами брешь, пробитую самими “капитанами бизнеса”?
Искусство щедрого управления
В любой компании существуют так называемые управленческие расходы. К таким расходам принято относить зарплаты и премии высшего и среднего персонала, командировочные, служебный транспорт, канцелярские товары, содержание офиса, представительские расходы и т.д. Они, без сомнения, более близки менеджменту, нежели, к примеру, расходы на оплату труда “прочих” работников. Любой управленец легко докажет, что предприятие работает эффективно лишь благодаря его титаническим усилиям, и вознаграждать надо прежде всего менеджеров.
Перед вами любопытные данные из этой сферы лишь по некоторым компаниям.
Управленческие расходы и средства на оплату труда работников по некотрым предприятиям за 2008г. (млн.руб.)
Предприятие ---------Управленческие расходы--------Оплата труда
ОАО "Русал Братск"---------------------1885,6------------------------1720,7
ОАО "Русал Красноярск"----------------1786,7-------------------------1624,9
ОАО "Русал Ачинск"--------------------- 916,7-------------------------742,7
ОАО "Русал Новокузнецк"----------------615,4-------------------------606,9
ОАО "Уралкалий"------------------------2798,5------------------------2457,0
Источники: публичная отчетность компаний.
Как видно, олигархические управленцы на местах привыкли ни в чем себе не отказывать — расходы на зарплату, поездки и скрепки превышали оплату труда всех работников этих предприятий. Для справки: в 2008 г. на братском заводе работало в среднем 4,6 тыс. человек, на красноярском — 5,0 тыс. человек, на ачинском — 2,9 тыс. человек, на новокузнецком — 2,3 тыс. человек, а на “Уралкалии” — 8,6 тысячи. Сколько среди них управленцев? Так ли это важно, если учесть, что основная часть управленческих преференций доставалась нескольким десяткам топ-менеджеров?
Абсолютным чемпионом “РУСАЛа” по управленческим расходам по праву считается ОАО “СУАЛ”. За 2008 г. суаловский менеджмент потратил на себя 4532,9 млн. рублей, правда, и фонд заработной платы составил немалую величину — 5265,9 млн. рублей. Что ж, суаловскому кораблю — русаловское плавание.
Справедливости ради скажем, что кризис поумерил аппетиты русаловских управленцев. По итогам I квартала 2009 г. на ачинском заводе управленческие расходы (в сравнении с I кварталом 2008 г.) снизились на 7,7%, на новокузнецком — на 18,1%, на братском — на 30,7%, а на красноярском — аж в 2,6 раза! Что случилось в Красноярске, неужели тамошнему алюминиевому менеджменту стало стыдно перед персоналом?
Все гораздо проще. 31 декабря 2008 г. единственный акционер красноярского алюминиевого гиганта — ОАО “РУСАЛ” (вот он, уникум!) — решил выплатить себе дивиденды по итогам 9 месяцев 2008 г. в размере 8955,8 млн. рублей, что составило 103% (!) чистой прибыли предприятия. Не 100%, как у олигарха Усманова, а 103%, и ни копейкой меньше. Попутно единственный акционер, а контрольный пакет в “РУСАЛе”, напомним, принадлежит О.Дерипаске, прихватил с собой весь резервный капитал красноярского завода.
Как такое могло произойти? Об этом надо спрашивать у владельца алюминиевой промышленности России г-на Дерипаски, а также у налоговых и правоохранительных органов. Так или иначе, в I квартале этого года пять тысяч работников ОАО “РУСАЛ Красноярск”, включая менеджмент, затянули пояса и принялись ударно отрабатывать дивиденды “отца родного”. Правда, как ни старались, погасить смогли лишь около половины, точнее, 4378,1 млн. рублей. Остальное отдавали весной и летом.
Удивительно, но снижение “красноярских” управленческих расходов сразу на 437,9 млн. рублей практически не отразилось на производственных показателях предприятия — по итогам I квартала этого года в сравнении с тем же периодом 2008 г. выручка красноярцев сократилась всего на 14,9%, что объясняется в первую очередь значительным падением мировых цен на алюминий. Тут бы налоговикам прийти и проверить управленческие расходы ОАО “РУСАЛ Красноярск”, да, видно, у них других дел полно. Фискалов не привлекает и огромная, в 561,6 млн. рублей, задолженность красноярского завода по налогам и сборам. Видимо, в крае она считается незначительной.
Ау, налоговые органы, вас не смущает, что выручка на красноярском предприятии сократилась всего на 14,9%, а налог на прибыль снизился в 17,3 раза, или на 385,9 млн. рублей? И это в условиях, когда по итогам I квартала 2009 г. поступления по налогу на прибыль в бюджет Красноярского края сократились на 47%, или на 4752,0 млн. рублей? Заметим, что 8,1% недополученных платежей по налогу на прибыль приходится как раз на Красноярский алюминиевый завод, единственный акционер которого 31 декабря 2008 года сделал себе сказочный новогодний подарок ценой почти в 9 млрд. рублей.
Практика олигархических подачек
Но, может быть, олигархи потому и недоплачивают в бюджет, что все деньги, остающиеся после выплаты дивидендов и оплаты управленческих расходов, отдают своим работникам? Позволим себе усомниться в подобной щедрости. Зарплаты на олигархических предприятиях в целом соответствуют средним по отрасли, так зачем выделяться? Не падают люди в голодные обмороки — и хорошо.
В 2008 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (далее — заработная плата) в российской металлургии составила 18 003 рубля. На предприятиях наших героев ситуация была чуть лучше. В 2008 г. заработная плата на Нижнетагильском меткомбинате была на уровне 20 150 рублей, на Оскольском — 25 299 рублей, на Красноярском алюминиевом — 27 141 рубля. Зато очевидным аутсайдером стало ОАО “РУСАЛ Бокситогорск”, принадлежащее О.Дерипаске, где заработная плата в 2008 г. застыла на отметке 14 133 рубля. Не густо для Ленинградской области. Впрочем, люди должны быть благодарны Дерипаске — в Пикалево он долгое время вообще ничего не платил.
Однако все это — доходы “простых смертных”. Во всех олигархических хозяйствах существуют отдельные холдинговые компании, эдакие штабы по управлению производственной собственностью, и заработные платы в них не идут ни в какое сравнение с подачками на местах. Судите сами: в ОАО “ОЭМК” в 2008 г. работали 11 684 человека, а заработная плата составила 25 299 рублей.
Одновременно в головной структуре, которой принадлежит ОАО “ОЭМК” — ОАО “Холдинговая компания “Металлоинвест”, — в 2008 г. трудились целых 15 человек со средней заработной платой в 731 628 рублей. Каждому. В такой же холдинговой компании ОАО “Мечел” (управляет Челябинским меткомбинатом и множеством других активов олигарха И.Зюзина) показатели еще хлеще: в 2008 г. при средней численности персонала в 126 человек средняя заработная плата достигла там 230 040 рублей. Не считая управленческих расходов, конечно.
...Как видно, схема действий российских олигархов проста: в “тучные” годы они выводили все свободные средства в офшоры, параллельно увеличивали задолженность перед российскими и иностранными банками, не забывая экономить на собственных работниках. В кризис, предварительно выпотрошив свои предприятия и освоив приемы шантажа социальным недовольством, эти временщики пришли за помощью к государству.
Мы считаем, что государство просто обязано помочь бедолагам. Только не деньгами или госгарантиями, а прокурорскими проверками и банкротствами. Потому что пока олигархи не оставят после себя выжженное поле, они не успокоятся.
Особенно умиляет тот факт, что вызволяют их из бед государственными, то есть нашими с вами деньгами. За которые нас же потом и обирают. Или нам недоплачивают. Что в принципе одно и то же.
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук.
Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор.