Switch to full style
Все что происходит в России и СНГ. Интересные заметки, новости, анонсы.
Ответить

Нетерпимость

Вт май 25, 2010 22:37 pm

Нетерпимость

25.05.2010 | 11:26

Как блогера начинающего, меня пока еще интересуют комментарии к моим постам.
Особенно если они вызывают дискуссию, обмен аргументами. И кстати, иные из них звучат для меня вполне убедительно. Скажу больше, мне пока любопытно читать и записи не очень корректные, грубые, если не сказать хамские. Но это уже интерес совсем иного рода – антропологический, т.е. к природе человека.

И вот говоря об этой самой природе, не могу не поделиться некоторыми своими наблюдениями.

Первое, что обращает внимание – это зашкаливающая степень нетерпимости и накала агрессии.
Не говорю во всех записях, но во многих. Из опыта работы на радио и телевидении я хорошо знаю, что пишущие в редакции сильно отличаются от тех, кто только слушает или смотрит. В моем случае соотношение комментирующих и читающих блог составляет примерно 10 процентов.
Грубых записей – примерно пятая часть от этого числа. Поэтому не ставлю знака равенства между этими двумя процентами и остальными читателями. Но, даже добавив к этим расчетам еще и поправку на буйную специфику интернет аудитории, думаю, что нетерпимость и агрессия все же характерны не только в виртуальном мире, но и в реальном, для всей нашей жизни. И поскольку эта сторона отношений между людьми не просто отравляет общественную атмосферу, но и представляет, как мне кажется, серьезную проблему для нашего развития, для нашего будущего, именно об этом мне бы хотелось высказать сегодня свое мнение.

Мы не любим приезжих.
Нам не нравятся таджики, узбеки, а заодно и киргизы. Нам не нравится их присутствие на наших улицах, их медлительные движения, плохой русский язык. Однако ж мы алчно нанимаем их за три копейки, заставляем жить в скотских условиях и за это же их презираем. Мы даем им обидные клички, издевательски пародируем на телевидении, обижаем, притесняем и время от времени заходимся в крике: «Россия для русских!». А самые нетерпимые берут в руки арматуру, биты, ножи и заточки и переходят от слов к делу.

Мы не любим кавказцев.
Нас раздражает их громкий говор, энергичная жестикуляция, взрывной темперамент, манера кучковаться землячествами. В каждом из них нам чудится бандит, грабитель, насильник. Мы уверены, что именно от них идет вся преступность, наркотики и прочая дрянь, словно, до их массового появления мы жили в идеальном мире.

Мы не хотим видеть на наших улицах и африканцев.
Не знаем, почему именно, но не хотим, и все тут. И их тоже время от времени достают ножи и биты самых нетерпимых.

Мы очень не любим чужаков, что-то во всех этих смуглых, кучерявых, узкоглазых, скуластых, носастых безмерно нас раздражает, мешает жить.
И чувство такое глубокое, изнутри идущее. Пытаясь как-то объяснить его рационально, мы создаем стереотипы и мифы – понятное дело, отрицательные – о целых народах. Переносим манеру поведения необразованного класса (а на рынках и стройках мы сталкиваемся в основном именно с ним) на народы в целом. По отдельным преступникам и негодяям судим обо всех скопом. Раздуваем реальные проблемы, связанные с присутствием чужаков, до невероятных размеров. Придумываем проблемы мифические – вроде той, что приезжие, мол, отнимают работу у коренного населения.

Но почему же, будучи нередко в иных случаях людьми справедливыми, понимающими, сострадательными, в национальном вопросе мы так жестки и категоричны, так нетерпимы?
Что же так гложет наши души, что мешает нам в этих приезжих? Я думаю, только то, что они другие, не такие, как мы. Мы нетерпимы к инаковости. Все другое, чужое, незнакомое нарушает привычное состояние души, настораживает и даже пугает.

Комфортно мы чувствуем себя только среди своих, понятных и более или менее одинаковых.
Возможно, это связано с тем, что Россия довольно долго жила обособлено, никогда не была таким бурным, как Европа, перекрестием торговых путей и интересов завоевателей со всех концов света. И на имперский путь, собирая вокруг себя другие народы, мы вступили гораздо позже Европы. Иными словами, будучи моложе наших западных соседей по меньшей мере лет на 500, мы просто еще не прошли свой исторический путь тесной жизни с другими культурами, не набрались достаточного опыта их уживания друг с другом и примирения. Сегодня мы вступили в эпоху глобализации, не будучи к ней вполне готовыми ни психологически, ни концептуально. Нам еще только предстоит усвоить главный исторический урок, который я бы свел к одному слову – терпимость.

Скорее всего, по причинам указанным выше мы также нетерпимы и в вопросах веры и норовим, как мне представляется, свести такой разный мировой духовный опыт к единственно «правильной» религии – православию.
Во всяком случае, православие неофициально приобрело у нас статус государственной религии. И как любая госрелигия, она стремится, если и не к прямому подавлению других конфессий, то уж точно к получению особого статуса, льгот и привилегий. Идет ли речь о запретах на публичные выступления иностранных проповедников, о введении в школах предмета «Основы православной культуры» или безнаказанном погроме нашумевшей выставки «Осторожно религия!», учиненного «православной общественностью».
Интересно, что и в сознании неверующих, как мне кажется, все остальные конфессии по отношению к православию являются, как бы не совсем «правильными». Показательно, например, что баптистов многие у нас считают чем-то вроде сектантов, причем не вполне безобидных. И не ведают, что это – одно из мощнейших направлений протестантского христианства. В Америке, например, по разным данным от трети до половины верующего населения относят себя к баптистам. А уж число течений и групп внутри основных конфессий несть числа. И всем находится место. В общем, люди там терпимы к многообразию.

А мы нет.
Нас раздражают те, кто думает по-другому, чувствует и поступает иначе, чем мы. В данном случае, говоря «мы», я не имею в виду народ, общество, а конкретно каждого из нас. Вот и я, ратуя за широту взглядов, терпимость к инаковости, порой замечаю за собой, что случись мне вступить в спор, я непременно пытаюсь переубедить оппонента, обратить его в свои взгляды.
А если не удается, покидаю ристалище в некотором раздражении. Другие проявляют и более бурные чувства: выходят из себя, оскорбляют несогласного и норовят чуть ли ни дать ему в зубы. Иные наши ток-шоу так этим и заканчивались. А все потому, что каждый из нас, отстаивая свою правду, не может ни душой, ни сердцем примириться с тем, что и у другого есть своя правда, и он тоже должен иметь на нее право. Почему так получается? На этот счет у меня есть своя рабочая теория.

Очень похоже на то, что в нашей культуре живет феномен, который всерьез рознит нас с Западом.
В своем сознании мы исходим из того, что существует некая абсолютная истина, одна единственная правда. И вот одни полагают, что уже овладели ею и пытаются обратить в эту правду заблудших. Другие находятся в ее постоянном поиске. Нам очень трудно допустить, что этих «правд» может быть несколько и даже много. Есть, например, правда брошенной жены и правда ушедшего от нее мужа. Правда начальника и правда подчиненного. И так бесконечно. Но наш душевный склад требует только одной правды, требует определиться, занять какую-то одну сторону и объявить войну стороне противоположной.

Вот такая нетерпимость к инакомыслию, я думаю, существовала в нашем обществе всегда.
И чем ниже был культурный слой, тем неистовее шла борьба за свое видение, свое понимание жизни. Нельзя сказать, что и просвещенные слои отличались особой толерантностью. Но, по крайней мере, по форме они обычно выглядели более пристойно. В «Собачьем сердце» Булгаков описал три архетипа, которые сохранились в нашей стране после большевистской революции. Это недобитые интеллигенты – профессор Преображенский и доктор Блюменталь, пламенные революционеры под водительством Швондера и люмпен Шариков.
Позже, как мы знаем, недобитых почти добили, а выжившие дали малозаметное потомство. Пламенных революционеров тоже извели. А вот Шариковых расплодилось множество. Со временем появился и новый генотип странного происхождения, как если бы Шариков изнасиловал племянницу профессора Преображенского (будь у него таковая), а та от него понесла. Позднее этих метисов стали называть лучшими представителями советской интеллигенции, а ныне наиболее шустрые из ее потомства получили звание российской элиты. Возможно, от этого примеры самой упертой нетерпимости в ее грубейшей форме нам часто подает Госдума.

Но все же давайте прямо и честно признаем, что нетерпимость, в большей или меньшей мере, свойственна всем нам.
И это наш недостаток. Признаем только за тем, чтобы попытаться сознательно от него избавиться. Давайте, например, вместо того, чтобы травить приезжих, будем создавать для них курсы обучения русскому языку и правилам нашей жизни. Помимо моральной стороны дела, есть чисто прагматический расчет: если не обеспечить вливания населения извне, к 20-му году нашу экономику поразит нехватка работающих, а пенсионную систему отсутствие тех, кто будет зарабатывать на содержание будущих пенсионеров.
С этой точки зрения, может быть, стоит подумать и о том, чтобы создать для наиболее способных из приезжих курсы получения простых профессий и повышения квалификации. Не говоря уже о том, что просто необходимо облегчить получение гражданства наиболее продвинутым, наиболее образованным жителям стран СНГ. И то и другое, кстати, уже много лет с большим успехом делают в США, хотя им, в отличие от нас, совсем не грозит демографический коллапс. И будем помнить предупреждение демографов о том, что если ничего не будет предпринято и нынешний тренд сохранится, к 50-му году наше население сократить до 90 миллионов, а к 2100 году – до 50 миллионов человек со всеми вытекающими экономическими и геополитическими последствиями.

А, кроме того, следует помнить, что жизнеспособность общества строится на готовности к компромиссам, т.е. умении людей договариваться друг с другом – и на личном уровне и на уровне групп, имеющих различные интересы.
Но какие могут быть крепкие долгосрочные договоренности в условиях нетерпимости к иным взглядам и убеждениям? Недостатки власти, на которые сегодня не указывает только ленивый, - есть следствие, а не суть наших проблем. Даже если представить себе, что завтра уйдут эти несколько сот тысяч человек, которые занимают посты по всей вертикали, а на их место придут другие, думаю, мало что изменится. Эти новые будут и думать, и поступать, и вести себя так же, как и их предшественники. Потому что эти новые прилетят к нам не с другой планеты, а выйдут из наших же рядов. Ровно оттуда же, откуда пришла власть нынешняя. По этой причине я полагаю, что истинные проблемы коренятся в нас с вами. Власть же – только наше отражение. Не осознав этого, мы едва ли сможем что-то практически изменить в этой жизни.

…Что же до моего интереса к некорректным, грубым и хамским записям, с разговора о них я начинал этот пост, то стоящие за ними люди сродни героям Достоевского в том смысле, что их тоже нельзя назвать типическими.
Все персонажи великого писателя персонифицируют тот или иной порок, человеческую слабость. Этот прием позволяет, словно, под увеличительным стеклом разглядеть и осмыслить природу патологии. Вот я пока и разглядываю.

http://www.echo.msk.ru/blog/taratuta/682387-echo/

Re: Нетерпимость

Вт май 25, 2010 23:40 pm

Blind Sniper писал(а):Нетерпимость

25.05.2010 | 11:26

Как блогера начинающего, меня пока еще интересуют комментарии к моим постам.
Особенно если они вызывают дискуссию, обмен аргументами.
............
И на имперский путь, собирая вокруг себя другие народы, мы вступили гораздо позже Европы. Иными словами, будучи моложе наших западных соседей по меньшей мере лет на 500, мы просто еще не прошли свой исторический путь тесной жизни с другими культурами, не набрались достаточного опыта их уживания друг с другом и примирения. Сегодня мы вступили в эпоху глобализации, не будучи к ней вполне готовыми ни психологически, ни концептуально. Нам еще только предстоит усвоить главный исторический урок, который я бы свел к одному слову – терпимость.
http://www.echo.msk.ru/blog/taratuta/682387-echo/


Мда... И где они таких неадекватов с бескостными литературными языками находят? :shock:

PS: Кста, понял, что это за чувак - бывший советский журналист, уехавший в США в 80-е и вернувшийся в начале 200х. Программа такая по ящику была - "Америка с Михаилом Таратутой".

Re: Нетерпимость

Ср май 26, 2010 10:19 am

гыгы,автор пидор какой то)

Re: Нетерпимость

Ср май 26, 2010 18:38 pm

Crank писал(а):гыгы,автор пидор какой то)

+1 Отстой!
Ответить