Полемика Дмитрия Рогозина с Сергеем Митрохиным, состоявшаяся на днях в программе Владимира Соловьева «Поединок» - знаковая.
Прежде всего, она показывает, что русский вопрос станет гвоздем начавшегося политического сезона. И отвечать на этот вопрос кремль будет в обычном демагогическом ключе, что и продемонстрировал верный путинец Рогозин. Русский вопрос в России уже невозможно замолчать. Остается его заболтать, интерпретировать в выгодном для системы ракурсе. Похоже, Путин вознамерился впрячь русский вопрос в свою предвыборную кампанию, и поручил это сделать Рогозину.
И тот уже активно помахивает перед русским электоратом пуком словесной соломы. Так, в ходе полемики Рогозин много говорил о русском народе как «государствообразующем». Один из экспертов со стороны Митрохина справедливо указывал Рогозину, что в реальности русские государствообразующим народом в России никогда не были. Русские всегда были главным этническим ресурсом империи, ее строительным материалом и пушечным мясом, будучи при этом отчуждены от российского государства, которое, по сути, русским национальным никогда не являлось. Рогозин не скрывал, что прекрасно понял посыл своего оппонента, но отвечать на него не стал, поскольку отлично знает – эта тема выведет на критику исторической российской государственности как таковой, на признание вечной дихотомии русские-империя, т.е. на русский вопрос в его подлинном смысле. Разумеется, в планы Рогозина и его покровителей это никак не входит. Лучше поговорить о необходимости уважения «культурных стандартов» русских со стороны приезжих, и, конечно, о пресловутой «государствообразующей» роли русского народа.
Но что в реальности стоит за этим громким титулом? Разумеется, ничего, кроме стремления начальства покрепче впрячь русских в раздолбанную телегу российской империи. Ничего, кроме новых тягловых обязанностей и ненужной ответственности за совершенно чуждое им государство этот титул русским не дает. Вспомните, как сразу по окончании войны товарищ Сталин громогласно назвал русских «руководящим народом СССР». Ничего, кроме ужесточения колхозного рабства, усиления эксплуатации и бесправия это русскому народу не принесло. Под пропагандистские дифирамбы, на фоне красочных плакатов, с которых смотрели голубоглазые богатыри, с русских драли три шкуры. Так вот, в оркестре путинского народного фронта Рогозину доверена балалаечная партия «русского национализма» сталинского розлива.
Дмитрия Олеговича вновь запускают в большую российскую политику. Появлению Рогозина в программе «Поединок» предшествовало его выступление на третьем Мировом политическом форуме в Ярославле. Тема выступления – русский вопрос, который Рогозин признает «главным нервом современной российской политики». Гневная Манежка, бившаяся о кремлевские стены, не прошла даром. Система заговорила-таки о русских. Срочно вызванный из европ функционер Рогозин констатировал давно известное: «Некоторые народы в России равнее других, а русский народ находится в положении дискриминируемого большинства». Рогозин ратует за «равноправие народов России» и требует «справедливости для русского народа». Но это общие слова и только. Рогозин молчит о том, в чем конкретно это равноправие и эта справедливость должны выражаться. Настоящий, а не липовый разговор о русском вопросе надо начитать с признания необходимости пересмотра асимметричного характера Российской Федерации, как известно, состоящей из неравноправных субъектов. К дискриминируемым субъектам РФ относятся русские области и края, в статусном отношении несопоставимые с национальными республиками. Дискриминация русского народа в РФ выражается, прежде всего, в том, что у русских
нет своего «“национального дома”, нет субъекта права, который мог бы защитить его во внутрироссийских и международных отношениях. Нет русского национально-государственного образования в составе Российской Федерации».
Как я уже говорил на круглом столе в Госдуме 23 мая с.г., решение русского вопроса требует преобразования России «
в симметричную федерацию, состоящую из равноправных субъектов – национальных республик, в том числе русских республик, созданных на основе руссконаселенных краев и областей, не входящих в какие-либо существующие национально-государственные образования. Нам видятся в составе РФ семь русских республик. Их региональная разверстка: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Южная Россия, Русский Север. Речь идет о достаточно крупных национально-государственных образованиях, сопоставимых по территории с большими странами Европы.
Предлагаемый нами проект обновленной федерации можно условно назвать “Соединенные Штаты России” – с учетом, что роль штатов в этом проекте отводится национальным республикам, среди которых, как уже сказано, будут и русские республики. Необходимо отметить, что определяющими в новой федерации станут не связи субъектов с федеральным центром, а связи субъектов друг с другом. Нынешняя роль центра, определяемая имперской традицией, будет пересмотрена. И еще: мы считаем, что в составе обновленной федерации вряд ли найдется место Северному Кавказу. В цивилизационном плане это крайне специфический регион и ему необходимо предоставить полную независимость. По меньшей мере неразумно удерживать в составе страны, да еще подпитывать федеральными дотациями рассадник терроризма, криминала и дикости, давно живущий по собственным средневековым законам».
Разумеется, для Рогозина, призванного латать дыры в прогнившей имперской системе, все это в корне неприемлемо. Конечно, он и Северный Кавказ отделять не собирается, хотя и говорит о беспределе "этнических групп" с СК. Его задача – утопить русский вопрос в риторике и демагогии, удержать русских в положении
бесправного этнокласса. Решение русского вопроса лежит на путях дальнейшего развития демократии и федерализма, но эти пути несовместимы с клановыми интересами рогозинского начальства и с характером существующего государства.
Алексей Широпаев