Просто офигительно написано, редкого ума и эрудиции женщина.
http://zina-korzina.livejournal.com/==================
В блоге историка моды Галины Иванкиной пользователи делятся советскими воспоминаниями: как шили по выкройкам из Burda, стояли в очередях за медными тазами, пили газировку из автоматов, жили в коммуналках. Ностальгия по СССР — модный интернет-тренд.
Галина Иванкина завела блог в 2004 году и, как человек неординарный, решила назвать его в честь того, кто первым зайдет в гости или позвонит. Так ЖЖ получил имя маминой подруги Зины (zina_korzina). Главной темой сочинений Иванкиной стал быт советского гражданина — что считалось модным, а что вульгарным, где целовались и когда женились, что смотрели и о чем мечтали... Стоит Галине начать рассказывать какую-то историю — и 7000 ее читателей тут же подхватывают. Первые американские джинсы, купленные в "Березке", жвачки "мятные, в зелененькой обертке, формой как конфета по 15 копеек за штуку", первые сникерсы, эфиры BBC и запрещенные песни, пустые бутылки от импортного алкоголя в серванте рядом с фотографиями Гагарина...
— Почему сегодня так много говорят и пишут об СССР?
— Для одних СССР — погибшая империя, для других — время, когда они были маленькими. Это ностальгия скорее по детству и юности, а не по советским годам. А из детства и юности хорошее помнится лучше. Люди уже забыли, как они хотели слушать иностранную музыку и не могли ее достать. Всем кажется, что тогда было лучше. Большинство из тех, кто приходит ко мне в ЖЖ, идеализируют ту эпоху. На самом деле тогда много было хорошего, но и плохого не меньше. Но тогда все было понятно — народ шел в светлое будущее. А сейчас, кто и куда идет, а главное, зачем, не ясно. У каждого свой путь. И единой цементирующей цели нет. Это плохо. Потому что люди при всем богатстве выбора должны уметь консолидироваться, а не жить по принципу "моя хата с краю".
— И в этой ситуации ваш блог стал площадкой для эскапизма, возможностью уйти в прошлое, в идеальный мир, оставшийся в памяти.
— В детстве за тебя все решали не только мамы-папы, но и школа, пионерия, спортивная секция. Советское общество не давало людям упасть ниже плинтуса, насильственно заботилось об образовании, трудоустройстве, моральном облике. Опять же — воспитывало в человеке хороший вкус (так, по радио и на ТВ было очень много классики — музыкальной и литературной). Сейчас человеку дано право выбирать, кем быть и для чего быть. Хочешь — будь бизнесменом, ученым, фотомоделью, врачом. А не хочешь — на диване валяйся, пиво пей. Только вот некоторым все время нужен грозный Сталин, который не давал бы лежать на диване.
— А лично вам тема СССР чем интересна?
— Тем, что на нее находится собеседник. Было бы с кем поговорить о моде XVIII века, я бы больше писала о ней. В первых своих постах я публиковала стихи, смешные истории, что-то рассказывала о своей жизни. Много писала об истории костюма. Но быстро поняла, что платья галантного века интересуют очень узкий круг людей. Мне же от блога прежде всего хотелось общения. Посты о советской моде вызвали больший интерес. Я решила двигаться в этом направлении.
— Какое у вас было детство?
— Советское. И ничего отталкивающего, как сейчас говорят, совкового в этой культуре я не видела. У меня мама инженер-строитель, причем она сделала в СССР неплохую карьеру. Именно с ее подачи у меня появился интерес к советской архитектуре. Сталинская архитектура в детстве казалась мне похожей на архитектуру XVIII века: вычурные здания и шикарные скульптуры, много белого цвета в клубно-парковых композициях и решениях. Ни мода, ни литература, ни кино, а именно архитектура — самое выразительное искусство советской эпохи. А уж высотка на Котельнической набережной и здание МГУ на Воробьевых горах стали для меня просто воплощением гармонии.
— И архитектурные решения коммуналок...
— Это ужасно! Я отношусь к советской истории здраво и ни за что не буду вещать о романтике совместного проживания. И никогда не соглашусь с рассказами о теплых отношениях и чувстве локтя, якобы возникавшего, когда на кухне сталкивались десять хозяек. Но плюсы в коммунальной жизни тоже были. Как говорят люди старшего поколения, дети в коммуналках росли дружными и щедрыми. Они воспринимали соседей едва ли не как родственников. Взаимовыручка, помощь, разумеется, имели место. Нам с детства прививали коллективизм, нас учили жить в обществе, а не в башне из слоновой кости. И это было очень правильно. Сейчас детей слишком пестуют, как особых, лепят из них каких-то индиго. Более того, чем больше ребенок неуправляем и глуп, тем больше родители напирают на его индиговость. Особенность, самость, индивидуальность — чаще всего эти слова прикрывают разболтанность и неумение быть частью коллектива. Воспитание человека как части общества — вот главное.
— Наших родителей так долго учили быть частью общества, что они совсем потеряли ценность личности.
— Зато сейчас непохожесть, инаковость стала манифестом и некоей нормой. Главное — поразить, а уж чем неважно.
— Лепя особых детей, родители дают шанс ребенку стать чем-то большим, чем винтиком государства.
— Лично я не вижу ничего плохого в понятии "винтик государства". Винтик — это часть механизма, рабочего механизма. А вот узревание гениальности — это чаще всего попытка искать смысл там, где его изначально нет. Гениев мало, и они сами проявляются даже в годы диктатур. Пушкин и Гоголь творили при Николае I. Им не мешало, что вся страна — слаженный механизм, состоящий из винтиков и шпунтиков.
— Как-то вы сурово про молодежь. А как же субкультура хипстеров, креативный класс — у них тоже нет шансов?
— Чаще всего они вырастают самовлюбленными гуманитариями, которым хочется творить, а не работать. Они по жизни криэйторы, а не профессионалы. Но этим больна не только молодежь. Сейчас каждый стремится быть писателем, фотографом, арт-директором, ландшафтным или фэшн-дизайнером. Гораздо проще заделаться непонятым философом или сочинительницей романов, чем юрисконсультом или (о, ужас!) инженером. Хотя бы потому, что непонятых юрисконсультов не бывает в природе. А уж тем более — непонятых электриков или сантехников. Ты или умеешь делать свою работу, или нет. А с писательством или дизайном можно мудрить хоть до старости. Помню, одна юная леди-писатель протянула мне визитку, где обозначила себя как "создательница миров". Неплохо, да?
— Это называется внутренняя свобода самовыражения, разве нет? Лучше всем ходить в одинаковой униформе с бейджиком "Вася, инженер 1-го разряда"?
— Наверное, это очень здорово — до 30 лет жить на шее у родителей, искать себя и раскрывать свои таланты. Писать толстые книги, снимать свое (лучше всего артхаусное) кино, фотографировать лужи и облака, создавать странные дизайнерские (конечно же, продвинутые) проекты — это ух как здорово! Главное, чтобы папа купил очередной модный объектив к дорогущему фотику, а мамина подруга уговорила издателя напечатать очередную фэнтези-ерунду, списанную с Конана-варвара. Как выразилась в своем блоге одна ищущая девочка 28 лет: "Я презираю бескрылых людей, не умеющих смотреть на звезды!" При этом мечтательница призналась, что ни дня в этой жизни она не работала. А зачем работать, если совковые предки обеспечивают великовозрастной хипстерше и фотоаппарат, и макбук, и очередное обучение в студии дизайна? Да, замуж она тоже не собирается (это ужасно бескрыло — замуж). Хотя... Можете счесть это моим старческим ворчанием.
А вот знаете, что я подумала? Внезапно! Сейчас гораздо проще выделиться именно отсутствием яркости и прочих креативных особенностей. Когда вокруг все пишут книги, гораздо более стильно их не писать, а быть юристом или учителем в обществе тотальных дизайнеров. Носить черный пиджак в окружении дизайнерского гранжа. Как было сказано в одной американской комедии (уж извините за похабную цитату): "Чтобы прослыть настоящим извращенцем, сейчас надо заниматься сексом только со своей женой, в темноте, в миссионерской позе".
— Может, молодежь отталкивается от серости, в которой жили их родители? Что если вся эта креативность — просто противопоставление совку, выдавливание его из сознания?
— Идею всеобщей серости в СССР буквально поняли и подхватили недобросовестные журналисты, кинематографисты (фильм "Стиляги" — тому пример). Я помню, что в советские времена было очень много яркой нелепой одежды с веселенькой расцветкой. Черный костюм купить было гораздо сложнее, чем какое-нибудь яркое ситцевое платье в горошек. В магазинах висели кримпленовые костюмы всех оттенков: красные, голубые, синие. А черного было не найти. Да, за модную одежду не могли выгнать из комсомола. Это бред! Чтобы тебя отчислили, ярких американских носков было мало, нужно было прибавить к ним антиобщественное поведение: распитие спиртных напитков, хулиганство, как в знаменитой статье "Плесень".
— Советское прошлое как-то влияет на нашу сегодняшнюю моду?
— Только одним образом. У современного человека вкуса даже меньше, чем было у советского. Сейчас выбор огромный. Пришел, нахватал чего-то по-быстрому, шкафы ломятся от вещей. Все ходят, как попугаи. Российские женщины любят разодеться — макияж, аксессуары, да побольше. Это часто связывают с тем, что в советские годы у девушек не было возможности так ярко выражать себя. Не думаю, что такие выводы правдоподобны. Можно капнуть глубже в историю. Современники Пушкина писали: "Московская барышня и тамбовская оденет на себя все, что купила на ярмарке, тогда как петербуржская выглядит слишком скромно".
_________________
Галина Иванкина, 41 год, блогер. Окончила Технический университет связи и информатики, Институт Натальи Нестеровой и Московскую государственную юридическую академию. Работала учителем истории, сейчас юрист-консул. Исследует историю костюма разных эпох. Ее блог — площадка для обсуждения быта советского периода.