Всем тем, для кого автомобиль не просто средство передвижения.
Чт дек 08, 2005 21:05 pm
Говоря о том, что цены на топливо должны подчиняться исключительно законам рынка, и кивая при этом на развитые страны, российские чиновники определенно кривят душой. Так, по состоянию на 5 декабря 2005 г. средняя за неделю розничная цена бензина в США составила 2,147 $/галлон (порядка 16,5 руб. за 1 л), что ниже среднего уровня по московскому региону. Немаловажно, что тенденция снижения розничных цен на бензин в США сохраняется уже на протяжении девяти недель подряд. Напомним, что как раз на этот срок приходится пик цен, связанный с ураганом "Катрина", нанесшим серьезный удар по американской нефтяной отрасли. В остальном динамика бензинового рынка довольно близко повторяет динамику рынка сырой нефти, что позволяет предположить, что цены на моторное топливо все это время снижались благодаря снижению цен на нефть (первая причина, по данным опроса ROMIR Monitoring).
А где же тогда погоня за сверхприбылью бензиновых "акул" и умывающее руки государство, уповающее на волю его величества рынка? Не тут-то было. Хорошо известно, что в самый решительный момент, когда значительная часть нефтяной промышленности США была выведена из строя и стоимость бензина в ряде штатов подскочила просто нереально (до 50%), государство активно вмешалось в ситуацию. Во-первых, на рынок были выброшены нефть из стратегического резерва и срочно закупленное за рубежом моторное топливо. Во-вторых, посредством налоговых и законодательных рычагов был осуществлен жесточайший нажим на продавцов, попытавшихся неоправданно задрать цены. В результате в считанные недели США удалось погасить кризис и уронить цены. Заметим при этом, что, в отличие от России, Америка не является лидером мировой нефтедобычи, предпочитая импортировать сырую нефть. Тем не менее, соотношение между средней стоимостью литра бензина и средним уровнем дохода на человека в США и России складывается явно не в пользу нашей страны.
Российские же чиновники с олимпийским спокойствием продолжают наблюдать за происходящим на топливном рынке, гадая, до какой отметки должны подняться цены, чтобы население начало отказываться от поездок на автомобилях. Предложенная в момент пика цен мера по дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых, реально способная разрешить ситуацию, была заболтана и подменена добровольным мораторием нефтяных компаний. Тем не менее, срок действия моратория заканчивается в новом году, и к весне цены неизбежно пойдут вверх. Об этом власти, похоже, предпочитают не думать.
В последнее время мы наблюдаем, как российская нефтяная отрасль ускоренными темпами переходит под контроль государства, на радость наивным "радетелям справедливости". Однако пока отчетливо видно, что государство либо не может, либо не хочет управлять "нефтянкой" таким образом, чтобы население не страдало от заоблачных цен на топливо. Хотя не исключено, что "акулы" водятся не только в мутных водах олигархического капитализма...