Страница 1 из 1

Почему в России так дорог интернет?

СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2003 22:38 pm
gosha
Почему в России так дорог интернет?

Как ни закрывайся фиговым листочком "малого спроса" и "плохо развитого рынка", можно констатировать вполне клинический факт - доступ к Интернет в России очень дорог по сравнению с большинством стран мира. Причем, увы, не только развитых. И даже не в отношении к средней заработной плате, а прямо, в зеленых у.е.

Разумеется, у конечных пользователей вопрос "кто виноват" не стоит. Ответ - "жадные провайдеры" вполне очевиден. Однако это мнение почему то не находит отклика в сердцах и тарифных планах операторов. Причем по очень простой причине - продавать дешевле обычно означает "себе в убыток".

И вроде бы все гладко на калькуляторе - провайдер покупает мегабайт за 3-4 цента, продает за 10. Рентабельность сделки - позавидует Сорос. А вот над итоговой прибылью посмеется владелец ларька на бойком перекрестке.

Причина неочевидна на первый взгляд. Имя ей - стоимость коммуникаций, приобретение и владение которыми вносит существенные коррективы в экономику провайдинга.

Огромная (по экономическим меркам) скорость устаревания оборудования, высокая зарплата квалифицированных специалистов - неизбежная плата за технический прогресс. Но этот фактор нельзя отнести к особым Российским. Скорее наоборот - та же Германия гораздо серьезнее встала на грабли того же ISDN.


$230
3com Super Stack II 1100 (3C16950).



Более верно будет обвинить монополизм. Когда на рынке единолично доминирует победитель суровой конкурентной борьбы - он еще очень долго сохраняет свою закаленную в боях эффективность. Но если монополия пошла от государственно-бюрократических институтов, то ее управленческая никчемность может приобрести чудовищные очертания.

Не то, чтобы с Электросвязями разных мастей было сложно конкурировать. Наоборот, таких беспомощных соперников еще поискать, но... Вот не конкурируют они в традиционном понимании этого термина, а просто давят административным ресурсом, вытесняя альтернативных операторов на дорогостоящие окраины технологий. Те же домашние сети, по большому счету, появились и развились не от хорошей жизни.

Второй (и возможно не менее слабый пресс) - административное регулирование отрасли связи. Огромный массив организационной сумятицы, сказочное поле для взяточничества (на фоне этих крупных хомяков ГИБДД покажется небольшими, но многочисленными белыми мышками). И все это под флагом предоставления абонентам качественной услуги.

Излишне говорить, что провайдерство не вечный двигатель, и свои неизбежные расходы операторы так или иначе перекладывают на пользователей. Т.е. важнейшей причиной дорогого интернета можно назвать не происки рынка, а вполне субъективное несовершенство или отсутствие законодательной базы и чрезмерную заорганизованность отрасли (отягощенную произволом чиновников истинно российского размаха).

Интересна история вопроса. Госсвязьнадзор в Российской Федерации был создан 15 ноября 1993 года (Постановление № 1156 "Об утверждении Положения о службе государственного надзора за связью в РФ"). А значит, не является страшным наследием сталинского режима. Наоборот, его скорее можно рассматривать как средство удержания в своих (но не совсем понятно каких) руках стремительно теряющуюся монополию на связь.

Смутное время повальных приватизаций вызвало к жизни эту достаточно странную структуру (ранее подобным образом контролировалась только радиосвязь). В течении 2000–2001 годов происходила последняя масштабная реорганизация. Роль госсвязьнадзора была определена Постановлением Правительства России от 28.04.2000 № 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в РФ"

Сейчас Госсвязьнадзор находится в ведении Министерства связи РФ и включает в себя Департамент по надзору за связью и информатизацией Минсвязи России (ДНСИ) и управления по надзору за связью и информатизацией во всех субъектах РФ (УГНСИ, ранее известные как УГСН).

Декларированные цели, стоящие перед Госсвязьнадзором:

контроль работоспособности взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, технического состояния сетей и средств связи;
защита прав потребителей услуг связи;
надзор за электромагнитной совместимостью радиоэлектронных средств;
надзор за строительством объектов связи, эксплуатацией, приобретением, ввозом технических средств радио и электросвязи;
надзор за лицензируемой деятельностью операторов связи.
Что такое взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации, и как она увязывает передачу данных в Интернет - почти загадка (этот термин изменен в новом законе "О связи"). Во всех нормальных странах Интернет здраво рассматривается как сеть сетей, и даже стыки между разными операторами обходятся без излишних формальностей, и уж точно при отсутствии министерского контроля.

Зачем защищать потребителей при наличии конкуренции в области передачи данных - не понятно. В конце концов, есть права потребителей и всяческие общества по их защите. Чем отличается продажа услуг связи от парикмахерских? Ведь несертифицированные ножницы в руках парикмахера без лицензии - страшное оружие. А если этот злодей еще и осмелился не сдать в соответствующий специальный орган парикмахерского контроли свое кресло, зеркало и столик... Немедленно лишить лицензии, обложить штрафами! Или просто посадить, ибо нельзя нарушать монополию "Парикмахеринвеста"!

Остальные пункты так же мало связаны с реальным подключением к Интернет. В конце концов, если так страшно, что взаимонепонятноскем увязанная сеть РФ может пострадать от сторонних подключений - нужно определить ее границы, и выдавать техусловия на подключение к этому чуду природы. Как это делает любой вменяемый владелец СПД.

И вообще, почему Интернет вообще был отнесен к связи и стал лицензируемой отраслью? Ведь бурное развитие сети в Западной Европе и США было прежде всего вызвано ее выведением за пределы регулирования (бюрократов от связи и там более чем хватает). И результат не заставил себя долго ждать.

Но увы, когда в начале 90-х годов отечественные провайдеры только начинали свою деятельность, многим по советской привычке хотелось легализовать услуги. И добились на свою же голову... Впрочем, это дело прошлое, довольно запутанное, и понять что было на самом деле уже очень сложно. Хотели как лучше, получилось как обычно.

DSLAM от $990
Lucent DSLMAX20 (от 8 до 32 портов SDSL).



Тут резонно задать вопрос - почему так много слов о разрешениях? Но беда отрасли в том, что правильная сдача в УГСН на практике повышает стоимость линии или узла в два и более раз. Совсем не мелочи. И это еще без откровенного грабежа СОРМа. Ведь по отечественным законам сертифицироваться должно все, включая внутреннюю сеть (хотя вполне достаточно внешних стыков).


Во сколько обойдется сдача такого объекта связи в России?

Разумеется, все проходит без реального повышения качества, скорее наоборот - замена подходящего активного оборудования на сертифицированное легко может привести снижению уровня услуг. И (или) повышению цены - продавцу сертификация то же стоит денег и головных болей.

... Хотя вообще интересно, как проверяют ученые мужи из аффилированых ГУПов коммутаторы на работоспособность во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Зрелище явно достойно цирковой арены...

Второе возражение. Есть мнение, что связь дело серьезное, чем меньше в ней "пионеров", тем лучше. С одной стороны, разумное зерно в такой позиции есть. Только зерно, конечно, "ну очень мааааленькое". Так как остальные виды услуг как-то умудрились выйти из "детства" без "ведущей к свету" роли своих профильных министерств. Причем видна интересная закономерность - чем меньше эта самая роль, тем лучше все работает.

Что бы далеко не ходить за примерами... К чему привела зарегулированность радиочастоты 2,4 ГГц? Фактически, в Москве она стала свободной - явочным порядком. Пиратов настолько много (так как стать пиратом стоит $100 за пару радиокарточек), что ловить их бесполезно. Процесс это сложный, наказание невелико. Cтрелять на месте (к примеру) за Wireless card в ноутбуке уже не принято.

Легальные операторы по сути выкинули немалые деньги на регистрацию своих сетей - оказывать коммерческие услуги в этом диапазоне все равно фактически невозможно.

Ждет ли похожая судьба домашние сети? Вполне возможно, если ГСН будет рьяно наваливаться на тех Ethernet-провайдеров, кто пытается легализоваться и вести нормальный бизнес. Давление чиновников от минсвязи прежде всего не выгодно операторам средней величины.

Отдельные лидеры уже протоптали свои дороги по кабинетам, нашли оптимальные схемы "кому и сколько платить". Традиционным операторам телефонии и того проще - их, "родных> для минсвязи и "равных более, чем другие", никто не обидит. С другой стороны, небольшим сетям по большому счету не страшен надзор. Их невозможно закрыть просто в силу изчезающе малой величины. Но при их количестве они могут всерьез конкурировать с несущими большие затраты на легализацию "середняками".

Разумеется, ни к росту качества, ни к снижению цен загон рынка в серую зону не приведет. Тут и сомневаться нечего.

Поэтому остается только призвать "от Гаврилыча" сакраментальные "что делать?".

И ответ будет - достаточно просто не мешать. Это такая недостижимая малость...

Беспроводное оборудование 802.11 a/b/g
2,3... 2,7 & 5,1...6.1 Ггц , максимальная скорость до 108 mbps (реальный трансфер до 55 mbps)
Firewall & NAT, Routing, Bridging, Data Rate Management, IPsec, VLAN, Monitoring/Accounting, ...



Ведь так хочется помочь отрасли, например провалить миллионы в прорву откатов "Электронной России". Или субсидировать установку бесплатных таксофонов в каждом населенном пункте, а заодно тотально запретить вредные и некачественные СПРИ. Ну и конечно - просто необходимо резко поднять качество услуг путем сертификации всех болтов на провайдерских узлах...

Господи, защити нас от таких "коллег". С врагами мы как-нибудь и сами разберемся. :)

http://www.nag.ru/