Всё это может стать реальностью, если будет принят новый законопроект.
Вот статья Павла Парфентьева с сайта http://domrebenok.ru/
Привожу целиком, потому что это действительно важно!
Вскоре всех нас ждут большие перемены. Новорожденных младенцев будут называть не людьми, а «продуктами зачатия». Бедность семьи станет вполне законным основанием для того, чтобы отнять у нее детей. Родители не смогут больше на законных основаниях находиться в больнице со своим ребенком, если ему больше трех лет…
Звучит мрачно? К сожалению, именно это – и многое иное – грозит всем нам в случае, если будет без изменений принят новый законопроект, подготовленный в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Этот законопроект был опубликован на сайте Минздравсоцразвития 30 июля и сейчас, надо полагать, происходит его общественное обсуждение… К сожалению, мало кто из россиян осведомлен о том, что именно войдет в новый закон – который, как предполагается, заменит действующие «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Разве что кто-то прочел в прессе невинные – и даже весьма позитивно выглядящие пояснения: «В основу заложен принцип приоритета профилактических мероприятий и переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний».
Увы, но эти многообещающие слова получили отнюдь не невинное воплощение в тексте самого законопроекта. Если он будет введен в действие в своем нынешнем виде, то сразу поведет к серьезному нарушению прав отдельных людей, а особенно – российских семей. А «отложенные» последствия принятия нового закона могут стать еще более трагичными. Некоторые из этих последствий могут стать причиной разрушения множества российских семей.
Вот каковы наиболее опасные «подводные камни» законопроекта, подготовленного Минздравсоцразвития:
1. Новое определение здоровья даст основание для разрушения семей.
Жизнь семьи в России юридически во многом определяется «Семейным кодексом РФ». Ст. 63 Кодекса обязывает родителей «заботиться о здоровье … своих детей», что вполне естественно. А ст. 77 Семейного Кодекса указывает, что органы опеки имеют право немедленно отобрать ребенка у родителей «при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью». Хотя этой нормой регулярно злоупотребляют, отнимая детей у родителей по надуманным основаниям, она в целом понятна с точки зрения здравого смысла… или была понятна, пока именно здравый смысл определял ее понимание. К сожалению, с введением нового закона о здоровье здравый смысл перестанет играть определяющую роль, потому что законопроект дает юридическое определение здоровья.
Согласно этому определению, здоровье – это не просто отсутствие заболеваний, но «состояние полного физического, душевного и социального благополучия» (ст. 2 законопроекта). Ясно, что все российские дети будут теперь в ситуации непосредственной угрозы здоровью – ведь полное физическое и душевное благополучие – недостижимо. Но в особенно угрожающем положении окажутся дети из бедных семей – ведь их «социальное здоровье» сильно нарушено пребыванием в бедной семье. Новое определение здоровья даст возможность «позаботиться» о них государству – изъяв из «нездоровых» бедных условий семьи и обеспечив здоровую и благополучную жизнь в детском доме или у приемных родителей. Им только и останется благодарить: «Спасибо Минздравсоцразвитию за наше счастливое детство».
На этом фоне как-то теряется тот факт, что определение заболевания в той же статье проекта, – судя по всему, позаимствованное из Википедии, указывает, что болезнь, в том числе, состоит в «нарушении … социально полезной деятельности». Остается надеяться, что диагностические критерии общественной полезности деятельности, позволяющие определить, кто общественно болен, а кто общественно здоров, не будут определяться актами Минздрав соцразвития…
Еще одна странная норма содержится в ст. 50 законопроекта, предусматривающей, что дети, находящиеся «в трудной жизненной ситуации» могут содержаться до четырехлетнего возраста в больницах «в порядке и на условиях, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Напомним, что в понятие «детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» действующее законодательство включает детей-инвалидов и «детей, проживающих в малоимущих семьях» (ст. 1 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
2. Все больные будут обязаны выполнять назначения врача.
Новое новшество закона – дополнительные обязанности граждан в сфере здоровья. Граждане будут обязаны не только «заботиться о своем… трудовом долголетии» и «бережно относиться к своему здоровью» (интересно, введут ли со временем административные штрафы за неисполнение этих обязанностей), но и «находясь на лечении…выполнять назначения медицинских работников».
Вы отказываетесь от укола или таблетки? Увы, по этой норме ст. 25 законопроекта Вы легко станете нарушителем закона. О том, как это соотносится с принципом обязательности добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство и с правом отказа от него (а эти нормы перекочевали в новый законопроект из действующего закона) – авторы законопроекта, видимо, просто не подумали.
3. Новое право детей… или новая обязанность родителей?
Ст. 50 нового законопроекта предусматривает новое право несовершеннолетних в сфере медицины – а именно «право на медосмотры» – профилактические, при поступлении и учебе в школы и т.п. Конечно, вероятно, у граждан остается формальное права на «отказ от медицинского вмешательства» в этом случае, но…
На просторах нашей страны уже не раз случалось, что, пользуясь своими законными правами – скажем, отказываясь от той или иной прививки, родители навлекали на себя грозные обвинения поликлиник, органов опеки и иных суровых инстанций в том, что нарушают «право ребенка на медицинское обслуживание». Все чаще и чаще право на медицинское обслуживание детей начинает пониматься как обязанность родителей воспользоваться услугами врача. Конечно, право отказаться у вас остается… но смотрите, как бы вас не обвинили в том, что Вы нарушаете права Вашего ребенка, а значит – «уклоняетесь от выполнения обязанностей родителей» (ст. 69 Семейного Кодекса – «лишение родительских прав»).
4. Вы хотите быть с ребенком в больнице? Теперь – только до трех лет!
По ныне действующему закону, родитель или иной член семьи имеет право находиться с ребенком, если он находится на лечении в больнице на протяжении всего времени лечения – независимо от возраста ребенка. Увы, новый законопроект хочет отнять это право у родителей. Только родители малышей до трех лет смогут свободно находиться со своими детьми в больнице, «а с ребенком старше трех лет – при наличии медицинских показаний» (ст. 47 законопроекта).
Как это соотносится с обязанностью родителя следить за соблюдением прав ребенка – увы, авторы закона не поясняют. Не поясняют они и то, как это сочетается с правом ребенка на «допуск к нему … законного представителя для защиты его прав» (ст. 18 проекта).
Интересно, чем вызвано такое «милое» нововведение – ведь никаких расходов по пребыванию родителей с ребенком больница не несет, не обеспечивая им ни еды, ни спальных мест. Чем может помешать врачу родитель, психологически поддерживающий свое больное чадо? Увы, вопрос о цели такой жестокости остается без ответа.
Зато легко ответить на вопрос о том, чем может обернуться иногда отсутствие родителей ребенка в больнице в наше нелегкое время. Так, в 2009 году в детской больнице №8 г. Челябинска соседи по палате сперва несколько дней избивали своего 10-летнего соседа, а потом жестоко изнасиловали мальчика. Когда истязаемый ребенок пытался получить помощь от медицинского персонала – его лишь стыдили, что он не может сам за себя постоять[1]. Увы, авторы законопроекта, видимо, считают такие ситуации – мелочью, и не видят в них повода разрешить родителям всегда находиться с больным ребенком…
5. Новорожденные – не люди, а «продукты зачатия».
Замечательную норму содержит и 49 статья законопроекта, гласящая: «Моментом рождения ребенка является момент отделения продукта зачатия от организма матери посредством родов».
Ваше маленькое дитя – больше не «новорожденный», не «ребенок», и даже не просто «человек». После принятия нового законопроекта новорожденный будет вполне официально и легально признан всего лишь «продуктом». Увы, как это сочетается с обязанностью государства охранять достоинство каждой личности (ст. 21 Конституции РФ) и с декларацией необходимости правовой защиты каждого ребенка «как до, так и после рождения» (Конвенция ООН о правах ребенка) – авторы законопроекта не поясняют. Мнения экспертов о Статье 49.
Это – не все «подводные камни» нового законопроекта. Есть в нем и существенные недоработки. Например, как и в действующем законе, фактически бесправным остается в сфере медицины ребенок, заболевший, когда его родители в отъезде (или, наоборот, он находится в гостях у родственников); по-прежнему сохраняется возможность подвергать дискриминации женщин, предпочитающих роды в домашних условиях (сегодня они фактически лишены возможности на законных основаниях получить помощь врача). Нормы законопроекта предусматривают возможность медицинской стерилизации или аборта в отношении совершеннолетних недееспособных граждан по решению суда – при этом мнение самих стерилизуемых суд должен будет лишь «учитывать» (у знающих историю на горизонте сразу возникает память о том, как работали суды по стерилизации в нацистской Германии и что из этого вышло).
В общем, юридический «продукт зачатия», рожденный в недрах Минздравсоцразвития вышел довольно пугающим. Желающие могут познакомиться с подробным анализом проекта закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подготовленным Межрегиональной общественной организацией «За права семьи». Организация разработала и поправки, внесение которых в законопроект может защитить граждан и семьи от печальных последствий: аналитика (PDF).
Остается надеяться, что у народных избранников и всех, кто влияет на законотворчество, хватит разума и здравого смысла на то, чтобы не допустить принятия законопроекта в его нынешнем виде и внести в него необходимые изменения.
А каждый из нас может повлиять на ситуацию, выразив свою гражданскую позицию. Сделать это можно, направив обращение Президенту РФ, в Минздравсоцразвития, в Общественную Палату Российской Федерации, в другие инстанции.
Образец обращения (желающие могут составить собственный текст): скачать
Образец краткого текста (для отправки через электронные приемные): скачать
Адреса для обращений граждан:
Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
(электронная приемная: letters.kremlin.ru)
В Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3
(электронная приемная: http://www.minzdravsoc.ru/reception/form)
В Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по охране здоровья»)
В Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
(электронная приемная: www.duma.gov.ru/letter_pr.html – обязательно укажите в поле «Адресовано» – «по вопросам семьи, женщин и детей»)
В Общественную палату РФ
125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1(электронная приемная: eis.oprf.ru/treatments/send)
____________________________________________
[1] <http://txt.newsru.com/crime/21apr2009/hosprape10ybural.html>
Автор: Павел Парфентьев, историк, культуролог, христианский педагог, российский католик, член общины «Рыцари Святого Креста Господня» (MSCD)