
На состоявшихся в Шотландии парламентских выборах абсолютное большинство мест (69 из 129) завоевала Шотландская национальная партия, чьей программной целью является референдум о независимости от Великобритании.
Подавляющее большинство российских СМИ пишут о «победе националистов», чем несколько дезориентируют читателя. Дело в том, что в России термин «национализм» сопряжен с какими-то этническими вопросами, которые в случае Шотландии практически отсутствуют. На древнем гэльском языке там говорит всего 1% населения. Основная разница с англичанами - особое региональное самосознание шотландцев, их культурно-историческая специфика.
Помню, как семь лет назад в эдинбургском пабе один proud Scotsman на чистейшем английском уверял меня, какие все англичане «heartless imperialists». А своими собратьями называл «Chechen rebels». Пришлось посоветовать ему не мешать виски с пивом...
Тем не менее этот шотландский вкус и воля к независимости, унаследованные от классических бардов и Бёрнса, постоянно проявляются и в современном популярном искусстве. Из фильмов, к примеру, у нас широко известны «Храброе сердце» и «Камень судьбы». И, как ни странно, эти сугубо «нематериальные» - ментальные и творческие сущности, загадочный шотландский патриотизм оказываются самым эффективным инструментом реальной политики.
В 1999 году в Шотландии был возрожден собственный парламент, в котором сразу же обрели большинство собственно шотландские партии, а не просто филиалы лондонских. Все-таки странная страна Великобритания - вроде бы монархия, но, с точки зрения прав своих регионов, выглядит гораздо демократичнее иных номинальных федераций... Вообще, там уже не первое десятилетие происходит процесс деволюции - делегирования властных полномочий с центрального на региональные уровни - т.е. нечто прямо противоположное российскому «укреплению вертикали»...
Может быть, именно поэтому Великобритания не слишком опасается распада? Такое перераспределение власти означает и перераспределение ответственности - теперь уже свои ошибки не спишешь на «столичное начальство». И отчитываться надо не столько перед ним, сколько перед своими избирателями, а они очень требовательны. Поэтому британские региональные процессы продвигаются без резких скачков - но все же нынешний триумф ШНП являет собой событие этапное.
Шотландцам действительно уже надоело, что их нефтью (а в Европе по ее запасам Шотландия уступает только Норвегии) распоряжаются лондонские монополии. А шотландский высокотехнологичный кластер «Silicon Glen», да и сам Эдинбург как четвертый в Европе финансовый центр не могут полноценно развернуться, поскольку скованы британскими стандартами, которые несколько отличаются от общеевропейских.
Кстати, здесь можно заметить некорректность некоторых российских комментаторов, называющих шотландских регионалистов «сепаратистами». Если принять за целое Европейский Союз, то Шотландия не только не желает от него «отделяться», но напротив - видит себя в будущем одним из его полноправных членов. А это значит, что при любом результате планируемого референдума никаких таможен и границ посреди британского острова не возникнет. Разве что на смену лондонским чиновникам в Эдинбург придут брюссельские - но это уже другая тема...
Нас же в данном случае интересует иное - сама возможность подобного развития событий возникла на базе мощного развития шотландских брендов, их уникальной идентичности. Даже за три века существования в составе Британской империи Шотландия ничуть их не утратила. Весь мир все равно в курсе, что есть такая особая нация - шотландцы, которые пьют виски и эль, носят килты, играют на волынках, а где-то в их озерах плавает таинственная Несси. Причем по яркости своего национального образа и его глобальной узнаваемости Шотландия уже давно и далеко превзошла многие другие страны, которые сегодня являются независимыми.
Как бы то ни было, британские власти уже заявили, что они не собираются чинить препятствий референдуму о независимости Шотландии. Как ее граждане выскажутся, в той стране и будут жить. В одном можно быть уверенным точно: никаких обвинений в «экстремизме» и «развале нашей тысячелетней державы», не говоря уже о каких-то силовых решениях, не будет. Похоже, с этим островом мы живем не только в разных странах, но и в разных эпохах...
inache_net