???????? ???????????????? ?? ????????

Кто делит московское небо

События, новости, статьи. Все только о Дмитрове и Дмитровском районе.

Кто делит московское небо

Сообщение gosha » Вт янв 18, 2005 22:47 pm

Валерий ДАВЫДОВ

http://www.politjournal.ru/index.php?ac ... 6&issue=85

Воздушный бой
Кто делит московское небо
Еще в прошлом году в Сорочанах, возле подъезда к известному горнолыжному курорту, висел огромный баннер, приглашающий полетать на настоящем самолете. Сегодня здесь тишина. Как будто и не было аэродрома — пустая площадка. Лишь рваный «колдун» — указатель ветра, похожий на полосатый носок, по-прежнему упрямо полощется в воздухе…

Контрольная «закупка»

В сентябре к сорочанскому пилоту Леониду Петрову (фамилия по понятным причинам изменена) подошли двое праздношатающихся и попросились полетать. Тот не отказал. А уже на земле ему сунули в нос удостоверения — контрольная «закупка». Где чеки? Разрешение? И т. д. Тут же было заведено уголовное дело, а в ноябре состоялся и суд. Мне удалось разыскать бывшего управляющего аэродромом в Сорочанах Александра Оприщенко. Он рассказал, что коммерческого директора Александра Калинина, бывшего, кстати, подполковника ПВО, осудили за «незаконную коммерческую деятельность» на четыре года. Неудачливого летчика Петрова, бывшего майора ВВС, попробовали судить за «угон воздушного судна», но он ударился в бега. Фирма «Николь-аэро», базировавшаяся в Сорочанах, прекратила существование.

От катастрофы до терроризма

Расправа над малой авиацией началась после того, как губернатор Московской области Борис Громов категорически запретил все областные авиапроекты. В администрации Московской области мне объяснили, что поводом к полному запрету полетов малой авиации послужила роковая авиакатастрофа 26 июня 2003 года. На коттеджный поселок Заозерье Раменского района упал самолет Ли-2. Погибли четыре человека — командир экипажа, вице-президент Федерации любителей авиации России Олег Лякишев, второй пилот Валентин Чуйкин и бортмеханики Олег Матвеев и Евгений Волобоев. Как сообщили СМИ, в милиции и прокуратуре все материалы о катастрофе засекретили. Потому что Валентин Чуйкин оказался не только любителем полетов, но и начальником Управления делами ФСБ РФ и генерал-лейтенантом.

Валентин Чуйкин действительно много лет увлекался спортивной авиацией и парашютным спортом, был членом Федерации любителей авиации России. Но известен он прежде всего как близкий друг директора ФСБ генерала Николая Патрушева, у которого в бытность его начальником УФСБ по Карелии работал личным водителем.

В тот же день губернатор Подмосковья Борис Громов создал комиссию, чтобы проверить все областные аэроклубы на предмет соблюдения техники безопасности полетов. Но, ознакомившись с выводами комиссии, губернатор подкорректировал свое решение: «Мы не будем создавать инфраструктуру, которая хоть в какой-то мере способна повысить угрозу террористических актов в нашем регионе». После этого-то и произошла контрольная «закупка», окончившаяся разными сроками заключения.

На подмосковных аэродромах «Мячково», «Сорочаны», «Быково», где базировались до того десятки аэроклубов и сотни самолетов, полеты были категорически запрещены. Многочисленные фирмы, специализировавшиеся на малой авиации, были буквально разгромлены. Губернатор Громов в принципе прав. В конце концов, сколько могли продолжаться «нелегальные» полеты звезд вроде Леонида Якубовича и еще десятка-другого относительно влиятельных граждан страны? Правоохранительные органы, конечно, закрывали на это глаза, но до поры до времени и явно небескорыстно.

Самолеты «Сделай сам»

Что за летные средства использовались подмосковными аэроклубами? Кустарно собранные из импортных авиационных «кит-наборов» самолеты получаются заведомо дешевле отечественных промышленных авиеток. Такой самолет стоит порядка 18000 у. е. — как иномарка средней руки. В новых условиях эрзац-фирмы оказались гораздо функциональнее любого отечественного авиазавода. Есть заказчик — собирают самолет, есть пять — собирают пять. Не нужен самолет, собирают из того же «кит-набора» вертолет — и не абы какой, а один из самых популярных в мире R-44 «Робинсон».

Понадобилось облетать самолет — соорудили аэродром возле горнолыжного курорта. И курорту реклама, и потенциальные покупатели — вот они: среди горнолыжников состоятельных людей немало. Захотелось человеку, самому, без инструктора, летать — пожалуйста, несколько занятий в аэроклубе, для этой цели и организованном тут же, и ты — пилот! А тем временем стало очевидно, что и производство, и ознакомительные полеты на самолетах и вертолетах типа «сорочанских», а также продажа, техобслуживание и даже проживание в гостинице и отдых удобнее и эффективнее осуществлять в одном месте. Сказано — сделано: под Дмитровом начались уже было работы над созданием целого эрзацного «аэрокомплекса». Дело приобрело такой размах, что его нельзя было не остановить. Поэтому стоит ли задаваться вопросом, почему вдруг передумали политики. Ведь за полгода в том же «Мячкове» на одну авиакатастрофу пришлось больше 30 000 успешных полетов.

В «Мячкове» я услышал от авиаторов другую причину: якобы больше всех невзлюбили авиаторов влиятельные жители близлежащих коттеджей, которые объявили войну шумным соседям и даже порой… стреляли в пролетающие самолеты. Но все это только следствие. Причина — в отсутствии защиты «самоделкиных» авиаторов со стороны государства.

А о какой подготовке пилотов и техники может идти речь, если отсутствует законная система подготовки таких пилотов? Ведь в самом плохоньком «эрзац-аэроклубе» тебя не выпустят в воздух без 15 часов налета как минимум. Не говоря уже про ответственность этого клуба за предоставляемую для полета технику.

Можете вы себе представить дорожное движение без каких-либо правил? Как будто летчики виноваты в том, что у нас даже в Подмосковье сегодня не оказалось аэродромов, предоставляющих комплекс нормальных авиационных услуг, а отечественный авиапром оказался не готов к буму малой авиации. Как же получилось, что страна с такими богатыми авиационными традициями начинает, как на заре авиастроения, собирать самолеты не на заводах, а в автомастерских? О каком качестве летательных аппаратов может идти речь, если та же «Николь-аэро» собирала свои самолеты в бывшем… таксопарке.

Pro et contra

Украинский парламент, к слову сказать, открыл свое воздушное пространство законодательно, несмотря на то, что эту страну до некоторых пор никак нельзя было заподозрить в большей, чем Россия, авиационной и тем паче политической «продвинутости». Но там сегодня законно летают на высотах до 300 м — «почти как в Америке».

В США авиация общего назначения (АОН) стала и незаменимым средством передвижения, и немаловажной статьей дохода в госбюджет. По степени доходности этот бизнес сегодня сопоставим с производством автомобилей. Неудивительно, что там зарегистрировано уже более 200 тыс. одних только частных самолетов и вертолетов. Почему же тогда сегодня Государственная дума так и не решилась открыть для россиян небо? (Речь идет об уведомительной системе полетов, которая существует во всем мире: позвонил в ближайший аэропорт и — полетел, не дожидаясь специального разрешения.) Несмотря на то, что в РФ сегодня скопилось более 3 тыс. самолетов и вертолетов, относящихся к классу сверхлегких, наши законодатели как-то «проскочили» эту категорию. Пока они обсуждали ставший притчей во языцех закон о пчеловодстве, «воздушные суда весом до 450 кг» в отличие от тех же пчел летали на свой страх и риск.

Или в дело вмешались влиятельные лоббисты? Когда я изучал документы комиссии Громова, то выяснилось, что на глазах у проверяющих всего в километре от аэродрома вдруг ни с того ни с сего упал самолет. Три пилота погибли. Случайное ли это совпадение?

В УБЭП МВД РФ мне рассказали, что контрольный пакет акций самого крупного подмосковного аэродрома «Мячково» со всеми самолетами и оборудованием за смехотворную сумму приобрела группа компаний «Финпромко», якобы производящая аэрофотосъемки по заказу неких госструктур. И все бы ничего, но сделка свершилась как раз в дни работы комиссии.

Группа компаний «Финпромко» объединяет около 60 предприятий в Московской, Свердловской и Челябинской областях, Башкирии и Болгарии. В нее входят такие предприятия, как «Пневмостроймашина», Уральский завод асбестовых технических изделий, Егорьевский завод асбестовых технических изделий, «Уралбурмаш», Карпинский электромашиностроительный завод, Косулинский абразивный завод, Белоярский экспериментально-инструментальный завод, Уральский финансово-промышленный банк и др. Казалось бы, при чем тут аэрофотосъемка и малая авиация?

И с собственностью тоже нет окончательной ясности. В мае прошлого года компания «Мячковские авиационные услуги» уже меняла владельцев. По данным РФФИ, некто С. Бычинский приобрел у фонда 60% их акций за 133 млн руб. В «Финпромко» утверждают, что купили этот пакет у неназываемого физического лица за «более чем 100 млн руб.». «Мячково» считается самым дорогим из 19 лицензированных аэропортов малой авиации в Подмосковье. По утверждению совладелицы летного клуба «Морава» (один из аэроклубов, базировавшихся в «Мячкове») Марины Емельяновой, учитывая все сборы, в «Мячкове» с борта платят примерно 400—420 долл. в месяц, а, например, в «Быково» — 200—250 долл. Из 29 авиаклубов, расположенных в «Мячкове», крупных (по 5—6 самолетов) всего 8—10, у остальных — в среднем по 1—2 самолета. Так или иначе, суммы получаются немаленькие.

Но в столичной мэрии, например, мне не для печати предложили cобственную версию авиаразгона в Подмосковье — все дело в планах развития государственной столичной сети аэротакси.

Заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе представил такую программу на заседании правительства Москвы 6 июля 2004 г. и предложил «Мячково» в качестве базы для «авиалайна». Это произошло вскоре после катастрофы Ли-2. Потратить на создание такой службы предполагалось 430,5 млн евро, из них 380,5 — на закупку техники и оборудования. Из стенограммы того заседания ясно, что идею активно поддержал сам Юрий Лужков, сказав, что безопасность полетов будет обеспечена за счет специальных маршрутов — над Москвой-рекой. Правда, с той поры мэр ни словом не обмолвился о малой авиации. Однако «Финпромко», согласно заявлениям ее официальных представителей, приобрела «Мячково» для организации службы аэротакси.

Тем не менее будет государственное аэротакси или нет, частные самолеты в России все равно летать не перестанут. Ибо строгость законов и распоряжений начальства в нашем Отечестве всегда искупается возможностью их не исполнять. Особенно если есть желание и деньги. А слой собственников, готовых потратиться на собственный маленький самолет, в стране созрел, и им уже мало ездить на личных или служебных «Мерседесах». И у этих людей тоже есть свое лобби. И скоро эти лоббисты скажут свое веское слово.
Аватара пользователя
gosha
Граф зе Админ
 
Сообщения: 16082
Зарегистрирован: Вс ноя 02, 2003 14:19 pm
Откуда: Кончинино


Вернуться в ДМИТРОВ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron
Яндекс.Метрика