10 декабря 2011 года – великий день. Его значимость я невольно ощутил еще в пути на Болотную, когда по репликам на своей трамвайной остановке понял, что еду туда не один. На «Новокузнецкой» я встретился с поэтом Александром Самарцевым, и мы шли в густом людском потоке, валившем в одном направлении. А на Болотной увидели человеческое море, которое от избытка захлестнуло даже Лужков мост. Такого не было с конца 80-х, начала 90-х годов. Сто тысяч и даже более – это число участников митинга назвали с трибуны организаторы, ссылаясь на данные полиции.
Что же произошло? Неожиданно снова появился исторический шанс, упущенный тогда, в самом начале 90-х. Появился шанс на новую перестройку. Но эта возможная перестройка – перестройка снизу. У нее качественно новый человеческий ресурс, заявивший о себе 10-го декабря. Это, прежде всего, молодежь, которая выросла и сформировалась за последние двадцать лет. Поколение фейсбука, ментально западное, европейское, но вынужденное прозябать в перманентном российском 16-м веке. И молодежи это прозябание надоело.
10-го декабря выяснилось, что с нашим народом дела обстоят совсем неплохо. Да, у нас дикое, азиатское государство 16-го века. Но при этом народ-то не под стать ему. Огромный сегмент нашего общества сейчас образуют те, кто разделяет европейские, западные ценности, т.е. ценности свободы и достоинства - личного и гражданского. Именно эти люди, молодые прежде всего, и составляют главный человеческий потенциал наметившейся новой перестройки. Они совсем не похожи на советскую массовку митингов эпохи горбачевизма. Сформировался тип сознания современных, свободных людей, и он сегодня вступил в непримиримый конфликт со средневековой природой российской государственности. Носители этого сознания воспринимают прошедшие «выборы» и вообще путинизм как личное оскорбление. Собственно, главный пафос митинга на Болотной – в защите своего достоинства, достоинства человека и гражданина.
Еще один, очень важный момент, которого не было на рубеже 80-х и 90-х. Наконец-то в контексте освободительного, демократического протеста, под ритм цоевских «Перемен!» органично и убедительно заявляет о себе русский национализм. Увы, с опозданием на двадцать лет. Разумеется, это принципиально новый русский национализм: антиимперский, светский и прогрессистский, близкий к западноевропейскому правому либерализму. На митинге его наиболее полно представлял Национал-демократический альянс, от которого
выступил сопредседатель НДА Илья Лазаренко. Он темпераментно напомнил собравшимся об исконно-русских вечевых традициях, согласно которым народ всегда мог «указать путь» неугодному князю – т.е. прогнать его.
Вече на Болотной площади однозначно «указало путь» Владимиру Путину. «Путин в отставку! Россия без Путина!» - лейтмотив митинга. Всем очевидно, что Путин – ключевая фигура существующей системы и его необходимо выдворить за пределы политического поля.
Что будет дальше? Начало великолепное, воодушевляющее. Народ ощутил свою мощь, вкус свободы и возможной победы. Но нельзя расслабляться. Нужны новые и новые митинги, надо наращивать массовость, политическую силу и, соответственно, давление на режим. И при этом нельзя допускать ошибок. Я имею в виду неправовые, насильственные действия, на которые может подтолкнуть нетерпение или воля провокаторов. На Болотной все прошло очень достойно, так и надо держать.
Только мирный протест в сочетании с нарастающей массовостью – вот залог необратимой победы. А значит – и будущего.Алексей ШиропаевЕщё отчёты:
один,
два,
три