Запрета на иностранные счета испугались единицы
"Московский комсомолец" от 20 августа 2013 г.
Табу последовали лишь несколько парламентариев и сенаторов.
Попытку Владимира Путина привить госслужащим любовь ко всему отечественному успешной считать пока рано. Депутатов, сенаторов и управленцев на местах, гордо ушедших в ответ на запрет иметь зарубежные счета, можно пересчитать по пальцам. Никакого массового исхода не произошло. И неудивительно: чреватое отставкой табу вступило в силу с 19 августа в таком усеченном виде, что бюрократический корпус отнесся к президентской угрозе несерьезно. Как узнал «МК», наши чиновники накануне «дня икс» не стали дружно переводить деньги в российские банки.
Напомним, что изначально угрозы звучали серьезно. На «зачистку» своих зарубежных активов — счетов, акций и недвижимости — чиновником и депутатам до сегодняшнего дня давали три месяца. Невыполненные требования вступившего в силу закона грозят отставкой. Однако в итоге бюрократический корпус продавил, чтобы ему оставили недвижимость за границей, так что табу подверглись лишь иностранные счета. Ведь без дома в Каннах — разве это жизнь? После вступления в силу закона его жертвы, правда, должны будут раскрыть источники средств на приобретение всех имеющихся квартир, домов и земельных участков. Но с этим справиться помогут лондонские юристы.
По данным Агентства по страхованию вкладов, чиновники вовсе не кинулись переводить свои средства в российские банки. А ведь именно закрытие иностранных счетов, по задумке, должно было весьма подсуропить отечественным банкирам. Однако за первые шесть месяцев этого года объем средств населения в банках рос хоть и большими темпами, чем год назад, но не кардинально. Если за первое полугодие прошлого года прирост денег в банках составил 7,5%, то в это сумрачное для бюрократов полугодие — 9,8%. Если учесть, что чиновничий корпус (только гражданские и муниципальные служащие) оценивается в 1,7 млн, то, кинься многие выполнять завет Путина, прирост мог бы получиться и побольше.
Честно признаться в том, что хотят продолжить бизнес, решились немногие. В отставку подали лишь несколько членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Кроме того, с поста председателя Думы Чукотского автономного округа ушел Роман Абрамович. Впрочем, часть сенаторов и депутатов, владеющих зарубежными активами, предпочла другой путь. Например, сенатор Сулейман Керимов передал права на свои активы в благотворительный фонд Suleyman Kerimov Foundation, а депутат Госдумы Зелимхан Муцоев продал 6,43% акций «Уралкалия» за 41 млрд руб. ($1,3 млрд).
Смотрите, кто ушел
СЕНАТОРЫ:
6 марта Совфед прекратил полномочия сенатора Николая Ольшанского. Его состояние оценивается в $0,75 млрд.
27 марта СФ прекратил полномочия Виталия Малкина (Бурятия). Произошло это после того, как в верхнюю палату поступил запрос от «МК» о том, что он имеет незадекларированную недвижимость за рубежом. Его состояние оценивается в $0,85 млрд.
11 апреля стало известно, что заявление написал и сенатор от Ленинградской области Андрей Молчанов. До этого, 5 апреля, он возглавил совет директоров группы ЛСР. Состояние — $1,65 млрд.
29 мая СФ расстался с Андреем Гурьевым, который сделал выбор в пользу бизнеса — «Фосагро». Состояние — $4 млрд.
10 июля Совфед сложил полномочия с представителя Ямало-Ненецкого округа Дмитрия Ананьева. Тот тоже выбрал банковский бизнес. Состояние — $1,7 млрд.
14 августа выяснилось, что сенатор от Ульяновской области Сергей Бажанов тоже покидает СФ, чтобы заняться банковской деятельностью. Состояние — 380,9 млн рублей.
ДЕПУТАТЫ ГД:
19 февраля сдал свой мандат Василий Толстопятов, который стал героем серии разоблачительных материалов.
22 февраля Дума прекратила полномочия депутата и миллиардера Анатолия Ломакина. Состояние — $1,2 млрд.
29 марта единоросс Владимир Пехтин сдал свой мандат из-за обвинений в наличии у него собственности за рубежом. А в апреле был избран членом правления «РусГидро».
18 июня Госдума прекратила полномочия единоросса Дмитрия Саблина. Оценка его дохода — 544,3 млн рублей.
материал: Татьяна Замахина