Напомним, что геральдика народится лишь через два века после похода Олега на Царьград, в первой половине XII столетья. И известно, чем отличается герб от эмблемы – тем, что герб рисуется на щите, или на фоне щита. (Потому геральдисты утверждают, что герб СССР – не герб, а герб РСФСР – полноправный герб). Легенда о щите – отголосок недошедшей до нас киевской саги о Вещем Олеге. И эта легенда не могла возникнуть в XII веке, ведь летописец уже не знал, что Олег – Скьёльдунг.
==========================================================================================
«Известий о том, что Олег – Скьёльдунг, достоверных нет. Но если он был Скьёльдунг, то конечно он считал себя выше Рорика. Скьёльдунги реально правили в королевстве Лер, с которого началась Дания, с 6 века, когда англы, саксы и юты очистили полуостров, полностью перебравшись в Британию. Ютландская династия была неясного происхождения, поэтому в сагах и много противоречий: то они ветвь давних ютландских вождей, ставших королями Кента в Британии, то потомки норвежских Инглингов, то ветвь Скьёльдунгов, в общем сборная солянка, которой я, возможно, отравился. Может в них и была кровь Скьёльдунгов, но очень мало. Зацепиться за данский трон им не удалось. В глазах этого сброда, который пришел с Рюриком в Ладогу, чистый Скьёльдунг сомнений не вызывал (особенно после смерти Рюрика). Поэтому ему без проблем подчинились, а Игорю оставалось ждать своего часа».
==========================================================================================
Раз есть историческое свидетельство того, что по Олегу получили наименование Руси, то он не просто только некий не понять у них от чего у Скьолдунгов такой сакралитет в придавании имя Рус(ь)-ского
Типографская летопись (конец XV в.), Холмогорская (сер. XVI в.) и Пискаревский летописец (начала XVII в.) упоминают о предании, согласно которому Олег женил Игоря на Ольге, приведя ее из Пскова, и при этом Ольга была дочерью Вещего Олега: Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга.
Реплика Леонтия Войтовича (2 августа 2011):
«Это давно ходит у историков, я об этом тоже писал. Ольга – самая загадочная личность наших летописей. Происхождение ее было высокое без слов: никаким там. Псковом не пахло, я это всерьез не воспринимал. Ведь женщину признала сразу армия, а эти головорезы вроде Свенелда и Асмуда за абы-кем не пошли бы. Что им Псков либо другая дыра? И князь Мал зря сватов не присылал, только как муж Ольги – он чего-то стоил.
Роман Лакапин так сделал с Константином Багрянородным, женил на дочери и отстранил от власти. Олег мог сделать так же. Ольга – без сомнения имя данное в честь Олега. Если он был бы Скьёльдунг... Но как это все доказать?»
==========================================================================================
Доказывать особо ничего не нужно, его династия быстро завершилась, скорее всего будучи побочной ветвью и через Рюриковичей и для владетелей Ларингии, тогда еще той Рустингенской Руси, которая в Повести Временных Лет упоминалась между Готаландом и Англянами, ведь там же кто-то оставался из родичей? Либо мог вернуться при дальнейшем ослаблении империи.
==========================================================================================
(Скольдунги происходили от конунгов королевства Лер) и Норвегии. Ютландская династия была младшей линией датских Скольдунгов, либо так сильно переплелась с ней...
==========================================================================================
Королевство Лер - это не та ли Ларингия - Леригау, графом которой стал по всей видимости наследственно родоначальник будущего рода Романовых?
==========================================================================================
Почему морские пираты выбрали символом не что-либо, связанное с кораблём, даже не холодное наступательное оружие (меч, секира, копьё), необходимое при набегах? Возможно, имя Скъёльд («Щит») - эхо бегства предков викингов в Скандинавию, когда им пришлось спасаться от римлян и щит был необходим. Но, более вероятно, Скъёльд имел другой смысл. Ведь имя Скъёльд носил не только сын Одина, но и его предок в 6-м колене, живший в Азии (Младшая Эдда, с.11). Значит, смысл имени Скъёльд надо искать в далёкой, азиатской, древности,
==========================================================================================
Естественно и именно там в Сколотах, от имени которых и прозывалась династия, которая впрочем, как подозревается сама дала это имя своему царству и народу. Был же некий царь Сколот. Потому-то в будущем ставшие морскими пиратами-викингами и варягами имели традиционное символическое имя только из прошлого, из кочевого прошлого, относящегося к Руси. Возможно-то именно поэтому ученый-норманист тяжко и вздыхает, потому что никак у него не получается унизить величайший этнос и напрочь затенить, от самого которого и пошла страна, принятая им за начальную. Приходится ужасающеся надумывать некий побег через всю Евразию от сильного римского напугания. Догадывается прекрасно, что всё на самом деле наоборот, ведь с умом из себя корчат научных идиотов, дабы приняв весь удар на себя, отвлекая от дальнейшего продолжением сутолочки, вместе с ней останавливая от дальнейшего естественного продолжения понимания по течению Дополнений Франкской Теории, которую ни за что нельзя допустить, в чем заключается еще один общий повсеместный факт, противная сторона, срываясь с серьёзного научного языка вдруг начинает заклинать: - верить, верить ей, или вдруг скомканно что-то сделав вид, что логично доказала выветривает дымом в форточку. И здесь уже не на фактах нужно понимать его нехоть (вообще-то их) признать очевидное, но в духе, упирающимся некоей истине, которую ни в коем случае нельзя допустить, а именно Скифское происхождение тех так называемых "германских" племён, а вернее арийских, ну, или прохождение тех 10 колен израилевых, след которых остался в именах личных, см. ниже:
==========================================================================================
«Указывает ли имя Хальвдан, означающее «полу-дан», косвенным образом на то, что династия Скъёльдунгов была династией наполовину чужеземного происхождения?» (Г. Джонс, с. 40).
==========================================================================================
- Нет, конечно же, ибо такое в принципе невозможно роду быть наполовину... Только на взгляд женщины еще так можно себе представить.
==========================================================================================
Конечно. И сегодня у датчан есть имена Хальвдан, Хальфдан, Дан, Лейф (в честь сына Скъёльда). У датчанок и норвежек - имя Осе (Озе), судя по написанию, от древних асов (азов). Женское имя Тора (Tora) и немало датских мужских имён – от бога Тор (Thor, Tor). Женское «Тира/Тюра» (Thyra).
==========================================================================================
Еще про того же норманиста, которому в форточку и с недоумениями: - "А чо они"..., еще юмор. Имеет он следующие исторические сведения из саги, ну может быть не из неё, сразу орать начнёт, а различных анналов, которых много оказалось, причем самых начальных веков, но это ему всё равно не пошло на пользу потому что получает он такие сведения, что Один выбираясь из дебрей Азии сначало подался на запад на Русь. И тут скрытый в нем западноцентризм начинает вовсю возмущаться, ведь в его менталитете закостенело что Русь она на востоке только может быть! Решает, что сведения в чем-то ошибочны. Что по Волге махнуть до Скандинавии как раз и будет на запад, как на пути из Варяг в Персы, но во времена рубежа эр это ведь тоже могло быть и вовсе не нужно было пробираться через леса и болота.
А потом Один направился на юг к Саксам из Гардарики-Руси так же указывает на время славянизации, пусть и прото- таковой, после чего Свитьод-Швеция-Светлая у соседей финнов навсегда получила наименование народное Руости. Эти-то Арии, потом получившие названия Германцев, и двинулись в Большую ЕВРОПУ.
И уж что совсем убивает норманскую теорию, придуманную в кабинетах немецким гением мудрежа, это само-то, что сама Швеция исключается от мест, куда послали за Рюриком, просто и ясно. Куцый педантичный немецкий гений, побрезговавший хорошо выучить русский, конечно же упустил это точное многозначительное в словах летописи утверждение из виду, когда сочинял. Признаться пока сам не прочтёшь и сам недопонимал всю полноту утверждения о этом из утверждений других. Но как уже говорилось, главное не отвлечься на празднование победы и торжествование ею над заведомо неправым, оный зачастую знает о том и занимается нарочно, получая деньги и звания, нужно соверщенно оставив его со своими утверждениями-провокациями идти мыслью дальше по ходу истории и смыслу её.
.............................................................
Рорика традиционно относят к династии Скьельдунгов, древнейших датских конунгов, потомков легендарного Скьельда, сына Одина.
опираясь на западные хроники, полагал, что Рорик сын Хальфдана и внук правителя Южной Ютландии Харальда Ютландского.
он был внуком Хальфдана, сыном одного из трех братьев Харальда Клака. Харальда Ютландского Беляев отождествлял с Харальдом Гильдетандом, знаменитым верховным конунгом Дании и Швеции, сыном
Хрорика Метателя Колец и внуком (по материнской линии) легендарного Ивара Видфадме. Это отождествление не является бесспорным.
Появлению Рорика Ютландского на Западе в качестве вассала франкского императора предшествовали следующие обстоятельства. Во второй половине VIII в. при Карле Великом началось регулярное соприкосновение миров - западного и скандинавского. При этом датчане были потенциальными союзниками саксов, в то время как славяне-ободриты - союзниками франков. Между тем в самой Дании происходили какие-то столкновения в среде знати, причем более слабая сторона пыталась опереться на помощь франков. В 807 г. "норманнский принц" Хальвдан (предположительно дед Рорика) прибывает к императору Карлу Великому и приносит ему клятву на верность [22]. В 811 г. был заключен мирный договор с франками, а в самой Дании началась борьба за власть, в которой сыновья Харальда Ютландского потерпели поражение. Уцелевшие из них братья Харальд Клак и Хемминг бежали к франкам. Правителем Дании стал сын Годфреда - Хорик I (после 814 г.) [23].
После этих событий Харальд Клак не раз пытался утвердиться в Дании, опираясь на помощь императора Людовика I Благочестивого, поселившего его в Саксонии. Крестившийся с семьей и дружиной в 826 г. Харальд, получил в лен Рустрингию - небольшое графство во Фрисландии. Вероятно, вместе с Харальдом христианство принял и Рорик.
Лишь во время начавшихся в 834 г. частых набегов датчан, Людовик Благочестивый стал использовать викингов в обороне на побережье Фрисландии. Брат Харальда - Хемминг, получил владения на острове Валхерен, а его племянники - Рорик и Харальд-младший - центр фрисландской торговли Дорештад с окрестностями. После гибели Хемминга в 837 г. Харальд Клак поссорился с императором, лишился лена в Рустрингии и стал пиратом. Рорик и Харальд-младший сохраняли верность Людовику, но новый император Лотарь I обвинил Рорика в измене и подверг его заключению (841 г.).
Из заключения он бежит к брату Лотаря - Людовику Немецкому, где, располагая постоянной базой в Саксонии, создает пиратский отряд, действовавший во владениях Лотаря. Беляев считал Рорика вдохновителем и организатором всех главных набегов викинтов на Западную Европу, за что франкские хронисты называли его "язвой христианства". В 850 г. Рорик захватывает Дорештад, после чего мирится с Лотарем, отдавшим ему этот город во владение на условии уплаты податей и обороны от нападений датчан. Харальд Клак, получив, наконец, остров Вальхерен от Лотаря, сохраняет верность последнему и был до своей смерти (ок. 846 г.) врагом Рорика. На протяжении нескольких лет Рорик успешно оборонял Дорештад. Он тщетно пытался утвердиться в Дании, но ему пришлось вернуться в Дорештад, после чего в 855 г. получил во владение большую часть Фрисландии. В 857 г. при поддержке Лотаря II Рорик предпринимает морской поход в Данию, в результате которого конунг Дании Хорик II уступает ему часть своего государства между морем и рекой Айдер (Ловмянский считал это море Северным, а Крузе и Беляев- Балтийским). Находясь в Дании, Рорик пытался направлять экспансию викингов по сухопутным путям на владения Людовика Немецкого, сохраняя хорошие отношения с Лотарем. Не сумев удержаться в Дании, Рорик, не позднее 862 г. возвратился в пределы Франкской империи. Лотарь II снова поручает ему оборону Фрисландии. Именно тогда-то, считает Ловмянский, ссылавшийся на Бертинские анналы, Рорик согласился принять христианство. Во Фрисландии у него возник конфликт с местным населением и он был изгнан из страны, укрывшись видимо в Дании (ок. 867 г.). В 870 г. Рорик опять владеет своим Фрисландским леном, заключив союз с новым верховным сюзереном - Карлом II Лысым. Последнее упоминание Рорика в источниках относится к 873 г., когда он прибыл в Аквитанию, где принес королю Карлу Лысому присягу в соблюдении "непоколебимой верности". В 882 г. источники упоминают о Рорике как об умершем. Наиболее вероятная дата его смерти - 876 год [24].
сходство имен - "Рюрик" и "Рорик" ("Хрорик"). Беляев считал, что имя "Хрорик" не очень распространено в Скандинавии. Судя по источникам, это имя совершенно не встречалось в Швеции, а только в Дании и Норвегии [27]. А. А. Молчанов же полагал, что это имя было родовым в династии Скьель-дунгов. Согласно летописям, родича и непосредственного преемника Рюрика звали Олег, а сына - Игорь. Первое из этих имен является славянским эквивалентом имени датского легендарного конунга Хельги из династии Скьельдунгов, а второе встречается у Инглингов, давних свойственников Скьельдунгов [28].
некоторое время (после 857 г.) Рорик Ютландский владел частью Ютландии - между морем и р. Айдер.
деятельность Рорика Ютландского уже напрямую связывается с Балтийским регионом и тем самым становится более вероятным его участие в событиях, развернувшихся в Восточной Балтике и Приладожье.
Рорик должен был хорошо знать политическую обстановку на севере Восточной Европы. Помимо информации, которую он мог получать от купцов (Дорештад торговал с Биркой, а Бирка- с Ладогой), Рорик мог располагать подробными сведениями о ситуации на севере Русской равнины в результате датского похода 852 г., когда претендент на шведский престол Амунд двинулся из Дании к Бирке во главе флота, состоящего из 21 датского и 11 собственных кораблей. Захватив большую часть города, Амунд, чтобы не допустить грабежей со стороны датских союзников, направил их в страну славян, где они захватили какой-то город [30]. Некоторые сторонники гипотезы полагают, что более вероятным направлением похода датчан была Восточная Прибалтика. По их мнению, поскольку плавания в те времена были по преимуществу каботажными, то более правдоподобен маршрут по Финскому заливу и Ладожскому озеру [31]. Ряд исследователей считали, что захваченный датчанами славянский город- Новгород, а отражение этих событий они видели в статье ПВЛ под 859 г., повествующей о варяжской дани. Рорик мог участвовать в этой экспедиции, а мог появиться в Северной Руси лишь после нее; в последнем случае его
приглашение в качестве князя могло в немалой степени быть связано со стремлением славяно-финской знати не допустить впредь подобные набеги.
Одним из факторов, обусловивших приглашение в Ладогу именно Рорика Ютландского (если таковое действительно имело место) могла быть его широкая известность в Северной Европе. Беляев считал его организатором всех главных набегов викингов на Западную Европу в десятилетие, непосредственно предшествующее появлению норманнов в Новгороде
Естественно, что именно к такому человеку и должны были обратиться представители славяно-финской конфедерации для разрешения экономического и политического кризиса, затронувшего интересы фактически всей Северной Европы.
В качестве одного из аргументов в пользу приглашения славяно-финнами именно Рорика в качестве князя, могут служить содержащиеся в скандинавских сагах сведения, касающиеся связей датских Скьельдунгов, традиционно считающихся предками Рорика Ютландского, с Гардарикой. Это прежде всего относится к уже упоминавшемуся эпизоду бегства предполагаемой прабабки Рорика Ауд Премудрой на Русь.
Биография Рорика Ютландского может навести на мысль, что он мог стать основателем русского государства - за пределами тогдашней западной цивилизации, с которой было связал свою судьбу. Именно такому человеку, по Беляеву, мог прийти в голову дерзкий и масштабный замысел сомкнуть путь в Константинополе, направив туда одновременно две экспедиции - Аскольда и Дира с севера, и шведского викинга Бьерна Железнобокого через Средиземное море с юга.
Интересы фрисландской торговли, полагают некоторые авторы, также могут служить аргументом для обоснования возможного появления правителя Фрисландии в качестве князя на Ладоге. Согласно О. Прицаку, город Дорештад, резиденция Рорика, вообще специализировался на восточноевропейской торговле. В союзе со скандинавскими вождями был захвачен контроль над Балтикой, а Бирка стала торговым городом фрисландцев [33]. Рорик мог стремиться на восток для упрочения там торговых интересов Фрисландии и поэтому поддерживался подданными.В качестве одного из аргументов в пользу приглашения славяно-финнами именно Рорика в качестве князя, могут служить содержащиеся в скандинавских сагах сведения, касающиеся связей датских Скьельдунгов, традиционно считающихся предками Рорика Ютландского, с Гардарикой. Это прежде всего относится к уже упоминавшемуся эпизоду бегства предполагаемой прабабки Рорика Ауд Премудрой на Русь.
В начале эпохи викингов источники упоминают некоего Хрорика, имевшего владения во Фрисландии и бывшего вассалом Карла Великого. Согласно Крузе, этот Хрорик приходился либо дядей, либо двоюродным дедом Рорику Ютландскому. Он погиб от рук соотечественников датчан во время набега конунга Годфреда на Фрисландию в 810 году
Упоминая о датском походе 852 г., Ловмянский заметил, что географически допустимо, чтобы городом, о котором говорится в источнике, был Новгород. Но во франкских источниках под славянами всегда имелись ввиду именно западные славяне. О восточных же, отделенных от балтийского побережья финнами и балтами, не говорилось [39]. К тому же, даже если этот поход действительно был совершен в область, примыкающую к Восточной Балтике, возможность участия в нем Рорика Ютландского не просматривается, поскольку в это время его положение во Фрисландии, где он был занят обороной страны от норманнских пиратов, было сравнительно стабильным, и, судя по контексту его биографии, оставить этот лен он в тот момент мог, лишь имея в виду обретение власти в Дании, или в какой-то ее части (что и произошло чуть позже).
Во всяком случае вся зафиксированная деятельность Рорика связана лишь с Ютландией, где он время от времени пытался утвердиться, и с Фрисландией, где он пытался постоянно обладать ленным владением. Его пребывание в земле саксов было вынужденным перерывом, во время которого он, судя по всему не оставлял стремлений утвердиться в одной из названных выше областей.
В бурной биографии Рорика Ютландского действительно случались резкие повороты в отношениях с союзниками и покровителями. Но, во-первых, как правило, эти перемены были связаны с изменением внешней обстановки, а не являлись следствием его неуживчивого характера и любви к авантюрам. И, во-вторых, при всех поворотах его судьбы, все его интересы, судя по дошедшим до нас источникам, не выходили за пределы пространства между Фрисландией на западе и Ютландией на востоке. Поэтому предположение о том, что Рорик, мог вдруг оставить этот район ради княжения в Приладожье является произвольным и плохо согласуется с его биографией.
Относительно организации Рориком похода Аскольда и Дира на Константинополь и Бьерна в Средиземноморье можно высказать следующие соображения. Киевские князья Аскольд и Дир, с чьими именами русские летописи связывают поход на Константинополь в 860 г., представлены в летописной традиции, либо совсем не связанными с Рюриком (как в Новгородской I летописи, где их вокняжение в Киеве предшествует призванию Рюрика на север Руси), либо (как в ПВЛ) связаны, но так, что их деятельность в Киеве выглядит все же полностью самостоятельной. При этом, в Никоновской летописи отмечены враждебные отношения между Асколь- дом и Диром, с одной стороны, и Северной Русью, возглавляемой Рюриком, с другой
Рориком Ютландским, который в это время, пытаясь удержаться в небольшом своем владении в Южной Ютландии, был занят организацией набегов на владения Людовика Немецкого в Северной Германии.
Фрисландия действительно первенствовала в торговле на севере Европы в течении некоторого периода времени, начиная с VII века. Многие прибрежные поселения вдоль морских торговых путей возникли именно как фризские торгово-ремесленные фактории, как например, Хедебю. Но уже в начале IX в. на Балтике возрастает торговая активность скандинавов, и фризские фактории в Скандинавии уступают место норманнским поселениям, одним из которых была Бирка [41]. Непосредственная сфера торговой деятельности фризов на Балтике, согласно источникам, простиралась в IX в. на восток не далее Бирки. В торговле в областях восточнее Бирки доминировали шведы [42]. Кроме того, начиная с 830-х годов торговое значение главного торгового города во Фрисландии Дорештада заметно уменьшилось в результате постоянных набегов датских пиратов, а после наводнения 864г. и перемещения рейнского рукава, на котором он располагался, оно окончательно сошло на нет.
В настоящее время предположение о возможности фрисландского происхождения термина "русь" не находит поддержки даже у сторонников "гипотезы отождествления".
---------
-Этот термин держится исключительно в связи с родом.
Пределы его владений в эти годы установить довольно сложно. Из источников следует, что Рёрик господствовал в Кеннемерланде, в Гендте на Ваале и на Зеландских островах. Утрехтский епископ Хунгер перебрался за пределы владений Рёрика, в Девентер.
В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рёрик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным. Три года спустя анналы сообщают об его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер — возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю.
По версии некоторых писателей[5], около 857—862 годов Рёрик покорил славян-вендов.
В 867 году во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рёрика на время покинуть её пределы[7]. Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 году Рёрик вновь правил Фризией как «король варваров» (barbarorum rex)
Последнее сообщение о Рёрике связано с тем, что в 873 году он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. В Маастрихте его сопровождал Рудольф Харальдсон — по-видимому, племянник. В следующие за тем годы хронистами упоминается один только Рудольф. О том, что Рёрик умер до 882 года, можно судить по тому, что в этом году Фризия была передана под управление другого датчанина — Годфрида Фризского.
он действительно существовал в одну эпоху с легендарным Рюриком. Рорик Датский происходил из древнего рода Скъелдунгов. Родился приблизительно в 800 году. Его отец (кстати, имя отца и матери Рорика Ютландского не известны) был изгнан из своих владений, находившихся вокруг города Хедебю. Брат Рорика принял вассальную зависимость от Карла Великого, который выделил ему новый удел во Фрисландии. Этот новый лен родственников Рорика назван в летописях - Рустрингеном. Всю свою жизнь Рорик вел неустанную борьбу за этот удел и за отчие земли в Ютландии. Летописи довольно часто сообщают об этой личности. Последнее известие франкских хроник о Рорике датируется 873 годом, когда он смог вернуть себе крошечный удел во Фрисландии, отобранный у него переменчивым сюзереном. О том, что Рорик Ютландский ходил походами на восток ни в одной саге или летописи нет ни единого слова. А между тем, если отождествлять Рорика с Рюриком он захватил в Северо-Восточной Руси земли в сотни раз превышающие крошечный Рустринген. Неужели владетель земель Ростовских, Новгородских, Суздальских, Псковских и т.д. не смог бы отвоевать в болотистой Голландии маленький клочок земли? К тому же Рорика Датского лично знал тот самый Людовик Благочестивый, который, будучи сюзереном Рорика, принимал при своем дворе послов «русского конунга», названных в анналах представителями «народа Рос». Как такое могло быть?
1.В Хедебю при раскопках находят в основном славянскую керамику. Отец Рорика Ютландского, как известно, наследственно владел именно Хедебю. Данный город в 8-10 веках стоял на границе со славянскими землями. Это тот самый город, куда, согласно приведённому мной выше отрывку из «Анналов королевства франков», датский конунг Готфрид перевёз купцов из разрушенного Рерика. Так как агрессия германских племен на славянские земли к концу 8 века (когда отец Рорика потерял свои владения) имела уже долгую историю
предположу, что отец Рорика Датского был славянским князем. И его земли были отобраны датчанами накануне разорения датским конунгом Готфридом города Рерика.
2.Дания, до прихода туда в пятом веке германских племен во главе с Одином, была в значительной мере заселена славянами. Саги пестрят сообщениями о вендах, проживающих на датских островах. Так в «Саге об Инглингах» автор постоянно называет Данию «Вендильскими землями». К примеру, рассказывая о смерти ярла Оттара (его смерть датируется современными шведскими исследователями 525 годом) скальд сообщает.
Вендами или вендалами скандинавы традиционно называли славян. Славянские колонии долгое время сохранялись в датской и шведской земле. Даже в позднем средневековье в этих странах существовали провинции с названием Вендиль. Там же и в Норвегии богатая топонимия подобных названий: Вендиль, Вендельшён, Венделон и т.д. Кроме того, топонимия некоторых мест в Дании имеет явно славянское происхождение. Пример: Крамнице, Биннице, Кёбелев, Наксков, Сторсков. Много славянских названий и в районе древнего города Хедебю (современное местечко Бусдорф в земле Шлезвиг-Гольштейн, Германия): озеро «Виндебир Нор», населенные пункты Козел, Любек (Любеч) и т.д. На немецком сайте города Шлезвига можно прочитать, что данный город известен с 5 века и назывался до 10 века Славсвиком - «городом славян на заливе».
Род Рорика Ютландского вполне мог иметь славянское происхождение. Ведь имя прародителя данов Скьёльда (Skjöldr, латинизированный Skioldus, в англосаксонских текстах Skjold или Skiold) - легендарного короля данов, предков современных датчан, легко интерпретируется как славянское слово «сокол». Напомню, что именно сокол являлся воплощением бога домашнего очага Рарога (Рёрика).
Мне возразят, что согласно известию более поздних саг, Скъёлд был сыном Одина. Я этого не отрицаю. Но, во-первых, его мать могла быть славянкой. Во-вторых, народ, которым управлял Скъёлд, жил на территории Дании, а там, как я указал выше, отмечено значительное присутствие славян. В-третьих, колено Рорика Ютландского владело славянскими землями в районе Хедебю, поэтому могло со временем ассимилироваться. В-четвертых, Рорика Ютландского могли называть датским конунгом из рода Скъёлдунгов лишь потому, что он был даном по женской линии.
первое, современное. Генетические исследования показали, что скандинавский маркер, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов (гаплогруппа I1a), среди потомков Рюрика не обнаружен. Нет среди Рюриковичей и носителей германской гаплогруппы R1b. Основные гаплогруппы среди потомков Рюриковичей - славянская (R1a1) и финно-угорская (N1c1). Причем преобладает вторая
что династия Рюриковичей произошла от «цивилизованных германцев» (у норвежцев процент присутствия гаплогруппы, характерной для германских народов R1b- 26
, то уж лучше скромно помолчите об N1с1. Кстати, гаплогруппа, присущая славянским народам, R1a1 найдена у 22% норвежцев.
Мармье Ксавье, французский писатель и путешественник, собиратель сказок и преданий, опубликовал в 40-х годах 19 столетия книгу «Письма с севера»(416), где поведал о легенде, записанной им у крестьян Мекленбурга (города, который также претендует на звание наследника легендарного города Рерика). В средневековье на этих землях жило славянское племя ободритов-рериков. По этой легенде, ободритами правил Готлав (латинскими летописцами запечатлено такое историческое лицо). Три его сына, названные в легенде Рюриком Мирным, Сиваром Победоносным, Труваром Верным отправились на восток. Придя в «Русию» они освободили народ от «тирании». После многих побед, братья решили вернуться домой, но благодарный народ упросил их остаться. Рюрик, стал править Новгородом, или как записано у Мармье «Nowoghorod», Сивар - Псковом (Pleskow), Трувар - Белозером (Bile-Jezoro).
Западные хроники довольно часто сообщали об этом беспокойном датчанине. Если он и управлял Русью, то только по совместительству. Посудите сами, Рюрик пришел со своим родом в Северо-Восточную Русь в 862 году, а согласно франкским и другим хроникам Рорик Ютландский в это время активно действовал на Северо-западе Европы. В 863 году он, совместно с другими датскими викингами прошел по Рейну и разграбил города Нойс и Ксантен.
В этом же году, негодуя по поводу разграбления христианских городов Рориком, Реймсский архиепископ Хинкмар призывает наложить на датчанина епитимью за сотрудничество с варварами.
В 866 году Рорик ведет переговоры с Карлом Лысым в Нимвегене.
В 867 г. Рорик бежит из восставшей Фризии, а в 870 г. вновь правит там, как «король варваров» (barbarorum rex).
В 873 г. он принёс присягу на верность Людовику Немецкому.
Напомню, что во времена Рорика никаких технических средств коммуникации не было. А личное отсутствие на территории собственного правления грозило в большинстве случаев потерей власти.
==========================================================================================
Его политические приоритеты долго сосредотачивались в бассейне Северного моря. Но и став князем Северной Руси, он не перестал интересоваться своими западными владениями, о чем, собственно, и свидетельствует скудость сведений русских летописей о деятельности Рюрика. По-видимлму на Руси он бывал эпизодически и только последние годы жизни провел здесь почти полностью.
==========================================================================================
Действительно, если взять то, что только в 882 году о нем вдруг вспомнили, как о умершем, причем давно, в связи с распределением его наследства, то это-то как раз и указывает на то, последнее его отсутствие, при котором весть пока дошла...
==========================================================================================
Существует, например, достоверно установленный факт, что у славян-ободритов, живших на берегу Балтики, был князь Гостомысл, умерший в 844 году. Есть ли смысл предполагать существование двух Гостомыслов, живших практически одновременно? Или Гостомысл из «Иоакимовской летописи» - искаженный отголосок о жизни Гостомысла ободритского… тем более, что имена, кончающиеся на «-мысл», на Руси практически не использовались, а вот для западных славян они были типичны.
Родился Рёрик около 800 года. Чаще, наверное, его называют Рёриком Ютландским, чуть реже – Рёриком Фрисландским, т.к. родом он был из Ютландии[2], но еще его отцу из Ютландии пришлось уехать, принять вассальную зависимость от императора франков, и потом в определенный период сначала старший брат Рёрика, а потом и он сам был правителем района Рустринген во Фрисланде (Фрисландии)
Потом фортуна неоднократно то покидала Рёрика, то возвращалась к нему, император то отбирал у него владения, то возвращал снова. И в конце концов Рёрик получил ленное владение крупный торговый центр Дорестад. Но и тут ему не везет, причем обратим внимание на год, когда это происходит: «В Дорестаде у Рорика дела вновь не идут: в 864 году море крадет у конунга город: после опустошительного наводнения и изменения русла Рейна эта территория станет непригодной для обитания. К тому же на Дорестад нападают викинги…» (А.Ю. Чернов «В Старой Ладоге найден герб Рюрика?»)
Возможно, именно понимая ненадежность того, как дальше может повернуться судьба и как может распорядиться император (который мог дать или не дать Рёрику новые ленные владения), он в том же 864 году и отозвался на призыв и появился в Ладоге, как будто получив здесь, на Руси, свой новый Рустринген.
во, указание на отца (Хальвдана), а отец Рёрика точно не известен, под вопросом.
«Кн. Рюрик (Рорик, Хрерик Хальвадансон?)
810 – родился
1-я 1/2 IХ в. – правитель Фрисландии и Южн. Ютландии
826 г. – упомянут во время крещения брата, очевидно, и его крещения[3]
Сер.IХ в. – принимал участие в набегах викингов на Англию и Немецкие земли»
«В Старой Ладоге найден герб Рюрика?».
назван barbarorum rex
варягами на Руси именовали не только наемных иностранных воинов, но и предков простых новгородцев: «И от тех варягов прозвася Русская земля, новугородьци, ти суть людъе новогородъци от рода варяжъска», т. е. обычные коренные новгородцы сами происходят «от рода варяжъска».
Исследуя укрепления Городца под Лугой (что совсем недалеко от Новгорода), ученые увидели там решетчатые кладки из бревен, до того неизвестные в военном зодчестве Руси X-XI., но зато типичные для западнославянских городищ IX-XII веков в Балтийском Поморье, Мекленбурге, Лужице (южный берег Балтики!). То есть либо наши местные (восточные) славяне имели настолько тесные контакты с западными славянами, что переняли у них способ постройки оборонных укреплений. Или сами западные славяне если и не до прихода, то уже вскоре после прихода Рюрика на Русь селились здесь бок о бок с нашими восточными славянами и совместно строили оборонительные укрепления западнославянского типа.
Еще в 1956 г. Г.П.Смирнова обратила внимание на группы новгородской керамики, не находившие аналогий в восточнославянских областях и не имевшие местных корней. Но выявилась значительная группа керамики, находящая аналогии в разных областях Балтийского Поморья, на терр. ГДР и Польши. Датируется эта новгородская керамика самым ранним временем существования Новгорода – при жизни Рюрика, а может быть, и более ранним.
В начале этой статьи уже говорилось, что историкам известно такое явление, когда от названия народа, племени происходят имена собственные. И во всех германских языках зафиксировано собственное имя Вэринг (Waring, Waringa, Warenga, Wiering, Wierenga). У саксов это имя известно с IX века.
Наконец, по генеалогии Фридриха Хемница, жившего в XVII веке на той территории, которая сейчас находится на северо-востоке Германии, Рюрик и его братья считались сыновьями Готлейба – ободритского князя, плененного и затем убитого в 808 году датским королем Готфридом. (Правда, братьями Рюрика там названы Сивар и Труар.)
Васильева Н.И. Русь и Варяги. - множество различных собранных подтверждений.
Наконец, применительно уже конкретно к Рюрику… В «Слове о полке Игореве» говорится о Трояне, который есть легендарный предок русских князей. А имя Троян было широко распространено у западных славян, хотя, впрочем, не только у них, но также и во Франции, что, может быть, указывает на древнюю кельтическую основу этого имени.
(Кстати, и имя Рюрик дошло до нас в кельтской огласовке.)
И, в частности, тот же А.Г.Кузьмин пишет: «знаки Рюриковичей составлялись не столько из триденсов (таковые имелись), сколько из двузубцев». А ранее (во II-I веках до н. э.) двузубцы «были известны в Прибалтике… Именно двузубцы дали основание считать знак Рюриковичей изображением сокола»
«А собственно исторические данные указывают на то, что Рюрик с братьями действительно переселялись на восток по Балто-Волжскому пути (именно в Ладогу) после гибели их отца Готлейба в 808 г. Вполне вероятно, что именно с ним связано основание Новгорода в середине IX в. (Керамика южнобалтийского типа это удостоверяет.)»
И вот, наконец, еще один факт. Ильмень – это не только название озера на Руси, от которого происходит название ильменских славян, но и также старое название притока Лабы (Эльбы), теперь она называется Ильменау. Приток Лабы Ильмень и озеро Ильмень… Правда, это совпадение не столь впечатляющее, т.к. озеро Ильмень так называется сейчас, но в древнейших хрониках оно названо: Ильмере.
Один из народов балтийских славян – это руяне, жившие на острове Руян (теперь он называется Рюген). И есть факты, указывающие на то, что Рюрик мог быть родом с этого эстрова и из этого народа.
Признаком связей Руяна с Русью можно считать то, что и на Руси, как на Руяне, был известен бог Святовит. Правда, Святовит был известен и у ободритов и мог быть перенят восточными славянами и оттуда, а не от руян. Но вот культ белого коня – это все-таки чисто руянский культ. А в русских сказках и былинах тоже часто встречается боевой богатырский конь белой масти, приносящий удачу и победу своему хозяину и одновременно даже иногда обладающий свойствами оракула-прорицателя. А коньки на крышах русских изб – не заимствованный ли это когда-то знак почитания того же коня? Сам факт почитания коня на Руси со временем забылся, а традиция делать коньки на крышах русичам понравилась и сохранилась. Изображались не головы других животных, а именно коня.
Позвали славяне к себе князя из варягов. Кто такие варяги – доподлинно неизвестно. Но впоследствии именно «от тех варяг прозвася Руская земля», как пишет «Повесть временных лет», т.к. варяги иначе назывались еще русью. Как могло получиться, что от тех, кто пришел в Ладогу с Рюриком, впоследствии Русь была названа Русью?
Но в то же время, по версии Г.Ф.Голлманна и нотариуса мекленбургского придворного суда И. Ф. фон Хемнитца, отцом Рюрика мог быть тот самый ободритский, то есть славянский князь Готлейб (Готлиб). Уже после смерти (1611 г.) некоего Клода Дюре (Duret Claude) в 1613 г. в Кельне была издана его книга об истории языков. В ней Клод Дюре говорит не без основания, что варяги, от которых происходил Рюрик, были славяне-вандалы, называемые другими "вендами".
начиная с середины 50-х годов восьмого столетия и до 70-х годов явно прослеживается синхронность в действиях балтийских славян и Рюрика.
Вообще версия о датско-славянском происхождении Рюрика многие спорные места и в судьбе («Призвание варягов»), и в поведенческой психологии («верность клятве») объясняет вполне разумно».
И, наконец, еще одно обстоятельство. Чисто логически кажется все-таки не убедительным, что славяне призвали властвовать над собой кого-то совершенно другой религии и другой национальности. И допущение нашими предками к власти над собой какого-то (!!!) норманна Рерика из Ютландии выглядит не очень правдоподобно.
Когда восточные славяне попробовали призвать иноземцев править ими, они, скорее всего, не собирались сделать своим правителем кого попало, независимо от того, каким «басурманином» он окажется. До нас эти сведения не дошли, но кто знает, может быть, Рюрик и не был первым, кто вызвался стать правителем Руси, может быть, до него были и другие кандидаты, которым отказали по причине того, что они были совершенно другой веры или другого этноса, у нас нет фактов ни чтобы подтвердить, ни чтобы опровергнуть такую возможность. И только если Рюрик-Рёрик был не каким-то неизвестным «басурманином», если соседи наших предков, балтийские славяне, знали его и принимали его отчасти за своего, т. к. он отчасти и был для них отчасти своим – полуободритом, только тогда в этой версии все становится на свои места и оказывается правдоподобным.