Mikle » Вс апр 26, 2015 13:28 pm
Знание, путешествуя на Север, вверх по реке Черная Вода, поднялось на гору Таинственный Холм и встретило там Осуществляющего Недеяние.
Обратившись к нему. Знание сказало:
— Я хотело бы тебя спросить: как мыслить, как думать, чтобы познать дао? Где находиться, как действовать, чтобы пребывать безмятежно в дао? Чему следовать, какой дорогой идти, чтобы обрести дао?
Три вопроса были заданы Знанием, однако, Осуществляющий Недеяние на них не ответил. И не только не ответил, но и не знал, что ответить.
Не получив ответа. Знание отправилось на юг, вверх по реке Белая Вода, поднялось на холм Конец Сомнений и увидело там Возвышающегося Безумца. Знание задало ему те же вопросы, и Возвышающийся Безумец сказал:
— О! Я все это знаю и сейчас тебе объясню?
Однако только он собрался вымолвить слово, как тут же забыл, что хотел сказать.
Не получив ответа. Знание вернулось во дворец и предстало перед Хуанди.
— Нигде не находиться и ни в чем не усердствовать — это начало безмятежного пребывания в дао. Ничемy не следовать и не идти никакой дорогой — это начало обретения дао, — сказал Хуанди.
Тогда Знание спросило у Хуанди:
— Мы с тобой это знаем, а те двое этого не знали. Кто же тогда прав?
— Истинно прав Осуществляющий нeдeяниe, а приближается к этому Возвышающийся Безумец, — ответил Хуанди. — А мы с тобой никогда к этому не приблизимся, ибо «тот, кто знает, не говорит, а тот, кто говорит, не знает». Поэтому совершенномудрый осуществляет науку Безмолвия. Дао нельзя постичь при помощи слов. Добродетель не может достичь совершенства при помощи названий, милосердие не может действовать Беспристрастно, справедливость может причинить ущерб, церемониями можно лишь обманывать друг друга. Поэтому и говорится: «После утраты дао появляется добродетель, после утраты добродетели появляется милосердие, после утраты милосердия появляется справедливость, а после утраты справедливости появляются церемонии».
Церемонии — это внешний блеск дао и начало беспорядка.
Поэтому и говорится: «Тот, кто упражняется в дао, ежедневно теряет что-то из его внешнего, ложного блеска. Потеряв, снова теряет и так доходит до недеяния. А, осуществляя недеяние, он может все совершить».
Жизнь — это преемник смерти, а смерть — это начало жизни. Кому известен закон этого превращения? Рождение человека — это скопление жизненной силы: когда она скопится, возникает жизнь, а когда рассеется — возникает смерть. Если жизнь и смерть - это преемники друг друга, то о чем же тогда сожалеть? Поэтому все вещи одинаковы. Красивое и необыкновенное — вот что превозносится, а вонючая грязь — вот чего гнушаются. Однако вонючая грязь неизменно превращается в красивое и необыкновенное, а красивое и необыкновенное снова превращается в вонючую грязь.
Поэтому и говорится: «Всю Поднебесную пронизывает единая жизненная сила», и поэтому мудрый ценит это единство.
Тогда Знание сказало Хуанди:
— Я спросило Осуществляющего Недеяние, и он мне не ответил. И не только не ответил, но и не знал, что ответить. Затем я спросило Возвышающегося Безумца. Возвышающийся Безумец уже намеревался мне ответить, но так ничего и не сказал. И не то, чтобы просто не сказал — намеревался сказать, но завыл, что хотел сказать.
Теперь я спросило тебя, и ты знал ответ на мои вопросы. Но почему же мы не приблизимся к дао?
Хуанди ответил:
— Один из них. Осуществляющий Недеяние, истинно прав, ибо он не знает. Второй из них. Возвышающийся Безумец, приближается к этому, так как он забыл, что он знал.
Мы же с тобой никогда к этому не приблизимся из-за нашего знания.
Услышав об этом. Возвышающийся Безумец подумал, что Хуанди знал изначальные слова.
И скачют лягушки за мной по пятамм...