Карьяна » Вс мар 22, 2015 23:33 pm
Цыганский танец
За свою более чем тысячелетнею кочевую историю цыгане побывали во многих странах. Постепенно они перенимали обычаи различных народов, но сохраняли свои национальные особенности. Цыганские традиции, привычки, язык, фольклор переплетались и вбирали в себя элементы культуры других народов. Наиболее наглядно это отразилось в цыганском танце. Сейчас танцы цыган, осевших в разных странах, очень непохожи. Но какими бы разными небыли бы они по хореографии, набору движений, практически всегда мы можем понять, что это именно цыганский танец. Эмоциональные, завораживающие, влекущие к себе , их сложно с чем-либо спутать. Между танцами испанских, венгерских, болгарских и русских цыган нет почти ничего общего. Но в каждой стране зритель ощущает дух свободы , которым веет от пляски кочевого племени.
В России цыганская пляска ценилась еще в XVIII веке. Сейчас трудно сказать, как выглядел таборный танец двести с лишнем лет назад. Ясно лишь то, что он был очень вольным и экспрессивным. Как и свои соплеменники в других странах, русские цыгане многое позаимствовали от коренного населения. Хореографы отмечают, что большинство ныне существующих движений взяты из крестьянской пляски.
Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия. Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть «огневые» пляски.
С тех пор цыганский танец можно условно разделить на таборный и эстрадный. Таборная пляска была подчинена множеству условностей. К примеру, танцовщица не могла крутить юбкой, ибо это противоречило народной традиции. Запрещено было поднимать юбку выше колен, открывать плечи или пупок. Даже когда девушки плясали на рынках или вокзалах за деньги, они не нарушали этот неписанный запрет.
Другое дело – эстрадный танец. Артистки постепенно пришли к мысли, что условностями можно поступиться ради зрелищности. Поэтому на сцене танцовщицы крутят юбкой замысловатые зигзаги и «восьмерки» - воланы. Плясунья может эффектно взмахнуть гривой распущенных волос, вызывая аплодисменты из зала. Но, оказавшись на цыганской свадьбе, она не позволит себе ничего подобного. Всему свое время и место…
Но по большому счету эстрадная и фольклорная манера – это две стороны одной медали. Табор постоянно адаптировал находки городских профессионалов. А на сцене таборные движения очень ценятся за свою органичность. Успех и сейчас сопутствует тем ансамблям, которые сохраняют энергетику народной пляски.
Цыганским артистам во все времена приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Особенно сильно цыганская пляска меняется в начале 20 в. Если говорить о женском танце, то считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья. Она брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.
Цыганский танец продолжает меняться и совершенствоваться и в наше время. Как и сотни лет назад, исконные цыганские движения дополнятся новыми, и тем самым обогащают, делают современным и актуальным этот древний и прекрасный вид искусства – Цыганский танец.