Игорь Леванов » Ср мар 09, 2016 16:20 pm
Кто не слышал о Единороге? Это белое, похожее на коня существо с таинственным сиянием спокойной, благородной мудрости, которое исходит от острого, закрученного рога посередине его лба. Говорят, что глаза у Единорогов глубокого голубого цвета и полны звезд. Пугливый и неуловимый, он обитает где-то на задворках нашего сознания, подобно смутным воспоминаниям детства. Чудесное, таинственное предчувствие приключений, дуновение, большее, чем просто дуновение, иного мира – все неотрывно от мысли о единороге. Откуда это?
Легенда о Единороге была известна на Западе, по крайней мере, за четыре века до рождения Христа, а на Востоке появилась и того раньше. Исключая дракона, ни одно другое мифическое животное не пользовалось такой необычайно широкой славой. Возможно, такая популярность объясняется загадочностью и необыкновенными способностями Единорога: полагали, что он самое удивительное существо, живущее в удаленных от мест обитания человека районах, что он силен и благороден, что становится кротким и покорным в присутствии девственницы, а его рог обладает многими чудесными свойствами. Относительно внешнего вида Единорога люди не пришли к общему мнению.
С Единорогом связано много самых разных символов и аллегорий. Тема Единорога привлекала многих исследователей: Оделл Шепард “Учение о Единороге (1930), Ричард Эттиндаузен “Единорог” (1950), Роберт Ридигер Бир “Единорог: миф и реальность” (1972), Юрген Эйнхорн “Дух Единорога” (“Spiritalis Unicornus”) (1976), Маргарет Б. Фримен “Гобелены с изображением единорога” (1976) и другие.
Единорог оставил заметный след в литературе и в искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Упоминания о нем встречаются в книгах, его изображают на иллюстрациях, картинах, гравюрах, гобеленах, на предметах культа, шкатулках, медальонах, на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Пика культ Единорога достиг в XV веке.
Тема Единорога, в особенности сюжет о Единороге и девственнице, активно развивалась в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы — две серии гобеленов конца XV века “Девушка и единорог” и “Охота на единорога”. Первая, хранящаяся в музее Клюни в Париже, состоит из шести гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека. На нежно-красном фоне на гобеленах изображены цветы, деревья, птицы, обезьяны, другие животные, лев и единорог, единорог и девушка. Другая серия, “Охота на Единорога” (музей Клойстерс в Нью-Йорке), включает семь гобеленов. На них изображены охота, убийство и воскрешение Единорога.
В легендах о Единороге много символики. И даже если он давно уже не воспринимается, как реальное существо, ему продолжают приписывать аллегорическое значение, что, видимо, удовлетворяет давнюю потребность человека время от времени прикасаться к загадочному и мистическому.
В мифах и фольклоре различных народов и культур Единорог - это чудесное животное, которому приписывались необыкновенные свойства.
В Китае насчитывалось несколько видов мифологического Единорога. Чаще всего он отождествляется с ци-линем (или ки-линем), одним из четырех духовно одаренных животных. Он - суть пяти стихий и качеств и представляет собой союз инь и ян. Его описания весьма противоречивы.
В Японии известны два вида Единорогов: кирин, схожий с килином, и син-ю, похожий на льва.
Восточные рассказы о Единороге — непрестанные колебания: зверь он из плоти и крови или все-таки дух. Таких сомнений не желали европейцы: для них Единорог всегда был реальным животным.
На Западе Единорога изображали как существо, похожее на лошадь или козла (или на того и другого сразу: тело лошади и борода козла). Но большинство же людей наделяют Единорога телом лошади.
В мусульманском мире тоже есть свой Единорог. Его называют какаданн; у него внешность быка, оленя, лошади, антилопы или другого животного, а иногда он имеет даже крылья.
Пожалуй, самый причудливый Единорог был у древних персов. Читаем: "Трехногий, шестиглазый, девятиротый и с золотым полым рогом; стоит он посреди океана и чудесным рогом очищает волны от всяческого загрязнения" (в наш бы современный океан такого златорогого!).
Считалось, что Единороги живут как на суше, так и в море, поскольку существовало поверье, что каждому сухопутному животному должен соответствовать его водяной аналог. Последний мог иметь тело большой рыбы или кита.
Китайская мифология приписывает Единорогу (ци-лину) только положительные качества. Он символизирует мягкость, доброжелательность, добрую волю, блаженство, долгожительство, великолепие, мудрость, справедливость и честность. Он появляется только во времена справедливого правителя, а его появление знаменует рождение или смерть мудреца. Рог Единорога являлся счастливым пророчеством для императора. Проехать верхом на ци-лине означало обрести славу.
В египетской мифологии Единорог олицетворяет все моральные качества.
В греко-римской традиции Единорог - атрибут всех девственных, лунных богинь, особенно Артемиды (Дианы).
У евреев он символизирует королевское величие, силу и власть.
У иранцев Единорог - это совершенство и все моральные качества.
В шумеро-семитской традиции он - лунный символ, атрибут богинь-девственниц и изображается с Древом Жизни.
Сложнее обстояло дело с качествами Единорога на Западе.
Западная мифология пыталась одарить Единорога достаточно противоречивыми свойствами. Но и на Западе Единорог тоже, прежде всего, символизирует целомудрие и является символом чистоты и непорочности. Традиция представляет его обычно в виде белого коня с одним рогом, выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.
В ранних традициях Единорог изображался с телом быка, в более поздних - с телом козла, и только в самых поздних - с телом лошади. Легенда утверждает, что поймать Единорога невозможно, что он неутомим, когда его преследуют. Привлечь Единорога можно только истинной чистотой в образе непорочной девы. Обмана он не потерпит — недевицу непременно поднимет на рог. К деве же Единорог приблизится, и если она его приласкает и поцелует в рог, мирно уснет, положив свой грозный рог ей на колени.
Питаются Единороги цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сыти, а пьют утреннюю росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются и пьют оттуда, и вода в этих озерах обычно становится очень чистой и обладает свойствами живой воды. Встреча с Единорогом предвещает счастье и удачу. В христианстве образ Единорога ассоциируется с Христом и Девой Марией. Христос - это "духовный Единорог", "рог спасения". Рог, как противоядие, символизирует способность Христа отпускать грехи; единство Христа и Бога-Отца, а также Христа, как единственного сына Божия. Как обладатель чистоты, непорочности и девственности, Единорог является эмблемой Девы Марии. Умерщвление Единорога в христианстве также имеет аллегорическое значение. Охотники — враги Христа, гибель Единорога символизирует его мучения и смерть.
Существует легенда о Единороге, согласно которой он обладает способностью очищать воду своим рогом. Такое его свойство описано в греческой версии “Физиологуса”: вода в озере была отравлена змеей и стала ядовитой. Единорог начертал рогом на воде крест, и после этого животные смогли ее пить. Здесь также налицо сопоставление Единорога с Христом, который очищает от греха (яда), вызванного дьяволом (змеем).
Единорогу приписывали и способность распознавать рогом яд. Рог покрывался капельками пота при приближении к отраве, или ядовитая жидкость закипала, когда в нее опускали рог. Вот почему такой популярностью пользовались кубки и чаши из рога или измельченный рог. Считалось, что рог обладал чудодейственной силой. Он, будто бы, излечивал от эпилепсии, лихорадки, других болезней, продлевал молодость и укреплял потенцию. В эпоху Возрождения фигурка Единорога часто красовалась над аптеками.
Шарлатаны бойко торговали волшебным рогом, выдавая за таковой рог носорога, зуб-рог кита нарвала и даже мамонтов бивень. Торговали чашками, солонками из рога, якобы удаляющими яд из пищи. Покупка целого рога была под силу либо собору, либо королевскому дому. Елизавете I Английской такое приобретение обошлось в 10 тысяч фунтов (кстати, Единорог был эмблемой этой королевы-девственницы). Из него сделали сосуд для питья и всякий раз, наливая вино, следили, не поменяет ли он цвет.
На одной миниатюре XV века изображен святой Бенедикт, отшвыривающий поданный ему кусок хлеба. Рядом фигурка Единорога как общепринятый иероглиф: без пояснений средневековый читатель понимал, что хлеб отравлен, и святой с помощью Божьей это узнал.
Единорогу соответствовал еще один образ — благородного и одинокого животного, любящего уединение. Именно поэтому он был символом воздержания и монашеской жизни. Если Единорог изображен в одиночестве, он символизирует монастырскую жизнь и является эмблемой святых Юстина Антиохийского и Юстина Падуанского.
Единорогу долгое время приписывали такое качество, как царственность. В свете этого понятно, почему изображение Единорога часто использовалось в геральдике, где он имеет голову и тело лошади, хвост льва, ноги и копыта оленя и перекрученный рог в центре лба. Наиболее известен герб британской королевской армии, на котором единорог и лев изображены как союзники, что означает единство лунных и солнечных сил.
В западной традиции образ Единорога не единожды пытались опорочить. К этому приложили руку и довольно известные личности. Дюрер изобразил Единорога слугой Плутона, который уносит Персефону в подземное царство. Иногда Единорога представляли как символ вожделения. И это нетрудно объяснить. Как сильное и могучее животное он ассоциируется с силой самца, а его рог — с фаллическим символом. Даже Леонардо да Винчи, не сомневаясь в существовании этого животного, уточнял, что к деве Единорога влечет не почтение к целомудрию, а вожделение.
Но попытки "очернения" Единорога успеха не имели; акцент ранних бестиариев на жестокосердие Единорога не привился. Наоборот, свирепость и необузданность стали подчеркивать для контраста с благочестием и искуплением. Недаром праведники так легко укрощали и приручали Единорогов словом Божьим. Зло оборачивается добром, вожделение превращается в почтение к целомудрию.
На протяжении веков Единорогу приписывали всевозможные добрые качества: соотносили его со справедливым правителем и рождением мудрецов, рисовали чадолюбивым» любителем единения, нежным поклонником чистоты, смиренным и благочестивым. Ничто дурное не липло к его образу. Воображение человека словно устало от оборотней, василисков, пышущих жаром драконов, коварных сирен. И вот, среди всякой нечисти и нежити, враждебных человеку, воссиял обаятельный образ зверя, который дик и буен, но способен стать покорным и ласковым.
Психологи акцентируют наше внимание на особой поэтичности образа, на нашем пристрастии к архетипам смиряемого зла и гордого одиночества... Но образ ускользает от конечной интерпретации специалистов. Будет ли большой ересью утверждать, что в самом "ускользании" от объяснений заключено его великое обаяние? Когда поэт, художник говорит о Единороге, он вводит в свое произведение тайну. Ибо ни бестиарии, ни легенды Востока и Запада не объяснили нам Единорога до конца. Единорог будит в душе нечто неопределенное, зыбкое, ощущение неполноты знания... Мы не ведаем, каков есть Единорог.
О Единороге говорят и пишут и сегодня. Продаются фигурки Единорога, различные сувениры с его изображениями. Он частый персонаж художественных произведений и живописных полотен. С ним связано множество символов и аллегорий, и поэтому можно с уверенностью утверждать, что ему предстоит еще долгая жизнь в искусстве и сознании людей.
Писатель http://www.proza.ru/avtor/gerontaigor