Новый закон позволит РФ предотвратить эскалацию конфликта в Южной Осетии и укрепить свои позиции в других странах
В конце прошлой недели Совет Федерации принял постановление, предоставившее право президенту России использовать специальные подразделения и военные силы в любой точке планеты для борьбы с терроризмом. Поводом для ускоренного принятия этого документа стало убийство четырех отечественных дипломатов в Ираке – президент РФ отдал распоряжение уничтожить всех причастных к этому преступлению. Между тем постановление де-факто предоставляет главе государства право использовать войска за пределами нашей страны. Уже в ближайшее время российские подразделения могут быть задействованы для защиты граждан РФ в Южной Осетии и Абхазии. Впрочем, по мнению экспертов, Россия с большой вероятностью может использовать силу и за пределами ближнего зарубежья.
Письмо с просьбой о принятии такого постановления было направлено президентом 4 июля. К концу недели инициативу Владимира Путина единогласно утвердил Совет Федерации. В пятницу ее поддержали все 140 сенаторов. Новая законодательная мера основана на международных договоренностях, которые предусматривают «применение сурового наказания к террористам, совершающим преступления против лиц, пользующихся международной защитой, другие террористические акты, в результате которых гибнут люди, нарушаются основы международного мира и безопасности, наносится ущерб суверенитету государства в части соблюдения и защиты основных прав и свобод их граждан». Согласно документу, президент РФ наделен правом «использовать за пределами территории России вооруженные силы страны и подразделения специального назначения в целях пресечения международной террористической деятельности против России либо граждан России или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ». Таким образом, Владимир Путин получил возможность воплотить в жизнь свое обещание уничтожить ответственных за убийство сотрудников дипломатического корпуса России в Ираке в рамках законодательства.
Сегодня уже многие страны имеют одобренные парламентом законы о борьбе с терроризмом в любой точке планеты, сказала RBC daily эксперт Лондонской школы экономики Маргот Лайт. Принятое в пятницу постановление позволяет России в рамках борьбы с терроризмом развернуть полномасштабные военные действия в любой стране мира. «Закон допускает такие операции, как бомбардировка, артиллерийский обстрел или другие способы уничтожения объектов, которые связаны с террористической деятельностью. Не исключены как атаки с воздуха, так и операции специальных подразделений, которые будут отправлены в страны, предположительно поддерживающие террористов», – сказал в разговоре с RBC daily эксперт Bonn International Center for Conversion Андреас Хайнеманн-Грюдер.
При этом западные эксперты оговариваются, что военные операции России вряд ли будут идти в русле политики Запада. «Одна из существенных опасностей этого закона заключается в том, что борьба с терроризмом зачастую может использоваться как подтекст, под прикрытием которого правительство станет преследовать совершенно иные цели», – полагает Маргот Лайт. Уже понятно, что Москва не бросит на произвол судьбы Южную Осетию и Абхазию. В поддержку права народов непризнанных республик на самоопределение не раз высказывались Владимир Путин и представители МИД РФ. Президент Грузии Михаил Саакашвили продолжает нагнетать напряженность вокруг Цхинвала и Сухума. Наблюдатели в Южной Осетии не исключает, что война может начаться в ближайшие недели. По данным МВД Южной Осетии, в последнее время официальный Тбилиси ввел в зону конфликта дополнительные подразделения полиции общей численностью до 2,5 тыс. человек.
В воскресенье утром возле своего дома был убит секретарь Совета Безопасности Южной Осетии Олег Алборов. В Цхинвале считают, что таким образом Тбилиси начал реализацию программы по физическому устранению южноосетинских чиновников. Южная Осетия расценивает действия грузинской стороны как реальную угрозу и готовится к ее отражению. Понятно, что принятый закон может послужить России хорошим механизмом для предотвращения провокаций со стороны Тбилиси. Спешку с принятием закона, разрешающего президенту использовать силу за рубежом, наблюдатели связывают с южноосетинской проблемой. В законе указывается, что использовать специальные подразделения можно, когда существует реальная угроза жизни российским гражданам. Поскольку большинство жителей Южной Осетии – граждане России, Москва, скорее всего, использует принятые поправки в закон о борьбе с терроризмом для защиты своих граждан от агрессии со стороны Тбилиси.
Между тем, по мнению западных специалистов, Южная Осетия и Абхазия – далеко не единственные места, где могут быть задействованы российские военные. В разговоре с RBC daily Маргот Лайт отметила, что «российские спецоперации, по всей вероятности, будут проводиться на всем постсоветском пространстве». Наиболее взрывоопасная ситуация сложилась в республиках Средней Азии – Узбекистане, Таджикистане и Киргизии, где возможны новые акции вооруженных экстремистов. Впрочем, понятно, что принятый закон, открывает возможности использования силы и за пределами территории бывшего СССР. «Новый закон предполагает минимальное участие парламента в принятии решений, все зависит исключительно от главы государства. Операции российских вооруженных сил могут также проводиться с целью военного переворота в таких государствах, как Афганистан или Ирак, или для поимки за границей людей, по мнению России, причастных к террористической деятельности», – замечает Андреас Хайнеманн-Грюдер. По мнению специалистов, взятые Россией на себя обязательства в рамках нового закона предоставляют Москве огромный простор для политических маневров, что может существенно пошатнуть позиции ее главного соперника – Вашингтона. «Москва теперь располагает очень широкими полномочиями. По сути, ее возможности ничем не уступают программе по борьбе с терроризмом, разработанной в Соединенных Штатах. Путин получил от законодателей карт-бланш для российских военных», – комментирует ситуацию г-н Хайнеманн-Грюдер.
Отдел политики