"Книга написана для людей, стремящихся к постижению смысла жизни и поиску истины. Серьезный читатель найдет в ней ответы на многие вопросы, волнующие его в жизни и касающиеся бытия. Философы и психологи могут почерпнуть здесь те коррективы, которые наиболее желательны, чтобы сделать внутренний мир человека более совершенным, более обширным, более объемлющим и, в сущности, более человечным, обращенным не только к этой жизни, но и к жизни вечной". Такая вот интригующая аннотация была у книги, которая попала мне в руки пару месяцев назад. Называлась она не менее заманчиво: "Практическая психология". Мое любопытство к данному изданию подогревалось еще и тем, что оно являлось учебным пособием Московского института коммунального хозяйства и строительства, филиал которого есть и у нас, в Дмитрове.
Считая себя в какой-то мере философом и "желая сделать свой внутренний мир более совершенным", я, воодушевленный вступительным словом, приступил к чтению "Практической психологии", начав, по обыкновению, с содержания. И тут… Я ожидал прочитать все что угодно, но только не это: "Жизнь Рамакришны и Вивекананды", "Встреча с Кешаб Чандра Сеном", "Здоровье Рамакришны", "Ученики Вивекананды". Предисловие же представляло собой изречение одного из "просветленных", одним абзацем из трех предложений занявшее больше половины страницы, - в сравнении с этим стиль Гоголя в "Мертвых душах" казался просто взятым из букваря! Первую главу учебника-сюрприза открывала цитата из Книги Книг всея кришнаитов: "Когда добродетель слабеет и торжествует порок, Я спускаюсь на землю, чтобы помочь человечеству" – говорит Кришна в Бхагавад-Гите". А вот последняя часть книги, как ни странно, содержала "Беседу преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни". О том, как это увязывается со всем вышеизложенным, говорил постскриптум: "Теперь мы понимаем, что исходившее от отца Серафима неизреченное сияние света присуще всем великим святым, находящимся в Духе. Это состояние на Востоке называют состоянием Самадхи…, в котором исчезают все чувства, а остается только ощущение Высшего Блаженства и Любви ко всем творениям". Наконец, рецепт этого "винегрета" отображался в списке использованной литературы: Библия, "Истоки философской мысли Индии", Бхагавад-Гита как она есть, Вивекананда, Древнеиндийская философия, "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни"…
Первый вопрос, который пришел мне в голову: а зачем студенты института коммунального хозяйства изучают жизнь Рамакришны, тайны Индии и все такое прочее? Как выяснилось позже, все оказалось намного проще. Одна мама, сын которой имеет счастье учиться в Дмитровском филиале вышеозначенного ВУЗа, рассказала что его, как и других студентов, заставляют по "Практической психологии" сдавать зачет. Тем, кто отказывается – автоматически "неуд" в зачетную книжку. И вот здесь очень интересный нюанс: как известно, даже "Основы православной культуры" до сих пор ведутся в качестве эксперимента или факультатива в отдельно взятых школах, а необходимость предмета для российских школьников обсуждается на самых высоких уровнях. А здесь – надо и все!...
Данное "учебное пособие" "одобрено научно-методическим советом института", как отмечено на обложке. Однако, это совсем не означает, что личные религиозные пристрастия преподавателей или работников учебного заведения могут быть навязаны студентам в качестве предмета для изучения, тем более под таким названием, как "практическая психология".