Интересную статью Дмитрия Леонова нашел на его сайте http://progressinfo.chat.ru/. Очень понравилось.
История Дмитрова уходит в тьму веков. Но современный Дмитров имеет смысл рассматривать как результат двух великих переселений: тридцатых годов - времени строительства канала, и 50-60-х - период бурного развития промышленных предприятий. В связи с этим и новые жители прибывали из разных мест: в 30-е - со всей страны, одни под конвоем, другие без конвоя, но тоже в приказном порядке; в 50-60-е - в основном из окрестных деревень на работу на заводы и фабрики. В связи с тем, что население росло в основном за счет приезжих (в начале века население было 4,5 тысячи человек, сейчас 65 тысяч), исторических вековых традиций, как на Арбате, не сложилось. В основном большинство жителей - дмитровчане (а часто и горожане) в первом, втором, редко третьем поколении. Но многовековая история города накладывает свой отпечаток. Если в городах-новостройках, как Дубна, горожане сами творили историю, прокладывали улицы и сами придумывали им названия, строили дома на пустом месте, то в Дмитрове история корректировала планы людей, приучала руководителей к неспешности и основательности решений, а простых жителей - к философскому восприятию окружающей действительности и консерватизму. Все события, все явления город меряет на свой вековой аршин. Можно сказать, что Дмитров обладает своим характером, он как разумное существо имеет свое мнение, которое может быть незаметным только из-за того, что годы для человека - мгновения для города. Поэтому я буду называть город с большой буквы - Город.
Так, Фрезерный - новостройка при заводе фрезерных станков 50-х годов, так и называется поселком. Самая обидная шутка про Фрезерный – «Это такая дыра, что там даже вместо милиционеров – лесничие». Шпилево, отделенное от центральной части города объездной автодорогой, Город тоже не считает своей частью, а так и называет - поселок Шпилево. И только Подлипичье (ул. Подлипецкая) избавилось от приставки "село", хоть и произошло это сравнительно недавно - в начале 30-х годов этого века. Улица Космонавтов считается окраиной до сих пор, хотя ее и признают частью Города, но говорят чуть презрительно - "на Космосе". А вот Митькино - деревня, соседствующая с ул. Космонавтов, считается синонимом глухомани. Определение нелепых действий - "ехать в Москву через Митькино". На Космосе и сами с трудом считают себя горожанами - так и говорят между собой: "Кто сегодня в Дмитров поедет?".
Историческую часть города (то есть место, где всегда был город, а не старую застройку) - от Загорской до ул.Подъячева официально называют "2-й микрорайон", но только официально. Горожане скажут - на Пушкинской, на Школьной, или просто - у Красной школы. Вообще красного в Дмитрове хватает - Красная Школа (из красного кирпича), Красная Церковь (аналогично), Красная Гора (смысл совсем другой - это городское кладбище). А вот Белого Дома в Дмитрове нет, здание администрации называется просто - горсовет, и ближайшая автобусная остановка называется так же.
Район города, который не имел неофициального названия - это микрорайон Маркова. Построенный на месте заболоченных 1-й и 2-й Огородных улиц в 70-е годы, он как был назван микрорайоном им.Маркова, так и остался. Часто его называют в третьем лице - Марково. Когда его строили, болотистую местность засыпали 2-3 метровым слоем грунта, так что от улиц Огородных ничего не осталось, даже названия. А вот микрорайон им.Аверьянова, строившийся в конце 70-х годов через дорогу от Маркова, часто называют 3-м микрорайоном, как он назывался во время строительства. Так что неудивительно, что и микрорайон им.Махалина, построенный в начале 80-х, до сих пор называют 4-м микрорайоном. Мало известная и тихо умирающая после переезда военкомата улица Оборонная стала у всех на слуху после того, как в середине 90-х там стали строить многоэтажки, которые еще называются Хазовскими, по фамилии Хазова, директора фирмы "Кристалл", их построивших. Так как квартиры в этих домах продаются за приличные деньги, район рискует стать элитным, хотя если судить по окружающим болотам, произойдет это нескоро.
По большому счету, от Дмитрова начала века осталось очень мало - земляной вал, Успенский собор, Борисоглебский монастырь, церкви, и то не все. От старой застройки остался квартал от ул.Семенюка до ул.Загорской и от вала до ул.Минина, и Заречье. Названия улиц изменились почти все. В 20-м веке Город дважды был рассечен надвое: первый раз - железной дорогой, второй - каналом. Но Город этого как бы не заметил. Железная дорога не стала серьезной границей между районами, а канал не изменил географию Города - раньше такой границей между центром и Заречьем была река Яхрома, а сейчас - полоса суши между каналом и Яхромой. Мало того, кажется, что Город с удовольствием расстается со старьем. Если в 70-е снос частных домиков по улицам Огородным, Кропоткинской, Загорской был плановым, чтобы расчистить место для многоэтажек, то в 80-е, когда сносились дома на Подьячева, Профессиональной, Оборонной, жители спрашивали: "Когда будут сносить наши дома?". Преимущества квартиры со всеми удобствами перед частным домом без водопровода и удобствами во дворе были очевидны. Но к концу 80-х, когда районы многоэтажек были уже сформированы, одноэтажная застройка продолжала исчезать. Исчезли дома в начале ул.Луговой, на Оборонной между Профессиональной и железной дорогой, на Рогачевском шоссе. Вместо них оставались пустыри.
Но Город продолжал расти. В начале 90-х на севере Города возник микрорайон коттеджей Подчерково, названный по имени близлежащей деревни. Поселок Шпилево перешагнул через железную дорогу на Костино и двинулся новыми улицами кирпичных домов в сторону леса.
Город по только ему понятным критериям отторгает безусловно прогрессивные, казалось бы, начинания, и возвращается к давно забытому. В качестве примера отторжения можно привести судьбу сквера на берегу канала между пристанью и мостом. В 37-м, когда открыли канал, здесь был сквер, проложены дорожки, установлены постаменты со скульптурами. К пристани Дмитрова причаливали пароходы из Большой Волги и Северного Речного вокзала. Сейчас о былом великолепии напоминают только невнятные тропинки среди разросшихся деревьев, да остатки постаментов среди зарослей крапивы. И это несмотря на то, что желающих искупаться в канале в жаркую погоду хоть отбавляй.
Пример возрождения старых явлений - это возникновение помоек в районах многоэтажной застройки. Казалось бы, есть мусоропроводы с мусоросборниками, рано утром приезжает мусоровоз и забирает мусор. Но нет, без помоек Город не может. Конечно, это не просто куча мусора, как 100 лет назад, а специальные контейнеры в специально оборудованных местах, но суть та же. А вот урны, насаждаемые в 70-е и 80-е, приживаются плохо.
Про городские нелепости.
Надо сказать, что Город не любит нарушения традиций размещения объектов. В качестве примера можно привести строительство на территории больничного городка в 80-е годы на месте прачечной нового роддома. Хоть место и на возвышении, а в подвале роддома все время стоит вода, и его приходится периодически закрывать на капремонт. Другой пример отторжения Городом нововведений - постройка на Советской площади у Универмага подземного перехода к 1980-у году. Задумка была благая - центр города, Дмитровское шоссе, движение большое, и народу много - Универмаг, базар рядом. Первые несколько лет находились пешеходы, спускавшиеся в переход. Потом их стало все меньше, лампы в светильниках стали перегорать, а сам переход - захламляться и загаживаться. Поэтому когда в начале 90-х входы в переход закрыли решетками, никто на это не обратил внимание. Впоследствии в переходе сделали подземный магазин: вход для покупателей - со стороны Универмага, служебный вход - со стороны вала. Еще один пример нелепой постройки, не принятой Городом - так называемый фонтан на пересечении ул.Семенюка и Профессиональной со стороны мкр.Маркова. Эта конструкция, построенная в конце 70-х и ныне не существующая, представляла из себя бетонное кольцо диаметром метров 15 и шириной сантиметров 60, чуть возвышающееся над землей. Внутри кольцо образовывало круглый бетонный бассейн глубиной метра полтора, в самом центре которого стоял бетонный пенек диаметром около метра. По кольцу через равные промежутки стояло 15 флагштоков, а на центральном пеньке - еще один, повыше. На высоте метров двух от земли флагштоки по кольцу соединяла металлическая лента, на которой было написано "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь", а на флагштоках висели влаги союзных республик, а на центральном флагштоке - флаг Советского Союза. Фонтаном это назвали, потому что кто-то пустил слух, что внутри этой конструкции устроят фонтан. Впрочем, вода в этом бетонном бассейне стояла все время и так, от дождя, и в ней плавали палки, пустые бутылки и всякая дрянь. Сначала власти пытались поддерживать порядок - бутылки из воды убирали, истрепанные непогодой флаги заменяли на новые. Но к концу 80-х сооружение изрядно обветшало, а после 1991 года вообще потеряло актуальность. В один прекрасный день флагштоки срезали, а бетонированный бассейн засыпали землей. Он так и остался на том месте под пешеходной дорожкой. Остатки металлической полосы с надписью "Союз нерушимый..." последний раз я видел в середине 90-х на ул.Минина, где ее приспособили для укрепления берегов сточной канавы.
Про рынок и магазины.
Вообще в разговорах Городом обычно называют его центр, а еще точнее - базар. Получается, что когда говорят: "пойти в Город" - подразумевается "пойти на базар" или "пойти по магазинам". Базар, или рынок, находится на исторически сложившимся месте. О прошлом напоминает проступающая кое-где из-под асфальта булыжная мостовая. После легализации рыночных отношений базар расширился, деревянные торговые ряды заменили металлическими, на большей части рынка теперь торгуют промтоварами. При социализме на колхозном рынке торговали только овощами и фруктами, а в павильоне - мясом и молочными продуктами, промтовары продавались в магазинчиках по периметру рынка. Рыночные отношения сильно укрепили рынок (в смысле базар): территория рынка была полностью заасфальтирована, снесли ветхие деревянные магазинчики, бетонными плитами перекрыли проход с рынка к милиции мимо исполкомовских гаражей (символично!). В 1997 году территория рынка расширилась в сторону железной дороги, поглотив остатки улицы Торговая Площадь, и став заасфальтированной торговой площадью буквально. От улицы Торговая Площадь осталось два дома - двухэтажное здание АО "Общепит" (зданию больше 100 лет, до начала 1970-х годов в нем была милиция), и гостиница "Дмитровский посад". Перед рынком, рядом с Универмагом, сейчас построен длинный сплошной ряд магазинов. До начала 70-х здесь был ряд покосившихся деревянных магазинчиков. Потом их сломали, а на этом месте поставили большой транспарант "Вся власть в СССР принадлежит народу". Однако не успел еще исчезнуть СССР, а на этом месте снова поставили деревянные палатки. На месте стоянок перед гостиницей до начала 70-х тоже были двухэтажные магазины. Сейчас рынок стал расширяться в эту сторону. Возможно, на этом месте когда-нибудь вновь будут построены магазины - таково историческое предназначение этого места.
Про памятники.
Традиции советской власти предписывали каждому райцентру иметь памятник Ленину. Как правило, памятник должен был стоять перед зданием горкома или горсовета. В этом плане Дмитров перещеголял многие райцентры - у нас целых два памятника Ленину: первый, как положено, перед зданием горсовета, ныне Администрации, второй - перед зданием Дома Культуры экскаваторного завода на Большевистской улице. Главный Ленин, с Советской площади, содержится в порядке, и у постамента почти всегда цветы. Серебристые ели, посаженные по сторонам памятника, должны были создавать сходство с Красной Площадью. Это сейчас они разрослись и стали обычными елками, а в 70-е они были весьма серебристыми. Сходство с главной площадью страны создавала и трибуна для руководства района, которая устанавливалась на 1-е Мая и 7-е Ноября. Трибуна была из дерева метров двух высотой, и была выкрашена в красный цвет. Она устанавливалась прямо под протянутой рукой памятника на краю проезжей части, и с нее ответственные лица района принимали парад и демонстрации. В остальное время трибуна хранилась во дворе почты на ул.Почтовой, 4. В годы перестройки злые языки называли памятник "Всю жизнь с протянутой рукой". Были даже предложения убрать памятник, и хотя технически это, наверное, сделать было несложно, встал вопрос, кто оплатит эти работы. Желающих платить деньги за политические убеждения не нашлось, и Ленин остался на площади как памятник уходящей эпохе.
А про альтернативного Ленина с Большевистской улицы не сразу вспомнит и коренной дмитровчанин. Из-за наслоений краски, которой его время от времени освежают, он довольно мало похож на оригинал, но это никого не смущает. Вернее, на памятник просто перестали обращать внимание.
Еще в Дмитрове был памятник Кирову. Он отличался склонностью к путешествиям. Сначала он стоял на невысоком постаменте перед Домом Колхозника на ул.Советской напротив офсетной фабрики, даже скорее на Кооперативном переулке. К концу 80-х годов все забыли, что такое Дом Колхозника, зато появился интерес к Сергею Мироновичу Кирову как к исторической альтернативе Сталину. Тогда памятник Кирову перенесли в небольшой скверик справа от кинотеатра "Октябрь", где для него построили новый постамент. Простояв там несколько лет, памятник изрядно обветшал, да и интерес к недавней истории поугас. Памятник сняли незаметно, и остался один постамент. Кстати, надписей не было ни на старом, ни на новом постаментах, так что может это был и не Киров вовсе.
Конечно, главный памятник Дмитрова - это танк Т-34 на Советской площади.
Про канал.
Надо сказать, что в истории с фонтаном нет никакой ненависти Города к советской власти. Современный Город и возник в основном благодаря советской власти, даже можно сказать - ОГПУ. В конце 19 века Дмитров был достаточно крупным уездным центром. В состав Дмитровского уезда входил Талдом и Сергиев Посад. В 20-е годы, когда Московская губерния превратилась в Московскую область, Дмитров был городом с населением 4,5 тысячи человек и по сравнению с бурно развивающимися промышленными центрами, как Коломна, Орехово-Зуево, Подольск, просто прозябал. Из этого состояния его вывело начало строительства канала Волга-Москва, трасса которого должна была пройти через Дмитров. Строительство канала было поручено ОГПУ, а непосредственно - ДмитЛАГу. Часть строителей перевели с построенного в то время Беломоро-Балтийского канала, часть - набрали заново. В то время и возникло слово "зэк" - сокращение от "заключенный каналоармеец" (привет Троцкому с его трудовыми армиями). Дмитров был единственным городом по трассе канала, поэтому управление ДмитЛАГа расположилось в Борисо-Глебском монастыре, а лагеря расположились вдоль всей трассы канала. Инженерный состав и вольнонаемные жили в основном в Дмитрове. Население города выросло очень значительно, и жилья не хватало. Бараки были построены в районе современной улицы Инженерной. В то время этот район города жители называли просто - ДмитЛАГ. После строительства канала предприятий в Дмитрове добавилось - появились завод фрезерных станков, фабрика офсетной печати. История строительства канала заслуживает отдельного описания, и большой материал собран Николаем Алексеевичем Федоровым, редактором газеты "Дмитровский вестник". При его непосредственном участии подготовлена выставка к 60-летию канала в 1997 году, он написал книгу "Была ли тачка у министра?.." (изд. Дмитров, СПАС, 1997).
Про войну.
Война не нанесла Дмитрову существенного ущерба, так как боев непосредственно в городе не было. Но были бомбардировки с воздуха. Бомбили в основном железную дорогу, но бомбы падали и в другие районы города. Так как местность была болотистой, бомбы часто не взрывались, а просто уходили в трясину. В начале 70-х при строительстве фундамента дома N2 в микрорайоне Маркова были обнаружены три неразорвавшиеся авиабомбы. По воспоминаниям очевидцев, несколько авиабомб ушло в болото при бомбардировке железнодорожного переезда на Старо-Яхромской. Бомбы лежат в болоте рядом с железной дорогой со стороны канала рядом с современным цехом безалкогольных напитков. В войну Дмитров был важным железнодорожным узлом. В 1942 году была построена рокадная железная дорога в объезд Москвы. Сейчас она называется большое железнодорожное кольцо. Так как фронт в то время был уже далеко от Дмитрова, дорогу строили не регулярные железнодорожные войска, а мобилизованные местные жители. Дмитровчане строили участок Дмитров-Желтиково. Механизации не было никакой, все делали вручную. Поэтому трасса была выбрана так, чтобы свести к минимуму земляные работы, и дорога получилась очень извилистой. Другая история относится к самому концу войны. В Дмитрове разбился опытный истребитель, совершавший испытательный полет. Самолет шел с запада и врезался в вал со стороны нынешнего Универмага. На валу до сих пор остались следы воронки. Мальчишки того времени ходили на место катастрофы собирать куски плексигласа от остекления кабины. Надо сказать, что жестокость войны накладывала свой отпечаток на все. Так, по другим воспоминаниям, зимой 41-го, когда фронт уже отошел на запад, яхромские мальчишки использовали заледеневший труп немца в качестве санок и катались на нем с Перемиловской высоты. Земля до сих пор помнит войну. Если ехать на электричке в сторону Москвы весной или осенью, когда невысокая трава, то отъехав от Яхромы и не доезжая до моста через канал, на берегу канала справа от железной дороги видны следы окопов, блиндажей, ходов сообщения. Такие же следы войны остались на восточном берегу канала в районе Запрудни. Немцы до тех мест не дошли, но наша линия обороны там была. Там в 41-м стояли части 20-й армии, который командовал генерал Власов, позднее очень известный. Связано ли с этим название расположенной недалеко станции Власово, я не знаю. Западнее Дмитрова в 41-м году шли бои. В декабре 41-го в ходе наступления наши войска настигли колонну немцев на Рогачевском шоссе в районе Бунятино. Дорога оказалась запруженной, и немцам пришлось спуститься правее дороги в заснеженную пойму реки Яхромы. Здесь и завязался бой, в результате которого погибло более 1000 человек с обеих сторон. Местные жители назвали это место долиной смерти. Эти воспоминания я слышал уже в середине 80-х.
Про чудаков.
За Дворцом Культуры поднимается пешеходная дорожка к Подлипецкой церкви. Примерно на полпути слева от дорожки осталась проплешина, на месте которой до 1982 года стоял довольно большой одноэтажный жилой дом. В нем жил чудаковатый мужичок, который любил по вечерам, выпив водочки, выйти на улицу с гармошкой и петь песни про то, как он летал в Рогачево на ТУ-134. Ранней весной 1982 года дом загорелся, и на мужичка это произвело сильное впечатление, он вышел с гармошкой и, глядя на свой горящий дом, пел свои песни громче обычного. Такой вот был забавный мужичок, и куда он делся - никто не знает.
За улицей Инженерной расположены частные гаражи. В одном из них стоял старый довоенный «Опель» вроде того, на котором ездил Штирлиц в «Семнадцать мгновений весны». Хозяином этого богатства был пожилой дядечка. Каждое утро они приходил повозиться со своей любимой машиной – помыть, подкрасить, проветрить. А ближе к двум дня заводил ее и ехал за пол-литрой (в то время водку начинали продавать в два). Как-то раз возился он с машиной и снял переднее сиденье – что-то в салоне делал. А мимо шли два мужика, и решили они над автолюбителем подшутить – закинули сиденье на крышу гаража. Незадачливый автолюбитель вышел из гаража – а сиденья нет. Время к двум идет, пора за водкой ехать, а сиденья нет. Он туда, сюда – не может сиденье найти. Тогда он достал из гаража старый венский стул на изогнутых ножках, примостил его вместо сиденья, сел и поехал – не нарушать же традицию.
Про городские названия.
Народные названия объектов и явлений в Городе, как правило, просты и естественны. Выше объяснялись происхождение названий Красной церкви, Красной школы. Происхождение других названий не менее простое: магазин "Русь" - просто Русь, дом быта "Юбилейный" - просто Юбилейный, ресторан "Волгуша" - просто ресторан. Универмаг - и так понятно, мост - мост через канал, Заречье - "за каналом", Советская площадь - просто площадь, Историческая площадь - "в валу". Когда был кинотеатр "Экран", приходилось уточнять, о каком кинотеатре идет речь - об "Экране" или "Октябре". Сейчас кинотеатр один, и уточнять не нужно. Дворец Культуры тоже один - на Загорской, все остальные - это Дома Культуры, и спутать эти понятия может только приезжий. Путаницу создает Культурный Центр - тогда уточняют: "Студия кабельного телевидения". Малоизвестные объекты на всякий случай имеют несколько названий, например - "Вычислительный центр", он же "Стат. управление", он же "Алиса" (когда-то в этом здании была биржа "Алиса-Д", филиал московской "Алисы"). Известные же здания называют старыми названиями: Политехнический колледж - это Строительный техникум, Администрация - горсовет, АО "Дмитровский трикотаж" - Перчаточная фабрика. Из жилых домов собственное имя имеет только один - "Три богатыря". Это девятиэтажка N41 на ул.Маркова названа так из-за мозаики на торце.
Про электрички.
Электрички – это нить, связывающая город с Москвой. Несмотря на то, что электрички ходят и до Дубны, Савелова, и даже Александрова, если человек говорит: «Иду на электричку» - значит, собрался в Москву. В будни едут на работу, в выходные – за покупками или в театры. По некоторым оценкам, более 5 тысяч дмитровчан работают в Москве.
Ужасы нашего городка.
Это было в сентябре 1986 года. Рассказывает мой одноклассник: - У нас окна на юг выходят. Ну, вечером вхожу я в комнату, а у меня сестра в окно смотрит, взгляд остекленевший и рот раскрыт. И стекла так мелко-мелко дрожать начинают. Я в окно выглядываю, а на юге, примерно в той стороне, где Москва, красное зарево поднимается. Ну, думаю, началось. Конец всей Москве, как в анекдоте.
А на самом деле все дело было вот в чем. По Дмитровскому району с востока на запал проходит газопровод высокого давления - 50 атмосфер. Труба диаметром, наверное, с метр. Под Ольговом газопровод делает поворот. А строители, когда газопровод строили, схалтурили - вместо плавного закругления пустили трубу напрямую. А в 1986 году в этом месте военные что-то строили, или кабель какой прокладывали. Посмотрели по проекту, где труба проходит, отступили несколько десятков метров и пустили роторный экскаватор. А попали прямо на спрямление трубы, сделанное не по проекту. Трубу повредили, а от искры газ взорвался. Сила взрыва была такая, что экскаватор отлетел на 150 метров. Трубу, конечно, тут же перекрыли, но остатки газа выгорали еще часа два. Пламя было такое, что в вечерних сумерках было видно километров за 30.
Приколы нашего городка.
Вспоминает Сергей Фокин о 70-х годах: - В то время во Дворце Культуры билиард был. И мы шары гоняли ночи напролет. Ну, естественно, без водки какая игра. К вечеру водка кончалась, а рестораны - "Волгуша" и на вокзале - закрывались в 10 вечера. Но в то время в Дмитрове останавливался поезд Москва-Ленинград, а там был вагон-ресторан. У нас был специальный гонец, и где-то к без пяти двенадцать мы отправляли его на вокзал поезд встречать, за водкой. А потом в поезде запретили водку продавать, и мы стали гонца посылать на Космос за самогоном. А народу в поезде водки хочется, до Ленинграда далеко ехать. Поезд в Дмитрове стоял минут 5-10. Мужики в ресторан бегут, а он уже закрыт, повара еще остались, котлы чистят, убираются, но уже не торгуют. А там у ресторана мужик прохаживался, дмитровский. Он так солидно выглядел - в костюме, при галстуке. Он у пассажиров спрашивал: "Что, мужики, водка нужна? Давайте деньги, у меня шеф-повар знакомый, сейчас вынесу." А выглядит солидно - в костюме с галстуком, ничего плохого и не подумаешь. Мужики ему деньги отдадут и ждут, когда он водку вынесет. А у него в ресторане уже договоренность была - он в главную дверь войдет, а через подсобку выходит. Мужики подождут-подождут, а поезд-то отходит, так и уезжали. Этот мужик еще хвастался: "Если за вечер никого не обманул - считай, зря простоял".
Дмитрий Леонов