Автор: Владимир Линдерман
Дата публикации: 24-08-2009
http://www.inoforum.ru/inostrannaya_pre ... _reviziya/

Потсдамская конференция, июль-август 1945 года. Это была третья и последняя встреча «Большой тройки» антигитлеровской коалиции. Первые две состоялись в Тегеране (1943 г.) и Ялте (начало 1945 г.). В Потсдаме были утверждены границы послевоенной Европы
Накануне 90-летия со дня подписания советско-германского Договора о ненападении (пакт Молотова — Риббентропа) мимо этой темы не пройдешь.
Тем более что она остается в центре внимания всех, кто интересуется политикой. Я даже не ожидал, что моя статья «Верните то, что Сталин подарил» (см. «Субботу» №29), косвенно посвященная этому вопросу, вызовет столько заинтересованных откликов.
Причина, думаю, проста: на смену коммунистической фальсификации истории пришла антикоммунистическая фальсификация, а истина оказалась перетерта в пыль между двумя жерновами лжи. Поэтому люди с интересом читают о событиях, правду о которых не найдешь в учебниках истории — ни в старых, ни в нынешних.
Кому выгодно?
В той статье я постарался доказать, что пересмотр причин и итогов Второй мировой войны однозначно невыгоден восточноевропейским странам: Польше, Чехии, Балтийским странам — т. е. именно тем, кто сегодня наиболее рьяно, даже истерично этого пересмотра добивается. Делают они это не от большого ума, не понимая, куда на самом деле ведет эта дорожка.
А куда, кстати, она ведет? Есть же кто-то, кому ревизия этого периода истории реально выгодна?
Ответ лежит на поверхности. Есть только одна страна, прямо заинтересованная в ревизии.
Эта страна — Германия. Представьте себе, что один из английских футбольных суперклубов — «Манчестер Юнайтед» или «Арсенал» — в полном составе задвинули в какой-нибудь четвертый дивизион и обязали там играть без права выхода в премьер-лигу. Примерно в такой ситуации находится Германия. Самая высокоразвитая страна Европы, фактически позвоночник Евросоюза, на котором все (ну почти все) держится, лишена права решающего голоса в большой политике.
Уже Пакистан, наполовину средневековое государство, имеет ядерное оружие. И еще ряд стран, которые недавно было принято пренебрежительно называть странами третьего мира, тоже в двух шагах от обладания этим сверхоружием. Но Германии иметь его запрещено.
Могут ли немецкие политики, немецкие военные и бизнесмены, немецкая культурная элита примириться с таким унизительным положением вещей? Едва ли.
И меня нисколько не убеждают и не умиляют все эти бесконечные разговоры о массовом покаянии немцев за преступления, совершенные ими в годы войны.
Во-первых, к покаянию их принудили страны-победители.
Во-вторых, мы не знаем, о чем немцы говорят между собой, когда рядом нет иностранных ушей.
В-третьих, я охотно верю в то, что большинство немцев искренне стыдятся Освенцима и Треблинки, геноцида евреев и цыган, массовых стерилизаций и т. п., но я не верю, что то же самое большинство забыло, что еще недавно Гданьск назывался Данцигом, Щецин — Штеттином, а Калининград — Кенигсбергом. Не верю, что забыто жестокое изгнание миллионов немцев из Пруссии, Силезии, Богемии...
Уроки поражения
Вспомним более отдаленную историю. После Первой мировой войны немцы были возмущены Версальским миром, который был продиктован им победителями — главным образом Францией и Англией. Гигантские выплаты в пользу победивших стран, отторжение германских территорий, запрет производить новые виды вооружений и т. п. — все это возмущало и озлобляло немцев.
Именно эта общенациональная волна возмущения Версальскими соглашениями (а вовсе не антисемитизм) вознесла Гитлера на вершину власти. Гитлер действительно был параноидальным антисемитом, но, эксплуатируя одну лишь «еврейскую» тему, он не собрал бы на выборах и пяти процентов голосов.
В итоге, как мы знаем, Гитлер и его партия привели немецкую нацию к катастрофе, куда более масштабной, чем поражение в Первой мировой войне.
Лидерами стран-победительниц обсуждались даже планы полной и окончательной ликвидации немецкой государственности, но до этого дело все-таки не дошло.
Какой урок могла извлечь из всего этого трагического опыта немецкая элита? Очень простой: тише едешь — дальше будешь. Нельзя доверять судьбу нации демагогам-авантюристам типа Адольфа и его команды, а надо действовать постепенно, поэтапно, не кричать повсюду о своих далеких стратегических планах, вести себя смиренно. Не лезть самим на сцену, а насколько возможно направлять события из-за кулис.
Германии нельзя, а Латвии и Эстонии можно
По договору о создании ФРГ правительство Аденауэра обязалось не проводить никаких расследований и судебных процессов о военных преступлениях, совершенных военнослужащими стран антигитлеровской коалиции. Запрет действует по сей день. Если Германия попытается сама нарушить этот запрет, ей больно настучат по голове, причем соберутся все вместе: и Россия, и США, и Израиль, и Польша...
Но вот на политической сцене появляются Латвия и Эстония, готовые таскать каштаны из огня.
Представьте, что процесс, подобный процессу Кононова, затевается не в Латвии, а в Германии. Вся мировая общественность тут же забурлила бы. Массовые шествия в Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Варшаве... Фашизм не пройдет! Портрет немецкого канцлера Ангелы Меркель с пририсованными гитлеровскими челкой и усиками...
Перечеркнутая свастика на плакатах... Германии этого не простили бы. А тут бойцов антигитлеровской коалиции судят две маленькие страны с репутацией невинных овечек, которых сожрали тоталитарные хищники... Мировая общественность чуть-чуть поморщилась, но в общем промолчала.
Я вовсе не утверждаю, что Германия инспирировала судебные преследования красных партизан и чекистов в Латвии и Эстонии. Инициатива, конечно, исходила от местных реваншистов. Но ведь у самой мощной страны Евросоюза достаточно политических и экономических инструментов, чтобы эту инициативу как-нибудь незаметно поддержать, простимулировать.
Обратите внимание, что та самая недавняя резолюция ОБСЕ, приравнявшая сталинизм к нацизму, была предложена немцами. Но этот факт остался в тени, а на первый план вылезли шумные восторги балтийских и польских националистов, резкое контрзаявление Москвы и т.п.
Заодно напомню и еще один полузабытый факт. Именно Германия (а не США, как сегодня ошибочно думают многие) организовала в 1991 году развал Югославии. Немцы вопреки международным договоренностям признали вышедших из состава Югославии Хорватию и Словению и навязали другим странам Европы дипломатическое признание этих двух новоявленных государств.
Что выигрывает Латвия в случае, допустим, осуждения Кононова? Ничего реального, кроме чувства морального удовлетворения, да и то лишь у самых крайних националистов.
Иное дело Германия. Для нее это очень важный прецедент. Осужден солдат антигитлеровской коалиции за то, что выполнил приказ своего командования по ликвидации группы нацистских пособников. А как же быть тогда с теми поляками и чехами, которые в 1945-46 годах массово убивали, изгоняли, грабили немцев — и не за то, что те сотрудничали с нацистами, а просто за то, что были этническими немцами? Можно ли их судить?
Встает вопрос не только о погибших, которых уже не вернуть, но и об утраченном миллионами немцев имуществе, земельных участках и проч. Их тоже не вернуть, но можно получить компенсации (многомиллиардные, между прочим). Отсюда уже один шаг и до вопроса об утраченных территориях. Не сомневаюсь, что рано или поздно Германия эти вопросы перед мировым сообществом поставит.
Для этого ей нужны прецеденты, но она не может создавать их сама. Германии нужна реабилитация.
Кто виноват?
Выражение «ревизия итогов Второй мировой войны» часто употребляют, но редко вдумываются в его смысл. Дело в том, что эта ревизия уже произошла.
Ее началом можно считать объединение Германии, ну а затем последовало и все дальнейшее: распад СССР, кровавое расчленение Югославии, мирный «развод» Чехии и Словакии и т. д.
Можно сказать, что произошла ревизия Ялты и Потсдама, то есть отмена тех договоренностей, которые были достигнуты лидерами стран-победительниц — СССР, США и Великобритании относительно границ, сфер влияния и т.п.
Но ревизии не подвергся Нюрнберг, приговор международного трибунала. А политическая суть этого приговора такова: главным и практически единственным виновником Второй мировой войны является гитлеровская Германия.
И это не просто слова. Из этого вытекает целая система ограничений для Германии. Как я уже сказал, Германия фактически лишена права решающего голоса в мировой политике.
Как соскоблить с себя это клеймо единственного виноватого? Причем так, чтобы не возбудить против себя всех сильных мира сего? Для начала увеличить число виновных хотя бы до двух. Добавить сталинский СССР, при этом ни в коем случае не отрицая и собственной вины. А дальше процесс ревизии пойдет автоматически: где два виновных, там и много, а где много — там никто.
Ведь в случае если на покойный СССР будет взвалена часть вины за развязывание Второй мировой войны (ажиотаж вокруг пакта Молотова — Риббентропа именно на это и рассчитан), то Россия в долгу не останется. И поднимет ряд неприятных для очень многих стран вопросов.
Например, о Мюнхенском соглашении. В 1938 году, за год до заключения пакта Молотова — Риббентропа, Англия и Франция фактически подарили Гитлеру Чехословакию. Без захвата Чехословакии Гитлер вообще не смог бы вести войну: чешские военные заводы производили чуть ли не треть всех вооружений вермахта. Можно на этом основании считать англичан и французов поджигателями Второй мировой войны?
Или шведов, которые всю войну снабжали Германию высококачественной сталью, без которой Гитлер тоже не смог бы воевать так долго?
Если Сталина признать агрессором, то как быть с огромными американскими поставками Советскому Союзу? США помогали агрессору?
Каким-то загадочным образом в число стран-победительниц попала Франция. Не покорившийся генерал де Голль, конечно, национальный герой, но ведь французское государство — республика Виши — было фактическим союзником Гитлера.
Есть еще взрывоопасная тема военных преступлений.
Бомбежка английского города Ковентри, признанная военным преступлением нацистов, унесла жизнь 30 тысяч человек. Бомбежки немецких городов англо-американской авиацией унесли жизнь почти трех миллионов человек.
Что делать с этим математическим фактом? Немецкие пилоты — военные преступники, а английские и американские — национальные герои?
Если закрутится на полный ход маховик ревизии, то получится, что в развязывании Второй мировой войны и в бесчеловечных методах военных действий виноваты все ее участники. Для Германии такой итог выгоден, потому что он нивелирует, топит, так сказать, в общей вине ее персональную вину.
А страны Восточной Европы, настаивая на пересмотре причин и итогов войны, роют могилу не «сталинизму», а самим себе. Потому что когда Германия добьется окончательной реабилитации и обретет былую самоуверенность, к ней вернутся и былые амбиции. И она уже не будет смотреть на своих восточноевропейских соседей так дружелюбно, как сегодня.
Был такой советский афоризм — «попали под колесо истории». Перефразируя его, можно сказать, что страны Восточной Европы попадут под колесо ревизии.
...В этом году были переработаны инструкции (уставы) для солдат бундесвера, воюющих в Афганистане. Теперь уже не надо трижды, прежде чем открыть огонь, предупреждать: «Стой, стрелять буду!» Немецкий журнал «Шпигель» правильно оценил эти изменения: «Немцы вернули себе право стрелять».
В октябре 2008 года в Германии введена (точнее, возвращена) боевая награда — Крест за храбрость. В июле этого года ею были награждены первые четверо немецких военнослужащих — за спасение раненых товарищей в Афганистане.
Эти факты, малозначительные на первый взгляд, имеют важный смысл. Меняется психология армии, а вместе с ней и психология нации.
***
Мое личное отношение к ревизии итогов войны отрицательное. Я считаю абсурдом, когда война, выигранная большой кровью на полях сражений, затем «переигрывается», переписывается в безопасной тиши кабинетов и канцелярий.
Победили те, кто взял Берлин и водрузил знамя над Рейхстагом, — и все, точка.
И древний принцип «победителей не судят» пускай и не идеален, но все равно остается самым честным и разумным. Иначе уже законченная война превращается в хроническое заболевание, которое не заканчивается никогда.
Поэтому люди с интересом читают о событиях, правду о которых не найдешь в учебниках истории — ни в старых, ни в нынешних.
В статье сохранены стилистика, орфография и пунктуация оригинала, просьба не сигнализировать об ошибках - прим. ред.