Mikle писал(а):ИМХО ( ИМХО ))) такой эксперимент уже проделывали с нашей страной. Проблема в том, что только плюрализм приводит к материальному развитию. Иначе носки на высшем уровне приходится делить.
Да, в СССР действительно проделывали эксперимент по размножению в искусственных условиях отмирающих естественным путём всяко-разно культурок. Гуманитарии развлекались, удовлетворяя своё любопытство за счёт, прежде всего, русской нации, которая всеобъемлюще оплачивала все эти эксперименты своим благосостоянием и жизнью.
Для примера приведу отрывок из книги уважаемого мною С.Г. Кара-Мурзы, который по факту пишет-то всё правильно, однако с его положительными оценками процесса выплаживания мелконациональных культурок в истории России я сегодня никак не могу согласиться.
===========
...функция проектирования и изучения новых форм жизнеустройства присутствует во всех научных программах 20—30-х годов. Она хорошо видна, например, в структуре задач, географическом распределении и составе участников экспедиций. Руководитель экспедиционных работ АН СССР Ферсман говорил в своем докладе: «На нас, работниках науки, лежит великая обязанность творить эти формы так, как мы творим и самую науку».
Примером может служить работа экспедиций, сыгравших важную роль в выработке форм жизнеустройства Таджикистана и даже той матрицы, на которой шло
нациестроительство, «собирание» таджикского народа.
В этой работе многое было сделано уже дореволюционными русскими учеными и путешественниками, которые исследовали Памир. Но сразу после установления в крае советской власти эти исследования стали складываться в большую интегрированную программу, включающую в себя проектирование и строительство Таджикистана.
(
Ну и что мы получили в результате? Деньги и жизни русского народа были потрачены совершенно впустую, зачем было делать из страны заповедник и вмешиваться в естественные исторические процессы рассасывания культурного многообразия, в ходе которых более сильная культура (повторюсь - естественным путём, совершенно не обязательно для этого идти войной и вырезать местное население, со временем оно добровольно и с радостью откажется от своего насления, надо только дать ему повариться в собственном котле, до конца прочувствовать всю его бесперспективность и недостатки) поглощает окружающие её рудименты?)
....
В 1925 г. вышел первый сборник научных трудов по Таджикистану, включавший работы по истории и этнографии таджиков, флоре и фауне края, природных условиях и хозяйству республики. Глава «Таджики» была написана академиком В.В. Бартольдом и была первым научным текстом об истории народа, который находился на этапе его формирования и обретения национального сознания.
Этот текст, изложивший этническую историю края со времен Александра Македонского, задал и структуру того исторического мифа, который необходим для собирания народа[40].
Для изучения хозяйственных ресурсов в конце 20-х и начале 30-х годов АН СССР направляла в Таджикистан ряд крупных экспедиций. Эта работа была расширена после преобразования республики из автономной в союзную (1929 г.). В 1930 г. была учреждена Академическая комиссия по научному обследованию Таджикской ССР, а в 1932 г. начата Таджикско-Памирская комплексная экспедиция, которая стала одной из крупнейших в Советском Союзе (в 1932 г. она включала 72 отряда из 144, работавших в тот год в составах экспедиций АН СССР). Ее организаторами и участниками было большое числе ведущих научных учреждений страны. Материалы экспедиции стали основой для плана развития Таджикистана на вторую пятилетку. Благодаря усилиям этой экспедиции в 1932 г. была создана Таджикская база АН СССР во главе с востоковедом С.Ф. Ольденбургом, в ее состав вошли виднейшие ученые АН СССР. После этого началось создание отраслевых НИИ и зональных научных станций, а в 1940 г. был открыт Таджикский филиал АН СССР.
....
Возвращаясь к комплексным программам изучения и проектирования структур жизнеустройства Таджикистана, надо подчеркнуть, что в совокупности они были
методологически важной для нас программой нацие- строительства.
За 20—30-е годы XX века был создан таджикский народ с развитыми национальным самосознанием и культурой.Хотя слово «таджик» еще в VIII в. значило «араб» (воин халифа), ему вплоть до 1918 г. не придавалось этнического значения. Отцы и деды нынешних таджиков о себе говорили «я мусульманин, персоязычный».
Это была большая этническая общность иранской группы, в 20-е годы в Туркестане и Бухаре она насчитывала более 1,2 миллиона человек. Но они, окруженные узбеками, оказались под сильным давлением идеологии пантюркизма, так что даже малочисленная таджикская интеллигенция принимала идею «обузбечивания» и считала бесперспективным развитие своей культуры.
....
В 1924 г. стал издаваться журнал «Голос таджикского бедняка», орган обкома ВКП(б) и исполкома Самарканда, потом еще два журнала. «Голос бедняка» стал создавать историографию таджиков, печатать переводы выдержек из трудов В.В. Бартольда. Статьи в журнале начинались с таких разъяснений: «Вот кто мы, вот где мы географически расположены, в каких районах проживаем, в каком районе что выращивается».
Потом стали выпускать газету на таджикском языке. О ней «Голос бедняка» писал в 1924 г.: «Газета — это язык народа, волшебный шар, в котором отражается мир, подруга в уединении, защитница угнетенных. Газета — источник бдительности, пробуждения народа. Да здравствует образование, да здравствует печать». Газета помогла становлению таджикской светской школы. Как писал в стихах Айни, «лишь отсутствие школы в ту эпоху немного задержало полет таджика».
....
Так советский проект стал и большим проектом нациестроительства, национальным проектом.Ну и т.д.
Зачем это нужно было советскому государству рабочих и крестьян, претендовавшему на мировое господство и опиравшемуся на данный слой, как на его главную движущую силу, я могу понять, а вот зачем этот "баян" нормальному, жизнеустойчивому государству, где каждый человек по факту, а не на словах, государством уважаем - я понять не могу, не даёт мне этого сделать пример родственной нам западной культуры, в которую сегодня большинство менее успешных наций стремятся интегрироваться во сне, аль на яву.