Революционное искусство.
И если звон последних медных денег
Знаком тебе, и вышел твой табак,
И если так пошло твое паденье,
Так мешкотно и незаметно так...
Тогда не спи всю ночь. Крепись, товарищ!
Еще не все потерянно. Еще
На собственной золе ты песню сваришь,
Чтобы другим дышалось горячо.
П.Антокольский «Ремесло »
1.Всё/1 000 000=Произведение искусства. (Якобы вступление)
Не знаю как кому но мне очень нравится Аркадий Гайдар, его Тимур с командой, Мальчиш-Кибальчиш. Бесхитростная борьба детей за воплощение идеалов их отцов в жизнь мягко говоря красива и романтична. Причём примеру литературных героев вовсю следовали в СССР. Оказывается грозы сталинских репрессий, занудный дождик словесного поноса с брежневских трибун заканчивались радугой детства. Не странно ли? Чувствительные ко всякой неправде, ещё не успевшие испачкаться в погоне за наживой и успехом , пионеры органично, всем сердцем воспринимали идею перманентной борьбы за права пролетариата. (Хочу сразу оговориться я не коммунист, и вообще меня бесит эта колхозность, присущая русским) Значит была своя правда в подчинении идеи, бесконечном требовании к себе, нечеловеческом (в идеале) напряжении воли? В наше инфантильное, конформистское время любят повторять случайные слова Достоевского, что весь мир не стоит одной слезы ребёнка. А может весь мир не стоит и смеха ребёнка? Конечно легко возразить, мол за пионерской романтикой стоит обычное подражание взрослым. Но мне кажется, что всё-таки прав Ницше, и стремление к борьбе (она понимается у него широко: и отстаивание своих взглядов, и вооружённое противостояние ) естественно для человека.
«Война и мужество совершили больше великих дел чем любовь к ближнему»
То есть, в эпоху подчинения людей идеи (повторяю от самой идеи меня тошнит)) ), конфликта между детьми и взрослыми не было.
А теперь вернёмся в наше время. Какие самые уважаемые детьми игры? В которые играют самые смелые ребята, которым дают самые милые девчата, в панков, готов, скинов играют лучшие. Чёткого децела не обмануть стандартным разводом: твои родители тебя кормят, поят, значит ты должен их слушаться и бояться, беспрекословно впитывать их вековую мудрость: мол, человеческий удел – плодиться и размножаться, отращивать благонравное брюшко, побухивать на выходных, подсиживать коллег по работе, копить на знаки подчёркивающие твой социальный статус(более крутую тачку, более модные шмотки, на девку, более отвечающую общепринятым стандартам). В детях, этих ещё чистых и невинных существах, возникает протест против современного тупого и сытого существования. Им хочется настоящей борьбы за свои права...
Мне тоже...А теперь что это за название главки – я имел ввиду что всё, всеобщее, идея, которую ты делишь с другими(1 000 000 ) вполне можно выразить произведением искусства.
Если есть смысл в борьбе за свои права (к чему я пару доводов привёл, остальные потом), то есть ли он в революционном искусстве?
Зачем революционное искусство? Как оно должно выглядеть? На эти вопросы я хочу ответить в своей статье-манифесте.
2.Антиавангард.
Понятие революционного искусства в сознании многих людей прочно связано с явлением авангарда. И действительно многие исследователи этой тенденции в творчестве пришли к выводу о том, что его глубочайшие истоки берут начало не в культуре, искусстве, а в философских и политических учениях. Причём часто весьма радикальных, многие видные представители авангардистских течений состояли в коммунистических, анархических, фашистских партиях. Главное это слом сознания читателя, прямое обращение к принципам и идеям (точнее - надругательство над ними, никакого диалога) , минуя сюжетно-событийную, пейзажную, музыкальную и иные оболочки жизни. Короче это аналог христианского изгнания демонов при помощи молитв, так же и здесь слова агрессивны, пытаются заставить читателя изменится. Я сам в своё время увлекался им. Авангард у меня получался хреновый, единственный положительный момент, вынесенный из этого периода творчества – устойчивое отвращение к «бормотанью сверчка и ребёнка». Почему? Обратимся к опыту современных отечественных мессий-авангардистов. Как говаривал Ленин практика критерий истины. И здесь этот шиза был прав.
Авангард не приспособлен к диалогу, объяснению своих выводов, он даже в своих научно-технических утопиях (футуризм) алогичен. И сейчас то же самое. Чего стоят:
«Когда взгляд равен
Загрязшему меху бомжей
.......
Тебе осталось последнее обрамленье
Оденься и одень друзей
Чёрным» (Дмитрий Чёрный,
http://stihi.ru/2007/11/28/129)
«Смех взошёл ало,
как заварной крем,»(Готфрид Груфт Де Кадавр,
http://stihi.ru/2010/01/21/3803)
В результате такого отношения к миру объективности, окружающей реальности, действие стихотворений происходит исключительно в фантазии авторов. Кончается всё разочарованием, мыльный пузырь сознания не может раздуваться до бесконечности, в итоге он лопается. И поэт, отчаянно подающий себя революционером в жизни и творчестве, скатывается к соглашательству, конформизму. Пример:
«всё бы так
как телевизор
всё бы так
как радио
всё бы так
как рваная газета
....
пусть бы так
как хотят
брат мой» (Йыван Митри, ,
http://stihi.ru/2009/08/10/1532)
Мне глубоко плевать красиво это или нет. Но то что это предательство своих принципов – это факт.
Мне всегда казалось что стихи и плакаты Маяковского имели предпосылками одни и те же творческие позывы. Все его образы гиперболизированны, карикатурны, этим убийственны иногда, но этим и грубы. Также и все авангардисты обращены к широким массам, не обязательно чтобы быть «агитаторами, горланами-главарями», но по крайней мере чтобы шокировать как можно большее количество людей. В этом авангард сродни репу. В репе половина (если не больше) текстов посвящена самому автору: его стилю, успеху у женщин, тому как он сочиняет свои тексты. Так же и в авангарде – невозможность вырваться из мыльного пузыря сознания хорошо чувствуется авторами и тут же поэтизируется с самолюбованием и вызовом.
«Теперь мы оба
можем сказать всем,
что мы рассмешили город.
Посвящено Я.» (Готфрид Груфт Де Кадавр,
http://stihi.ru/2010/01/21/3803)
«Тебе осталось последнее обрамленье
Оденься и одень друзей
Чёрным» (Дмитрий Чёрный,
http://stihi.ru/2007/11/28/129)
(потому и чёрным что псевдоним такой)
«Поэт счастлив
Отбарабанивая языком в зазубьи
Триумф таких имён как
Рабиндранат Тагор иль
Дмитрий Чёрный»(естественно тоже Дмитрий Чёрный.,
http://stihi.ru/2007/10/01/1360)
Уже сказанного достаточно чтобы понять что в деле борьбы за свои права авангард никуда не годен. Но чисто из нелюбви к нему я ещё пообливаю его грязью. В авангардистских произведениях автор редко берёт на себя ответственность, безвольно переходя от одной фантазии к другой, даже не осмеливается сказать: «хватит». В итоге произведения находятся вне поля тяжести моральных идей и в них можно встретить и весьма отвратительные описания:
«Слишком большое количество нас,
И мы превращаемся в рвотные массы.
Слишком большое значение глаз,
Их бы все выколоть в один день прекрасный»(Два обкуренных ангела,
http://stihi.ru/2008/07/13/302).
Для такого рода произведений существует всего 2 краски: чёрная и белая, всего 1 тип лирического героя: гримасничащий, позорящий всё святое, несомненно хранящий внутри себя великую любовь к живому и бесчисленное множество «изумрудов безумий »(что постоянно подчёркивается). Это клоунское искусство, гнойный нарост, возникший на язвах современного общества, плоть от плоти сегодняшнему дню, поэтому и пользующееся пиететом и срывающее цветы общественного признания.
Опять же пророчество Ницше: «инстинктивно выбирать вредное себе – это почти формула для decadance... моральная ложь в устах decadent говорит: «всё не стоит ничего, - жизнь не стоит ничего» »
3.Соцреализм или об отношении искусства и жизни.
Людям свойственно стремление к понятному и, следовательно, по афоризму Стругацких простому. Сложные противоречивые явления духовной жизни, экономической или политической деятельности умещаются в народном сознании в какой-нибудь штамп, годный для объяснения и ребёнку. Сия участь не миновала и соцреализм –не похоже на современные заигрывания всех со всеми, цветущую всеми цветами радуги(голубой, розовый, да и коричневый тоже)) ) толерантность - значит это одномерное изображение жизни, пропаганда идиотских коммунистических ценностей. А можно ведь взглянуть на дело и по-другому, герои современной литературы срисовываются с рекламных плакатов, выпусков новостей, сытой и тупой мечты большинства – накачанное сексуальное тело, набитый кошелёк, «полноценная жизнь», заключающаяся в срывании всех цветков удовольствия, погружении в настоящее, тоже с шаблонов. Литература сегодня – внебрачный сын соцреализма, такое как же и в СССР, служение лозунгам, разница в том, что раньше произведения исправляли людей, вдыхали жизнь в мечту, а теперь прогибаются под мнение большинства.
Так что же такое соцреализм?
Попытка объяснить номер 1.
Советское литературоведение носило теологический характер, в работах критиков постоянно подчёркивалось что «это… предел наглости – думать, что Ленин мог чего-то не заметить, что-то пропустить, о чём-то не знать » (А.В.Луначарский «М.Горький-художник»). Основанием нового пролетарского стиля писания считалась статья Ленина «Партийная организация и партийная литература». Эта работа, как и все прочие философствования «величайшего вождя», носит тактический характер, привычка выступать на митингах привела к грубым, оскорбительным, взвинченным выражениям («истеричные интеллигенты», «страдающим от ожирения верхним десяти тысячам»), приводимые доводы заведомо лживы и сами себе противоречат (обличение деятельности правительства преследующего хороших большевиков соседствует с революционными призывами). Главной целью этой статьи было устранение конкурентов в влиянии на народные массы, подчинение их партийному руководству. «За всей этой работой (писательской и книгоиздательской) должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать». То есть исходя из этого труда – соцреализм являлся идеологическим инструментом оболванивания народа.
Но – на этом фоне возникла действительно великая советская поэзия, с ожесточённой убеждённостью наполняя энергией, своей кровью политические лозунги, в свои лучшие периоды (20-е годы, великая отечественная) не стеснявшаяся сказать о своих сомнениях, опереться на свой личный опыт. То есть в периоды, когда дело партии было личным делом поэтов, соцреалистичная установка становилась вектором их жизни и творчества, помогала жить в ожидании исполнения надежд. Выходит есть такое время, такое психологическое состояние людей когда зыбкие стихи, наполненные мимолётными переживаниями должны уступить место энергичным волеизъявлениям.
Поэтому.
Попытка объяснить номер 2.
У того же Луначарского: «буржуазный читатель… почти всегда читает для того, чтобы отдохнуть, поэтому ему нравятся бессодержательные вещи, в которых есть внешняя занимательность…ему надо убить время, потому что у него его слишком много; а много потому, что он - пустой человек Комсомольцу нельзя быть пустым человеком » («Молодая рабочая литература»). То есть, казалось бы, сугубо эстетическая проблема - делёж поэтами мировой славы, гонораров и фанаток имеет глубоко социальные и этические корни. Современное слепое существование, заключающееся лишь в выборе средств забвения - алкоголь, наркота, обывательский сон, мифическое стояние у руля власти, мир, где детально прописаны и воплощены в жизнь права биологии и игнорируется жизнь духа, является причиной и следствием современной литературы. Мысль Швейцера о философии можно перефразировать для литературы: «литература так мало уделяла внимание культуре, что даже не заметила, как и сама вместе со своим временем всё больше сползала к состоянию бескультурья. В час опасности страж, который должен был предупредить нас о надвигающейся беде, заснул».(«Культура и этика»). Идея, заключённая в произведении способна дать этический позвоночник, как писателю, так и читателю, сделать их хотя бы Homo erectus (человеком прямоходящим).
Процессы, проходящие в советской литературе, были двухслойными – исходящие сверху директивы были как бы обрядной частью религии, через которую выходило искреннее, живое чувство писавших. Яркий пример – военное творчество Суркова. Допустим-
Декабрь по дорогам гонит пургу.
Немецкий мертвец лежит на снегу.
Русская мать с помертвевшим лицом
Склонилась над мертвецом.
Глухо сказала, платок теребя:
- Нечем мне, парень, оплакать тебя:
Высохла слёз моих горьких река –
Ты заколол моего старика.
Сын у меня единственный был-
Ты его, волчье отродье, убил…
Жёсткость к своим, ненависть к врагам – полностью воплощён коммунистический гуманизм - а кто скажет что поэт писал не искренне? Лично я пришёл к идеи возрождения соцреализма именно после знакомства с творчеством советских поэтов. Кстати Егор Летов в период своего активного участия в НБП продолжал традиции поэтов 30-х,40-х годов. Так, название его альбома «Солнцеворот» восходит к сборнику стихов Луговского , а тексты песен напоминали скорее народные чем родной для него сюрреализм.
У эстетика Адамяна (1878-1956) следующее определение красоты – «красота есть двойное зеркало: оно направлено на предмет, которым любуешься, но одновременно ты любуешься и на тебя самого. Смысл красоты раскрывается в единстве предмета (на котором она видна) и того, кто им любуется» («О красоте»). В лучших стихах советских поэтов этот принцип реализуется вполне – дорогие, знакомые с детства элементы жизни, пейзажные зарисовки приобретают символическое значение социальных и этических чаяний читателей (единомышленников) и самого поэта (к примеру, изгнания капиталистов, фашистов из СССР, победы над жилищными проблемами, успешного завершения коллективизации).
«В красоте влечение направлено на освоение в эмоциях того, что лежит в основе такого влечения – чего-либо жизненно-важного для нас», поэтому несмотря на свою антиэстетичность революционные, боевые стихи красивы, если читаются соответствующим контенгентом людей.
Я не знаю, убедил кого-то или нет, но жизнь такова, что мне лень прочёсывать и переправлять текст, чтобы делать его более агитационным – поэтому всё.