67 лет назад, 14 ноября 1944 года, генерал Андрей Власов, глава Комитета освобождения народов России (КОНР) и командующий Русской освободительной армией (РОА), провозгласил т.н. «Пражский манифест». Этот документ стал идеологической основой антикоммунистического сопротивления бывших советских военных и других граждан СССР, стремившихся свергнуть Сталина в союзе с нацистской Германией.
Манифест открывался преамбулой, жестко критиковавшей Сталина за преступления против народов СССР, включая геноцид посредством репрессий и искусственно организованного голода, а также подавление всех гражданских свобод. Та же самая преамбула, однако, обвиняла и западных союзников («плутократии Соединенных Штатов и Англии») в сотрудничестве со Сталиным и стремлении завоевать, а не освободить Европу. Авторы манифеста впоследствии оправдывали наиболее спорные его положения тем, что они были включены в его текст для умиротворения нацистских пропагандистов. В то же время авторы манифеста отказались включить в него какую бы то ни было антисемитскую риторику, несмотря на сильное давление, оказывавшееся на них геббельсовским ведомством пропаганды.
Сам генерал Власов неоднократно критиковал уничтожение евреев нацистами, как об этом свидетельствует, в частности, Вильфрид Штрик-Штрикфельдт в своих мемуарах «Между Сталиным и Гитлером». Среди ближайших сотрудников Власова было несколько евреев — таких, например, как Мелентий Зыков, капитан Боярский или генерал Борис Штейфон. Генерал РОА и член КОНР Георгий Маленков в интервью, которое он дал нейтральному журналисту, заметил: «Мы не думаем, что в России имеется какой-либо еврейский вопрос, нуждающийся в разрешении».
Манифест был призван объединить не только русских, но все народы России и СССР — украинцев, белорусов, прибалтийцев, калмыков, армян, грузин, черкесов и других. Многие представители этих народов входили в КОНР и поставили своим подписи под Манифестом.
Наиболее значительной частью Манифеста являются 14 пунктов, в соответствии с которыми должна была строиться новая свободная Россия. Интересно, что эти пункты гарантировали свободу слова, прессы, религии, собраний, совести, равные права для женщин, а также для всех народов России (с правом на самоопределение) — словом, многие из тех прав, что были формально включены в текст действовавшей советской конституции, но каждодневно нарушались сталинским режимом. Однако, в отличие от советской конституции, Пражский манифест носил ярко выраженный антикоммунистический характер. В частности, он провозглашал роспуск колхозов. Многие аспекты Манифеста сильно походили на политическую программу русской эмигрантской организации Народно-трудовой союз (НТС), членами которой являлись несколько ключевых фигур в окружении Власова (например, генерал Федор Трухин).
В Манифесте говорилось, что с Германией будет заключен «почетный мир» — «на условиях, не затрагивающих чести и независимости» России, а также «приветствовалась» помощь германского союзника, поскольку она являлась единственной реалистической возможностью добиться отстранения Сталина от власти.
Мы привыкли слышать критику Пражского манифеста и самого Комитета освобождения народов России за то, что они создавались при поддержке и под эгидой нацистского режима. Критики утверждают, что сотрудничество с этим режимом автоматически дискредитирует цели движения и провозглашенные им идеалы. Да, помощь со стороны германского правительства была, хотя и крайне неохотная, как об этом свидетельствуют в своих мемуарах все участники тех событий. С другой стороны, эта помощь была необходима, поскольку в условиях того времени нечего было и думать о какой-либо самодостаточности движения. «Помощь со стороны Германии является для нас единственной реалистической возможностью добиться успеха», — заявил генерал Власов в своей речи перед восточными рабочими. Поддержка же со стороны демократических режимов Запада была абсолютно невозможной, поскольку они в то время тесно сотрудничали со Сталиным (режим которого, кстати сказать, был ничуть не лучше гитлеровского).
Как бы то ни было, советские граждане, желавшие освобождения своей страны от кровавой диктатуры, в той ситуации имели только одну альтернативу: или попытаться использовать шанс сотрудничества с Германией, или воевать на стороне Сталина против Германии, защищая, как показал последующий ход событий, не только и не столько свою страну, сколько правящий в ней тоталитарный режим — один из самых страшных за всю историю человечества.
«Контуры» публикуют сегодня полный текст Пражского манифеста 1944 года, который, надо отметить, крайне редко встречается на русском языке даже сегодня, 20 лет спустя после краха коммунистического режима и развала советской империи. Достаточно сказать, например, что русская Википедия не только не содержит текста этого документа (в отличие от Википедии на английском), но и вообще не имеет отдельной статьи, посвященной Пражскому манифесту.
Мы публикуем этот замечательный исторический документ, надеясь, что это послужит еще одним шагом в направлении развертывания широкой общественной дискуссии, закономерным финалом которой должна стать, по нашему убеждению, полная юридическая, политическая и моральная реабилитация участников Второй гражданской войны с «той», антисоветской стороны. Людей, выбравших вооруженное сопротивление сталинскому режиму доступными средствами в данных обстоятельствах и отдавших свои жизни за Россию. Именно так поступили в Испании с памятью об участниках Гражданской войны и с той, и с другой стороны.
Мы надеемся, что через три года, к 70-й годовщине Пражского манифеста, необходимость реабилитации генерала Власова и власовского движения станет принципом, широко разделяемым российскими демократами. Мы убеждены: без этого важнейшего шага на пути десоветизации нам никогда не расстаться с тоталитарным прошлым и не построить новую, свободную и демократическую страну.
Пора реабилитировать участников антисталинского Сопротивления.+видео:
Пражский манифестГимн Русской Освободительной Армии