Интервью с Никитой Петровым о современном восприятии пакта Молотова — Риббентропа
Как со временем менялось восприятие пакта Молотова-Риббентропа? Почему, говоря на эту тему, первые лица российского государства воспроизводят советские клише? В годовщину вторжения гитлеровских войск в Польшу мы публикуем интервью с историком Никитой Петровым о роли СССР в развязывании войны.
– Миф о пакте меняется. Например, по мнению Владимира Путина участие Польши в разделе Чехословакии означает, что первого сентября 1939 года Польша стала жертвой политики, которую проводила сама. Как это понимать? «Польша первая начала»?
– Это на самом деле скорее перекладывание вины. Вина Советского Союза в данной конкретной ситуации вполне очевидна и заключается не в пакте о ненападении как таковом. Этот документ без секретных протоколов не представляет собой чего-то сверхъестественного. Проблема в том, что у советского государства были определённые договорённости с Рейхом сверх того документа, который был опубликован в газетах. Именно эти тайные договорённости и называются «секретный дополнительный протокол». И вот на это сегодня вынуждена отвечать российская сторона.
Далее http://urokiistorii.ru/node/52825