Afrika Bambaataa and The Soul Sonic Force “Planet Rock”
Лейбл: Polydor
Дата релиза: 28 августа 1982
Примерные продажи: на данный момент примерно 40.000
Услышать: “Electro breakdance” (Telstar)
Именно этот трек - один из самых важных для всей танцевальной культуры. От него растут ноги электро и именно в нем впервые была применена запрограммированная барабанная партия.
Ди-джей Kool Herc придумал сводить пластинки, Grandwizzard Theodore - скрейтчи, а Afrika Bambaataa изобрел электро и ломаные ритмы. Именно его трек “Planet Rock” является первым электронным творением со сбитым ритмом.
Композиция эта стала плодом усилий нью-йоркских панк и хип-хоп сборищ, которые в конце семидесятых собирались в известном клубе Roxy Club. Сам Afrika Bambaataa там регулярно выступал в качестве диск-жокея, а по той причине, что клуб этот начали посещать первые любители панк-рока, то он вынужден был играть так, чтобы понравилось всем.
В этом клубе Бамбаатаа познакомился с известным уже тогда музыкантом Артуром Бейкером. Вероятно, они друг другу понравились и решили вместе поработать в студии. Ну а так как в конце семидесятых в электронной музыке царствовали Kraftwerk, то и взор новоиспеченных компаньонов был обращен именно на творчество этого коллектива. Семплы для своего трека “Planet rock” они позаимствовали с трека Kraftwerk “Trans Europe Express”. Так, во всяком случае, гласит общепринятая история, хотя Бамбаатаа признается, что вдохновеньем для них послужил совсем другой человек: “Гарри Ньюман. Именно этот чувак. Когда мы услышали его “Are Friends Electric?”, мы решили, что Бронкс захватили инопланетяне. Он настоящий герой. Без этого парня не было бы электро”.
Хотя, если уж совсем верить истории, над этим треком работали не только Бамбаатаа с Бейкером, но и еще куча других людей. Со стороны Бамбааты принимали участие его экзотические Zulu Nation - именно их голос присутствует на этом треке; а со стороны Бейкера - клавишник Джон Роби и звукорежиссер Джей Барнетт, который позднее работал с такими людьми, как Hall & Oates и Гарри Баттер (Harry Butter).
В результате получилось нечто совершенно новое, доселе не слышанное. Бейкер запрограммировал биты, взятые из аркадных игр, и добавил туда барабанную сбивку, позаимствованную у Babe Ruth “Mexican”. В итоге ритм был просто сногсшибательный. Пульсирующий бас и всякие «блямкующие» звучки, исполняющие роль перкуссии, делали этот трек каким то неземным; создавалось впечатление, что записали композицию эту наши далекие братья по разуму.
“Этот трек открыл двери хаус-музыке”, - говорит уже знакомый нам Grandwizzard Theodore. Этот трек не только открыл двери хаусу, добавим мы, но и увлек многих в новую электронную музыку.
[2]Massive Attack – Daydreaming
Лейбл: Wild Bunch/ Circa
Дата релиза: 1990
Примерные продажи: неизвестны
Услышать: Massive Attack “Blue lines”
Наверное, у каждого артиста есть свой супер хит, который он никогда не переплюнет, но у самых талантливых есть еще и треки, которые восхищают всех, даже конкурентов. Именно так и произошло с композицией “Daydreaming”. Многие включают их в свои чарты, Бьёрк признается в любви этому треку, Royksopp говорят, что это их идеал, Air и Shy FX мечтают сделать что-то подобное. А эхо этой композиции можно найти в любом стиле танцевальной культуры, будь то drum’n’bass или trance. Включая в себя и соул, и джаз, и фанк, и регги с хип-хопом, этот трек переписал лексикон танцевальной культуры и заложил основы такого, стиля как трип-хоп.
Все началось с репперского коллектива The Wild Bunch Posse, где обитали будущие участники Massive Attack – музыкант Nellee Hooper (Нелли Хупер) и ди-джей Daddy G (Дэдди Джи). Чуть позже к ним присоединились реппер Роб дель Найя (Rob del Naja), более известный как 3D, и ди-джей, который впоследствии стал писать музыку под псевдонимом Mushroom.
После не очень удачного дебютного сингла “The Look of Love”, Wild Bunch приказал долго жить. Нелли Хупер присоединился к Jazzy B и начал работать над проектом Soul II Soul, ну а 3D и Mushroom трудились над альбомом Neneh Cherry “Raw like sushi”. А приблизительно в 1987 году возник коллектив Massive Attack.
3D, вместе с Daddy G и Mushroom начали работать над проектом Soul II Soul, попутно экспериментируя со звуком в студии. Дебютный сингл Massive Attack “Any Love” и “Daydreaming” был основан на семплах, взятых с записей Wally Badarou.
Этот релиз не только показал, что группа имеет свой собственный, неповторимый саунд, но также и то, что в арсенале группы имеются очень много приятных и неожиданных сюрпризов.
В конце 1989 года, когда Massive Attack подписали контракт с лейблом Virgin, в Англии уже вовсю бушевали рейвы, а хип-хоп, активно применяя дабовые приемы, положил начало таким стилям, как эйсид джаз и современный городский соул. И именно в это очень интересное время на свет появился сингл “Daydreaming’’.
Конечно, никто не отрицает, что Smith & Mighty и Soul II Soul уже были готовы к тому времени выстрелить каким-нибудь фирменным downtempo хитом, но “Daydreaming” появился немного раньше. Невиданная до сих пор глубина звука, безумные смешения разных направлений танцевальной музыки сделали свое дело.
“Daydreaming’’ изменил не только танцевальную культуру - он изменил так популярную на Западе музыку “urban” (куда входят r’n’b, soul, funk). Он дал новую жизнь слабеющему под натиском молодой acid house музыки хип-хопу.
[3]Rhythim is rhythim “Strings of life”
Лейбл: Big Life
Дата релиза: 1989
Примерные продажи: примерно 10.000
Услышать: “Back to love” (Hed Kandi)
Возможно, услышав этот трек сейчас, вы бы не придали ему особого значения: подумаешь, обыкновенный хаус (ну или tech-house). Но во времена его появления это был один из первых треков, который принес душу в электронную музыку. А еще эта композиция была одним из главных релизов из Детройта, ну и плюс являлась важным событием в пост-эйсид хаус музыке. Всего-то!..
Спросите любого ди-джея, который начинал свою карьеру в конце 80-х, и он вам обязательно скажет, что этот трек был когда-то одним из его самых любимых. Честно говоря, любимым он был не только у ди-джеев, но и у рейверов, которые под эту композицию отдыхали.
Как часто случается с гениальными творениями, трек этот появился абсолютно случайно.
“Мой хороший друг Майкл Джеймс записывал баллады, - вспоминает Деррик Мэй (Derrick May). - Он музыкант, но абсолютно ничего не знал об электронной музыке. Я решил это исправить и дал ему секвенсор. Немного с ним повозившись, он записал 35-и минутную пьесу на скорости 88 ударов в минуту. По звучанию и общему настроению она напоминала то дерьмо, которое пишет R Kelly. Спустя шесть месяцев я отыскал в своем архиве эту кассету, решил прослушать... Слушал-слушал - ни фига не нравится, решил стереть... Но тут я услышал пианинную вставку. Я сразу же остановил запись и решил послушать еще раз. В итоге я понял, что из этого можно сделать отличный трек”.
А между тем сам Деррик Мэй только начинал записывать свою музыку и основал лейбл Transmat, где уже вышла его первая пластинка “Nude Photo”. В итоге, записав этот трек, Мэй дал кассету Френки Наклзу (Frankie Knuckles), который играл в клубе Деррика The Powerplant. Френки очень понравилась эта композиция и он дал ей название “Strings of life”.
Спустя год, в 1987, Деррик наконец-то выпускает эту работу на Transmat. А еще спустя год, вырвавшись из Чикагского андерграунда, переплыв океан, эта пластинка стала настоящим гимном первых английских клубов типа Spectrum, Land of Oz и The Trip. Этот трек был настолько редким, что многие специально ходили на вечеринки, чтобы послушать его еще раз, так как купить его было просто невозможно.
Спустя некоторое время он был переиздан на вспомогательном лейбле Jack Trax – Kool Kat. С тех пор его еще не раз переиздавали, но главное то, что он не потерял своей магической красоты.
[4]Sneaker Pimps “Spin spin sugar” (Armand van Helden mix)
Лейбл: Clean Up
Дата релиза: 15 марта 1997 года
Примерные продажи: примерно 20.000 (не учитывая того, что этот трек есть на сотнях сборниках)
Услышать: “Kiss story” (Universal)
Музыкальная история знает примеры, когда отдельные группы создавали новое звучание и когда отдельные композиции зарождали новые музыкальные течения. Но где это слышано, чтобы ремикс положил начало целому жанру?..
Давайте представим себе картину 1997 года. Транс музыка уже укрепилась в поп-чартах, продукция Skint records раскупалась огромными тиражами, drum’n’bass под чутким руководством товарищей из Metallheadz становился все мрачнее и мрачнее. Ну и еще некий американец Арманд ван Хелден наделал много шума своим ремиксом.
Надо сказать, что этот ремикс не был первым, где использовались те самые знаменитые звуки. До этого были ремиксы на Tori Amos “Professional widow” (который попал на первое место в английском хит-параде) и “Sugar is sweeter” CJ Bolland. Они были сделаны по одной схеме: жесткие барабаны, фильтрованные синтезированные звуки и рвущий колонки басс. За этими двумя ремиксами последовал “dark garage mix” на трек “Spin spin sugar”.
Давайте посмотрим на этот трек повнимательнее. Оставив вокал Келли, убрав гитарные запилы и трип-хоповые бочки, Арманд взял из jump-up (это такой стиль в drum’n’bass) басы и положил их на обыкновенные хаусовые бочки. В результате получился абсолютно новый стиль speed garage (многие его называют raggage, two step, underground garage).
Это звучание моментально подхватили многочисленные пиратские drum’n’bass радиостанции в Лондоне, а в известном клубе Twice as Nice начались проводиться вечеринки, где звучала абсолютно новая и свежая музыка, которую уже начали писать сомны новоявленных музыкантов и ди-джеев.
Медленно хиревший, чисто американский стиль хаус музыки - garage получил солидную порцию адреналина. Это звучание было безумно популярно и продержалось целых два сезона (в 1999 году его успешно сменила транс-музыка).
Достаточно быстро этот стиль стал тупеть, многие европейские поп-музыканты (типа Klubbheads) активно стали эксплуатировать speed garage и привели его к практически полному забвению. Хотя забвение это продолжалось недолго, и в 2001 году, мощная тусовка So Solid Crew начала активно пропагандировать немного видоизменившейся вариант speed garage.
[5]The Age of love “The age of love” (Jam & Spoon’s watch out for Stella mix)
Лейбл: React
Дата релиза: 1990 (переиздание в 1992, 1997 и 1998)
Примерные продажи: 94.141(по данным React)
Услышать: “Cream collect trance” (Virgin)
Благодаря немецкому лейблу Eye-Q, боссом которого был известный ди-джей и музыкант Свен Фэт (Sven Vath), мир знает такое понятие, как progressive trance. На вышеупомянутом лейбле были изданы первые и, наверное, классические произведения этого жанра. Конечно же, здесь нужно вспомнить Vernon’s Wonderland “Vernon’s Wonderland” и трансовый проект все того же Свена Фэта Metal Masters с треком “Spectrum”. Но если копнуть поглубже, то первым все-таки был проект Visions of Shiva (совместное творение Пол ван Дайка (Paul van Dyk) и Cosmic Baby), который своими работами показал, каким должен быть транс. Гармонично соединив мелодию Tangerine Dream с техно-ритмом тех лет, они добились определенного успеха. Но “Age of love” все-таки придал гигантский импульс развитию этого стиля. Без этого трека транс был бы совсем другим. А может быть, его совсем бы и не было…
Наверное, вас все-таки удивило, что этот трек обозревается именно в своей переделанной версии. В этом нет ничего странного, так как оригинал был настолько вторичен и неинтересен, что очень смахивал на продукцию, которая обзывалась техно-попом и засилье которой пришлось на 1992-93 года. Написали эту композицию два итальянца (Бруно Санчиони и Джузеппе Черчия) специально для бельгийского лейбла Diki. Они использовали стандартные для популярного в конце 80-х стиля hi-NRG звуки (очень похожие на те, которые известный итальянский продюсер Джорджио Мородер применял в своих аранжировках), с сильной бассовой линией и известным семплом “C’mon, dance with me”, который весьма ленивым голосом произносит девушка. На пластинке помимо оригинала располагалась еще и более жесткая версия этого трека, которая носила название “Boeing mix”. Она стала на некоторое время хитом в маленьких европейских клубах.
Вероятно, этот трек быстро бы сгинул в безвестность, если бы он не понравился Томасу Фоли, который был владельцем только что появившегося на свет лейбла React. Том путешествовал по Европе и заполучил в свои руки DAT кассету с этим треком. Но эта композиция пришлась по душе и такому человеку, как Джем Эль Мар, немецкому музыканту, который вместе с Марком Спуном более известен по проекту Jam & Spoon. В тот момент они активно продвигали свой новый трек “Stella”. Фоли же, готовился выпустить “The age of Love” на своем лейбле и услышав “Stella”, решил сделать нечто грандиозное. Разбавив “The age of love” этим треком и назвав его “Watch out for Stella”, втроем ребята практически полностью переделали оригинал. Использовав весьма глубокие, абсолютно другие, нежели чем в оригинале, барабаны, сделав очень сильное вступление, построив трек на постепенном закручивании с помощью хорального пения (естественно, сыгранное на синтезаторе), они соблюли практически идеальные пропорции и вывели тем самым формулу, по которой позднее писались остальные хиты в этом стиле.
Соответствовало содержимому трека и обложка пластинки, оформленная картиной эпохи Ренессанса, и все это немного напоминало продукцию лейблов, специализирующихся на выпуске psychedelic trance типа Transient и Platipus.
“Это был один из тех редких моментов, когда все получается отлично с первого раза, - вспоминает Джем. - Иногда я трачу три недели или даже больше, чтобы понять, как сделать ремикс, но с “Age of Love” я разобрался за три или четыре дня. Мы были просто счастливы, подбирая правильные звуки и нажимая нужные клавиши. Безусловно, это одна из самых лучших наших работ”.
Действительно, ни один из последующих транс-релизов не делал столько шуму. Этот трек ремикшировало куча народу: Пол ван Дайк, Baby Doc, Brainbug, Джонни Вишос (Johnny Vicious), Secret Knowledge, Emmanuel Top... Их версии, конечно же, хороши, но ни одна так и не смогла приблизиться к вершинам версии, сделанной Jam & Spoon.
Ну и напоследок хотелось бы заметить, что те, кто спрятался за псевдонимом The Age of Love, никуда не делись. Один из участников Бруно Санчиони работает над проектом BBE, и в этой аббревиатуре одна из букв означает именно его имя.
[6]Meat Beat Manifesto “Radio Babylon”
Лейбл: Play it again Sam
Дата релиза: 1990 (ремикшированная версия появилась в 1991 году)
Примерные продажи: около 2000 - 3000
Услышать: The Prodigy “Dirt chamber sessions” (XL)
Всем хорошо известно, что электронная танцевальная музыка впервые появилась в Америке. Но довели ее до ума в Англии. Это очень хорошо просматривается на примере самых различных форм стиля drum’n’bass (jungle, breaks, hardcore, speedcore и т.п.). Но чтобы разобраться в том, как это происходило, давайте окунемся в 1989 год…
В конце 80-х годов английская хаус-тусовка начала раздваиваться. Во многих лондонских клубах танцевали под жизнерадостный хаус, напоминавший о курортной жизни. А на незаконно проводившихся рейвах на открытом воздухе (так называемые опен-эйры (open-air)) царила совсем другая атмосфера: хардкор стал музыкой, под которую рейверы отплясывали назло полиции и консервативному правительству.
В 1989 году стали появляться американские хаус-пластинки, на которых, вместо прямой бочки, звучали ломаные ритмы брейкбита. В Лондоне активно действовали такие коллективы, как Shut up and dance и Ragga Twins, которые прославились тем, что написали самые первые джангл-треки “Hooligan 69” и “Derek went mad”. Плюс тогда же вышли в свет известнейшие композиции от 4 Hero “Mr. Kirk’s nightmare” и Lennie De Ice “We are E”, которые тут же стали гимнами всех любителей экстази. Но почему именно указанный выше трек, изначально появившейся на стороне «Б» пластинки от некоего Джека Дейнджерса (Jack Dangers (он же Meat Beat Manifesto)), стал самым влиятельным в те годы?
Главное в нем было то, что он просто светился абсолютно новыми идеями, до него не реализованными. Но главное все-таки в этой композиции был саунд.
Композиция начиналась с семпла “Burning with ecstasy”, позаимствованного из детективного сериала. Музыкант сотворил басовую линию при помощи Aria Pro 2 (такую же штуку использовал Джон Тэйлор из Duran Duran). В итоге получился такой эффект, что казалось, что барабаны звучат очень медленно, хотя на самом деле скорость была весьма приличной. Плюс ключевую роль сыграло звучание сонара, пропущенное через ревербератор, которое заполняло пространство между бочкой и бассом. Ну и, конечно же, в этой композиции присутствовал вокал. Джек применил необычную процедуру записи и получил тем самым вокал, напоминающий голос мертвого человека, который весь трек повторял слово “Babylon”. Многие меломаны сразу же распознали, откуда был взят этот семпл – из “Rivers of Babylon” Boney M. “В этом я проявил свое чувство юмора”, - говорит Дэнджерс.
Вышел этот трек в 1989 году на лейбле Play it again Sam, который специализировался на выпуске индастриала, и лицом этого лейбла была группа Front 242.
Некоторое время спустя Дэнджерс разослал по некоторым клубам этот трек, в виде white label. “Честно говоря, я и не надеялся хоть на какую-то реакцию”, - вспоминает Джек. Реакция же последовала в 1990 году, после того, как этот трек прозвучал на Nothing Hill Carnival, где был воспринят рейверами на «ура».
“Ну, а некоторое время спустя ди-джеи начали играть его на Ибице”… И стали не только играть, но и активно семплировать… А чуть позже PIAS переиздала этот трек как “Version Galore”….А затем хардкор превратился в джангл, а джангл превратился в drum’n’bass… Но, несмотря на все эти бешеные перемены, трек Джека не терял актуальности.
[7]Cornershop “Brimful of Asha” (Fatboy Slim mix)
Лейбл: Wiiija
Дата релиза: 30 августа 1997 (переиздание 27 февраля 1998)
Примерные продажи: 500.000 (только по Великобритании)
Услышать: “The best nineties album in the world ever” (Virgin)
На английском телевидении есть такая передача “All back to mine”, идет она по каналу BBC TV, и ведет ее Шон Роули (Sean Rowley). Как-то в одной из передач ведущий приехал в гости к Норману Куку (aka Fat Boy Slim) и, восхитившись его коллекцией пластинок, попросил его открыть секрет создания музыки. Кук с удовольствием согласился.
“Это проще простого, - сказал он. - Возьмем кусочек от одного трека и еще один кусочек от другого. Соединим их вместе…вот и готовая композиция”. Все это он показывал на примере своего трека “Rockafeller skank”. “И что, это так легко?” - спросил удивленный Роули. “Да, это так легко”, - ответил ему Норман Кук.
К чему все это рассказывается…В то время Куку очень сильно нравился только что вышедший сингл группы Cornershop “Brimful of Asha”. Но вот незадача, Норман никак не мог вставить его в свой сет – не подходил по скорости, поэтому он решил сделать ремикс.
“Это была отличнейшая композиция, - говорит Кук. - Она сразу напомнила мне мою юность. Тогда я подумал: не буду я кардинально менять этот трек, просто сделаю более танцевальную версию для того, чтобы я мог ее играть”.
Он засел в студию, быстренько сделал ремикс и, отыграв его пару раз на вечеринках, понял, что людям-то очень нравится его ремикс, даже гораздо больше, чем оригинал. Лейбл Wiiija вынужден был перевыпустить этот сингл, который в итоге попал на первое место в английском хит-параде.
Но, как потом сам признался Кук, несмотря ни на что, он не очень-то много взял из оригинала. Например, он добавил несколько новых барабанов, которые, впрочем, музыке только на пользу пошли.
Конечно же, эта композиция не была первой из тех, которые изначально не предназначались для танцпола, но после некоторой доработки стала общепризнанным хитом. До него были Primal Scream (в сотрудничестве с известным человеком Эндрю Везеролом (Andry Weatherall) и незабвенные Happy Mondays, которых продюсировал Пол Окенфольд. Но именно этот трек стал наиболее успешным из всех подобного рода.
В результате на танцполы в нормальные клубы повалили новички: как правило, студенты, которые, в музыкальном плане, являются самыми консервативными людьми. Но тут они открыли для себя, помимо рок-концертов, еще один способ проведения досуга.
А незадолго до этого, Кук, под псевдонимом Fatboy Slim, дебютировал со своим альбомом “Better living through chemistry”. Стремительно начал набирать популярность как сам Норман Кук, так и новый стиль – биг бит. Спустя некоторое время Кук сделал отличнейший ремикс на трек “Renegade master” Wildchild, тем самым еще более упрочив свою популярность.
После стольких лет участия во второсортных группах, типа Pizzaman и Freakpower, Кук наконец-то добился не только славы, но и признания. Начали плодиться различного рода саунд системы и клубы, типа The Heavenly Social и Big Beat Boutique… Ну а что касается творчества самого Кука, то ремикс на “Brimful of Asha” был верхней точкой в его музыкальной карьере.
[8]The Aphex Twin “Analogue Bubblebath 1”
Лейбл: R&S
Дата релиза: 9 мая 1992 года
Примерные продажи: 25.000
Услышать: Aphex Twin “Classics” (R&S)
В 1992 году Renaat Vandepapeliere, ответственный за выпуск “Analogue bubblebath” на своем лейбле R&S, сказал: “Aphex Twin - это Джимми Хендрикс электронной музыки”.
Так было сказано потому, что Aphex Twin виртуозно программировал аппаратуру и гениально придумывал мелодии, из, казалось бы, хаотичных звуков.
“Люди типа меня, этакие чудаки творящие в своих спальнях, - это очень смешные люди, - улыбаясь, говорит он. - Они очень странные, таких в мире поп-музыки не встретишь. Они записывают по четыре трека в день”.
Он говорит о Autechre, m-ziq (проект Майка Парадинаса), B12, Global Communication/Reload, Bedouin Ascent, Luke Vibert, Higher Intellegent Agency. “Analogue Bubblebath 1”создал целый рынок техно-музыки, которую можно было слушать дома.
Задолго до “Windowlicker” Aphex Twin записывал музыку, богатую разными потрескиваниями и пощелкиваниями. Все это было на “Analogue Bubblebath 1”. Он был не первым – первым можно назвать проект The Orb, который выпускал эмбиентную музыку с сильным влиянием даба, но корни этой музыки уходили в творчество Pink Floyd. Ричард Д. Джеймс (он же Aphex Twin) же создал же нечто абсолютно новое.
После целого десятилетия, потраченного на эксперименты с магнитофонами и различной студийной аппаратурой, Aphex Twin летом 1991 года записал “Analogue Bubblebath 1”. Выпустив на лейбле своего друга Mighty Force 500 копий, он не ожидал какого-либо активного спроса. Однако этот тираж продался за две недели. Через некоторое время были отпечатаны еще 2000 штук. И спустя несколько месяцев, этот трек прозвучал в эфире Kiss FM, что привлекло еще больше внимания к нему.
Весть про новую «чудачную» композицию дошла до бельгийского техно-гиганта - лейбла R&S, который вскоре лицензировал ее, добавив в релиз пластинки трек “Didgeridoo”. А он с музыкальной точки зрения - диаметрально противоположен “Analogue Bubblebath 1”.
И с тех пор музыкальная карьера Джеймса пошла в гору. Он выпустил очень много разной хорошей музыки. Его треки “Come to daddy” и “Windowlicker” принесли ему еще большую известность и популярность, но уже вряд ли он сделает трек, подобный “Analogue Bubblebath 1”.
“Я не знаю, что такое гениальность, - признался как-то Ричард Д. Джеймс. - То, что другие считают гениальным, я считаю нормальным. Я просто не иду по проторенной дорожке”.
[9]Daft Punk “Da Funk”
Лейбл: Virgin
Дата релиза: 1995
Примерные продажи: 80.000
Услышать: Daft Punk “Homework” (Virgin)
На свете не так много композиций, которые становились известными буквально за одну ночь. Как правило, треки с трудом пробивают себе путь к сердцам избалованных музыкальным изобилием как критиков и ди-джеев, так и обыкновенных клабберов. Яркий пример тому известная композиция “Da Funk” французской группы Daft Punk, которая, по мнению многих ценителей электронной музыки, послужила началом такого явления, как filter french house.
«За первые четыре месяца мы продали всего 2000 копий», - говорит глава известного техно-лейбла Soma records, знаменитый ди-джей Дейв Кларк (Dave Clarke). Выпуск этой пластинки был замечен некоторыми музыкальными критиками и журналами, которые, впрочем, не придали особого значения ее появлению. Зато огромную роль в раскрутке и популяризации этой композиции сыграли очень именитые ди-джеи и музыканты, такие как Ричи Хоутин (Richie Hawtin), DJ Dmitri из проекта Dee-Lite и Chemical Brothers, которые, будучи ди-джеями, очень часто включали этот трек в свои сеты.
В конце концов, продав около 30.000 копий этой пластинки, лейбл Soma решает прекратить ее печатать. Но, приблизительно в то же время, на лейбле Virgin выходит “Homework” - альбом двух французов (Томас Бангалтер и Гай-Мануэль Гомем-Кристо (Guy-Manuel Homem-Christo), более известные как Daft Punk), который сразу же начинает очень хорошо продаваться.
Конечно же, до Daft Punk уже записывали нечто подобное такие проекты, как Motorbass, Etienne de Crecy, Alain Braxe и, конечно же, Bob Sinclair. Методика изготовления такой музыки весьма проста. Берется старая диско-пластинка, оттуда вырезают разные, характерные для диско-музыки звуки, пропускаются через специальный FX процессор, и, в принципе, основная часть трека готова.
К тому времени на танцевальной сцене сложилась весьма подходящая ситуация для выпуска такой музыки. Люди устали от безбашенного веселья big-beat музыки и монотонного уханья транса - им хотелось нечто более светлого и легкого.
После выхода “Da Funk”, DJ Sneak, Basement Jaxx, Paul Johnson, Armand van Helden, Spiller и, конечно же, великолепнейший Stardust со своим “Music sounds better with you” вернули клабберов в веселые времена диско. Благодаря этим и многим другим музыкантам, на танцполы вернулась очень сексульная музыка, а в чарты начали пробираться наиболее лучшие представители жанра. Filter disco house мощными шагами зашагал по планете.
Эта музыка быстро стала интернациональной. Daft Punk же и не пытались присвоить себе славу – наоборот, они открещивались от того, что они первопроходцы. “Мы отнюдь не хотели стать новым звучанием из Парижа. В нашей музыке нет никакого намека на что-либо французское. Мы хотели, чтобы наша музыка была понятна везде: и в Норвегии, и в Австралии, по всему миру”.
“Da Funk” был всего лишь первым шагом, в творчестве группы. Второй трек “Alive” уже имел существенные отличия.
“Однажды мы приехали в Париж и смогли послушать несколько незаконченных треков в студии у ребят, - говорит Дейв Кларк. - Один из них был ранней версией “Da Funk”, а другой - “Rolling & Scratchin”, этакое жестковатое техно, которое в корне отличалось от “Da Funk. Чуя, что ребята уходят от звучания “Da Funk”, я позвонил Томасу и порекомендовал им не забывать о диско!” Но, как известно многим, Daft Punk все-таки ушли в жесткое техно-звучание, но к «корням» все равно вернулись, только позднее. Во втором своем альбоме они активно эксплуатировали наследие диско”.
[10]Second Phase “Mentasm”
Лейбл: R&S
Дата релиза: 1991
Примерные продажи: 10.000
Услышать: сборник “The best of Reactivate” (Союз/React).
Не так часто поклонники тяжелой гитарной музыки могут написать достойный техно-трек. Это вообще мало кому удавалось. Один из них – Джой Белтрам, который в 1991 году сотворил “Mentasm”.
“Порой, обслушавшись тяжелой музыки типа тех отличных треков Black Sabbath “War Pigs” или “Paranoid”, хочется взять и пробить головой стену, - с такого мрачного сравнения начинает свои воспоминания Белтрам. - Я вообще очень люблю такую музыку. Нравится то настроение, которое эта музыка создает. Ну, я и попробовал перенести это настроение в электронику. Звучание, конечно, разное, но настроение-то одинаковое”.
Уже имея за плечами такой мега хит, как “Energy Flash”, Белтрам, вместе с Mundo Muzique, под псевдонимом Second Phase, решился написать очень жестокий трек. Им стал “Mentasm”.
Эта композиция, состоящая из безумных жужаще-скрипяще-пощелкивающих звуков, которые накладывались на очень воинственный техно-ритм, делала свое дело на совесть: она устрашала... Выйдя на бельгийском техно-лейбле R&S, она моментально стала гимном всех европейских рейвов, стала их самой мрачной стороной.
В Англии, где техно-сцена всегда была не очень развитой, пропагандистами европейского звучания были такие клубы, как Eclipse и Quadrant Park. К тому же очень много такой музыки, которая в прямом смысле шокировала англичан, игралось на вечеринках Rage, что устраивались в лондонском клубе Heaven.
До Белтрама подобную музыку уже писали такие известные коллективы, как Ravesignal, Human Resource, Quadrophonia, Outlander и T99. Кто-то называет это хардкором, кто-то техно, но то, что музыка эта преимущественно звучала на хардкор-рейвах - это установленный факт. Обожравшиеся экстази рейверы, как правило, полуголые, с выпученными глазами и придурковатой улыбкой на лице, одетые во что-нибудь люминесцентное, и, конечно же, с белыми перчатками на руках, которые так обворожительно светятся в темноте под ультрафиолетовым светом, – вот стандартные посетители этих рейвов.
Такая музыка была ответом на чрезмерное распространение хауса, который в больших количествах звучал в первых английских клубах. Вообще многие наблюдатели сходятся во мнении, что “Mentasm” стал предвестником такого стиля, как hard house. Скрестив этот трек с немецким трансом, который в больших количествах издавался на лейбле Noom, первые hard house музыканты, во главе с ди-джеем Tony de Vit, изобрели новый стиль, который до сих пор очень популярен среди подростков.
Белтрам сам тогда был подростком и активно раскрашивал стены в своем родном городе. Он отрицал, что был намерен создать самый мрачный трек начала 90-х. “Да я просто хотел попробовать сделать что-то эдакое, ни на что не похожее. Некоторые мои знакомые делали музыку в духе Detroit techno, но я-то не из Детройта”.
Автор: technoid