Факты:
В 2005 году в России было выявлено 10 тысяч случаев взяточничества. Однако до суда и, тем паче, до обвинительного приговора, дошло случаев взяточничества из этих 10 тысяч не более нескольких сотен.
Коррупция представляет собой один из самых опасных изъянов человеческого общества, и государственного устройства, в частности. Добавим еще, что этот изъян имеет к тому же очень древнюю историю.
С коррупцией боролись всегда и везде. И те страны, в которых такая борьба не велась или велась не очень активно, как правило, быстро сходили с геополитической арены и становились жертвами других более удачных в этом отношении гособразований.
Россия начинает новый этап борьбы с коррупцией
Отечественная история также пестрит разнообразными подробностями взяточничества, которым увлекались даже самые высшие российские сановники – Меньшиков, Потемкин и пр. Справедливости ради, стоит отметить, что от наших государственных мужей не отставили и зарубежные госдеятели. Например, величайший дипломат всех времен и народов, бессменный министр иностранных дел Франции при роялистах, республиканцах, якобинцах, термидорианцах, бонапартистах – Тайлеран, слыл одним из самых крупных коррупционеров той эпохи.
С коррупцией бороться пробовал даже царь Николай I. Но выходило это у него не совсем удачно. Историки рассказывают, что Николай I, посмотрев пьесу Николая Гоголя «Ревизор», встал с театрального кресла и громко заявил: «Это приговор всей моей административной системе». А русский император Александр II как-то в порыве горечи сказал своему наследнику, будущему Александру III: «В России, кроме нас с тобой, воруют, кажется, все остальные».
В период правления в России партии большевиков и их наследников – КПСС, коррупцию называли «родимым пятном» капитализма и боролись с ней со всей строгостью и беспощадностью. Но, в лучшем случае, добились лишь некоторого снижения ее уровня.
С началом у нас эпохи демократизации и либерализации коррупция с лихвой отвоевала утраченные за последние десятилетия позиции, и превратилась в постоянно действующий фактор российской политики. Взятки уже начали классифицировать: на местные, системные, политические.
Все уверения наших либералов, что «невидимая рука рынка» расставит все по своим местам, оказались обыкновенным самообманом. Чиновники вымогали взятки у бизнесменов, но и бизнесмены не брезговали денежными подношениями в стремлении заработать легкие деньги или оттеснить своих конкурентов.
Как бы там ни было, но в последнее время российское государство начало готовить системную законодательную базу по борьбе с коррупцией. В феврале 2006 года Госдума ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. Конвенция, например, широко толкует понятие «взятка», и предусматривает наказание за те действия, которые в России считаются неподсудными. Возвращается в юридический лексикон такое наказание за взяточничество, как конфискация, упраздненная во время торжества идей демократии и либерализма в начале 90-х. Примечательно, что из 120 стран, подписавших конвенцию, ратифицировали ее пока только 46.
Теперь пришла очередь европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, которая несколько дней назад тоже была ратифицирована Госдумой.
Россия присоединилась к конвенции еще в 1999 году, сейчас ее участниками являются 32 государства. Подписали, но пока не ратифицировали конвенцию еще пятнадцать стран. Ратификация конвенции потребует изменения действующего законодательства, в частности УК и УПК.
По словам главы думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, «в Уголовном кодексе должны появиться новые составы преступлений, относящихся к коррупционным проявлениям». Изменения экономического законодательства, а также законов в сфере государственного и муниципального управления, «в первую очередь будут направлены на снижение взяткоемкости правовых документов и законов».
Напомним, что конвенция предполагает создание правовых норм, которые будут содержать оценку различных форм взяточничества. Оно может быть активным и пассивным. Там же даются правовые характеристики взяточничеству государственных должностных лиц и членов представительных органов власти, должностных лиц международных организаций, судей и служащих международных судов, а также взяточничеству в частном секторе.
Государство, ратифицировавшее конвенцию, обязано принять законодательные акты, квалифицирующие коррупционные действия как уголовные преступления по внутреннему праву государств. Наказание за коррупционные преступления останутся в компетенции законодательства государств, подписавших конвенцию.
Глава конвенции, касающаяся международного сотрудничества, регламентирует оказание взаимной помощи государств, подписавших этот документ, в связи с расследованием коррупционных преступлений и осуществлением судопроизводства. В соответствии со статьей 26 стороны не будут рассматривать банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве. Статья 27 поясняет порядок выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления, осуществляющейся в соответствии с действующими межгосударственными договорами о выдаче. В их отсутствие конвенция может рассматриваться в качестве правовой основы для выдачи.
Многие наши взяточники имеют обыкновение выезжать за границу и там объявлять себя «жертвами политических преследований». Немаловажен и тот факт, что незаконно нажитые деньги этих «политических деятелей» хранятся во многих случаях именно в европейских банках.
Конечно, не стоит ожидать, что уровень российской коррупции сразу пойдет вниз после принятия двух вышеперечисленных международных правовых документов. Но в любом случае еще один шаг к борьбе c коррупцией сделан.
Александр Полюх
KMnews