Такая милиция нам не нужна

Все что происходит в России и СНГ. Интересные заметки, новости, анонсы.

Такая милиция нам не нужна

Сообщение gosha » Вт ноя 27, 2007 0:44 am

настоящее время Россия переживает эпоху радикальных перемен, серьезный оптимизм внушает тот факт, что наконец-то за долгие годы это стали перемены к лучшему. Впервые по настоящему эффективно заработали парламент и правительство. Эффективно сдвинуть с мертвой точки и заставить решать проблемы здравоохранения, образования и демографического развития позволили национальные проекты. Результаты выполнения работы проводимой в рамках этих проектов уже ощутимы и хочется верить, что все поставленные цели будут достигнуты, но сейчас я хочу поговорить не об этом. Часто обсуждая проблемы имеющие место быть в современной России зачастую на первый план выходят именно демография, здравоохранение, образование, доступность жилья, но почему то всегда обходят стороной проблемы безопасности, в первую очередь нашей с Вами безопасности. Конституция гласит, что наивысшей ценностью является человеческая жизнь, а в чьем лице государство оберегает эту наивысшую ценность, как известно охрана жизни, здоровья и собственности в нашей стране возложено, на правоохранительные органы и первую очередь на милицию. Отношению граждан к людям в милицейских погонах в большинстве своем негативное. Обыватели привыкли считать, что в милиции работают только люди недалекого ума, злоупотребляющие алкоголем, а так же взяточники и откровенные преступники, занимающиеся не охраной граждан о преступных посягательств, а преследующие только личные порой корыстные цели. Самое печальное, что люди не так уж и далеки от истины. Но мало кто пытался заглянуть вглубь самой проблемы, разобраться в причинах такой ситуации. Именно это я и предлагаю сделать.

ТАКАЯ МИЛИЦИЯ НАМ НЕ НУЖНА

Показатели совершаемости преступлений в России за последние годы продолжают стабильно расти практически по всем направлениям. При этом нельзя не отметить, что и процент раскрываемости совершенных преступлений так же остается стабильным, но к сожалению стабильно низким, вот лишь некоторые цифры:

2003 год, всего совершено 2756,4 тыс. преступлений (рост совершаемости составил 9.1%) из них раскрыто1518,7, раскрываемость 55%

2004 год, всего совершено 2893,8 тыс. преступлений (рост совершаемости составил 5%) из них раскрыто1569,3, раскрываемость 54%

2005 год, всего совершено 3554,7 тыс. преступлений (рост совершаемости составил 22.8%) из них раскрыто1698,7, раскрываемость 48%

За 8 месяцев 2006 года, совершено 2596,9 тыс. преступлений (рост совершаемости составил 14,3%) из них раскрыто1239,5, раскрываемость 48%

Из вышеприведенных цифр видно, что количество совершенных преступлений за период 2003-2005 года возросло на 30% и эта цифра продолжает расти, раскрываемость же наоборот уже снизилась, ниже отметки в 50%. Данный факт не может не настораживать, потому, что с таким ростом преступности мы семимильными шагами приближаемся отнюдь не к «полицейскому государству» как пытаются утверждать некоторые правозащитные организации, а скорей к криминальному. В чем же причины столь неэффективной деятельности правоохранительных органов и в первую очередь структур МВД в борьбе с преступностью? В этих причинах мы и попробуем разобраться.

При написании этой работы, я и те кто оказывал мне помощь поначалу попытались выделить несколько основных причин и рассказать о каждой в отдельности, но впоследствии поняли, что это невозможно так как все причины тесно связаны друг с другом и отделить их друг от друга пожалуй не получиться.

Начнем с самого начала, как известно театр начинается с вешалки, а служба в милиции с отдела кадров. За последние годы качественный состав кандидатов на службу в органы внутренних дел (в дальнейшем ОВД) значительно ухудшился, ухудшения наблюдаются по следующим позициям:

1. уровню образования

2. состоянию здоровья

3. морально-деловым качествам

Но несмотря на это, кадровики вынуждены принимать на службу кандидатов имеющих серьезные ограничения по состоянию здоровья, с минимальным уровнем образования и с допуском психолога «рекомендован условно», а часто и вовсе не рекомендованных. На вопрос почему это делается инспектора отделов кадров ответственные за комплектование подразделений разводят руками и в один голос отвечают «Да, принимаем и таких, а что делать, совсем без людей остаться, других то нет». Выбирать здесь действительно особо не приходится, вакантных должностей в ОВД гораздо больше, чем кандидатов на их замещение, к тому же из 10 принятых и направленных на ознакомительную стажировку кандидатов, заключат контракты только 7, а через год из них останется в милиции 5 и это не теория, а статистика.

В настоящее время некомплект личного состава в службах и подразделениях ОВД в некоторых регионах достигает 25-30%, текучесть кадров в основных милицейских подразделениях таких как патрульно-постовая служба и уголовный розыск постепенно подходит к критической отметке, а именно количество сотрудников со стажем работы до 3-х лет, в большинстве регионов уже составляет почти 40%, при этом из их числа сотрудников со стажем до 1 года скоро перевалит за 50%. К сожалению отток квалифицированных кадров из ОВД продолжается такими темпами, что уже в недалеком будущем если не принять срочных мер по исправлению ситуации, в основных службах и подразделениях ОВД сложиться примерно следующая ситуация: основной костяк опытных и квалифицированных кадров сохраниться на приемлемом уровне (свыше 70%) только среди руководящего состава горрайорганов внутренних дел, а например среди рядового и младшего нач. состава, в первую очередь это касается наружных служб костяк опытных и квалифицированных кадров сохраниться лишь на уровне не более 20-25% с тенденцией к дальнейшему снижению, основную же часть будут составлять сотрудники со стажем работы до 3-х лет, большинство из которых будут идти в милицию с целью временно, там поработать, потом найти себе подходящую работу где-нибудь в частном охранном или детективном агентстве и уволиться, а так же те кого больше не взяли никуда, ну и разумеется те у кого вполне определенные цели, а именно ставленники криминальных структур. Такая ситуация складывается уже сегодня, особенно в крупных и средних городах, вообще надо отметить, что ассоциациям частных охранных и детективных агентств давно пора премировать руководство МВД за своевременную поставку им квалифицированных кадров. Здесь надо отметить, что к большому сожалению, из структур МВД уходят далеко не худшие сотрудники, более половины увольняющихся из ОВД считались одними из лучших.

Рассуждая о проблемах кадровой ситуации в МВД нельзя не затронуть тему причин по которым опытные, грамотные и квалифицированные сотрудники уходят из милиции. Причин тому не мало, это и нищенская зарплата которой хватает лишь на то, чтоб не умереть с голоду, отсутствие социальных гарантий и льгот, а главное это сама система и организация работы служб и подразделений ОВД. Начнем пожалуй с основного, а именно с организации и планирования работы служб и подразделений ОВД. Вся работа подразделений милиции основывается не на фактической раскрываемости совершенных преступлений, а на раскрываемости в соответствии с установленной планкой, что это такое разъясню на простом примере, допустим что за период 2004 года на территории обслуживания отдела уголовного розыска было совершено 100 грабежей из них:

Раскрыто 65, раскрываемость составила 65%,

возбуждено 57 уголовных дел,

из них окончено на конец года 45

исходя из этих цифр руководством отдела начальнику уголовного розыска ставиться задача на 2005 год, а именно, помимо совершаемости каждый показатель на конец 2005 года должен быть на 3-5% больше предыдущего, но не более этой цифры, потому как исходя из этих цифр уже будет выставляться планка на 2006 год, т.е. по существующей системе нельзя раскрывать слишком много, потому как в следующем отчетном периоде, тебе нужно будет раскрыть столько же или больше, потому как даже при небольшом снижении показателей по ряду объективных причин, начальника подразделения просто снимут с должности, потому как руководство интересуют цифры, а не причины их снижения будь они хоть трижды объективными. Я согласен с тем, что оценивать деятельность подразделения необходимо по конечному результату, но при этом всегда необходимо оценивать и возможности подразделения, его мобильность, нагрузку, количественный и качественный состав подразделения, потому как всё это факторы создающие конечный результат. Исходя из вышесказанного напрашивается следующий вывод, раскрываемость преступлений является не фактической, а заранее запланированной и искусственно загнанной в определенные рамки. Говоря об уголовном розыске нельзя не затронуть тему которая стала причиной увольнения из уголовного розыска многих толковых сыщиков, речь пойдет о внутреннем документообороте. Оперативников не зря сравнивают с волками, грамотному сыщику помимо умной головы нужны еще и быстрые надежные ноги, сами мэтры уголовного розыска, отдавшие службе в этом некогда элитном подразделении ОВД несколько десятков лет и переловившие за свою службу не одну сотню, а то и тысячу матерых бандитов говорят «опер должен топтать землю...», но к сожалению в последнее время оперативники, все меньше ходят по земле, теперь их основная задача, сидеть в кабинетах и писать, писать, писать, количество макулатурной (извините, но назвать её иначе не получается) работы возрастает ежегодно в геометрической прогрессии, помимо обычных планов работы, у оперативников есть еще и отдельные планы бумажной работы на отчетный период, обычно на квартал или полугодие. Не буду называть вещи своими именами (хотя вся секретная документация МВД есть как в Интернете так и в художественной литературе детективного жанра), но количество запланированной к написанию бумажной работы весьма весомо, плюс к этому довольно большой объем ежедневной текущей документации, все поступающие документы имеют жесткие сроки исполнения, за нарушения которых оперативник будет наказан. 99% всей этой бумажной работы выполняется оперативниками формально на «лишь бы отписаться», но даже это отнимает много времени, потому как почти каждую бумагу нужно утвердить, подписать, зарегистрировать, подшить, внести в опись и списать с долгов, а таких бумаг у него часто бывает, что и в день по десятку, лично наблюдал сцену разговора оперативников, когда один из них получил информацию о лицах причастных к ранее совершенному преступлению, и предложил своим коллегам её реализовать, на, что те ему объяснили, что раскрытие это конечно хорошо, но у них сегодня срок по бумагам и если они их сегодня не спишут, то по выговору им обеспечено, а то, что преступление раскрыли, это не оправдание, в результате преступление так и осталось нераскрытым. Могу привести ещё один случай когда при начальнике криминальной милиции ГУВД рассматривались итоги работы территориальных отделов уголовного розыска по итогам полугодия, самой результативной была признана работа отдела уголовного розыска одного из территориальных подразделений где раскрываемость преступлений составила около 70%, а по линии тяжких и особо тяжких почти 80%, по результатам работы было дано указание подготовить списки лучших сотрудников этого отдела для премирования, но тут свое слово вставил один из замов, сказав, что в данном отделе имеются серьезные недостатки в по линии «макулатурной» работы, дела вовремя не заводятся (речь идет не об уголовных делах), справки в них вовремя не пишутся. На, что начальник криминальной милиции ГУВД, сказал, что раз так, то он свое решение о премировании отдела отменяет, а начальника отдела надо наказывать, а не поощрять, но он великодушно дает отделу неделю сроку на устранение недостатков, после чего если все не будет сделано, то начальник отдела, и его оперативники будут наказаны. Спустя некоторое время после этого, начальник отдела и несколько оперативников уволились из милиции. При новом руководстве, все стало в порядке, все бумаги пишутся вовремя, замечаний нет, вот только раскрываемость никак выше 40% вырасти не может. Наверное сами преступники просто не знают, что по бумагам их всех уже давно поймали.
Аватара пользователя
gosha
Граф зе Админ
 
Сообщения: 16027
Зарегистрирован: Вс ноя 02, 2003 14:19 pm
Откуда: Кончинино


Сообщение gosha » Вт ноя 27, 2007 0:45 am

Помимо проблем криминальной милиции в ОВД свои сложности присутствуют и в работе подразделений милиции общественной безопасности, посмотрим на ситуацию творящуюся в таком подразделении ОВД как патрульно-постовая служба (ППС). Основными задачами в деятельности ППС является выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений совершенных преимущественно на улицах и в общественных местах. Это как раз основное подразделение ОВД сотрудники которого несут службу на городских улицах в непосредственном контакте с гражданами, здесь все вроде как должно быть предельно просто и понятно, но к сожалению и здесь все не так просто как кажется на первый взгляд. Система планирования и здесь аналогичная той, которая уже приводилась ранее, но вот организация работы и оценки её результатов в строевых подразделениях милиции общественной безопасности (ППС, ДПС, вневедомственной охраны) действительно достойна восхищения. Для начала, немного о том как раскрываются преступления на бумаге в милицейской отчетности. Условно раскрытые преступления можно разделить на три группы:
«По дежурным суткам» - сюда попадают преступления совершенные и раскрытые как говориться «по горячим следам» попадающие в суточную сводку происшествий. Сводка это своего рода ежедневный отчет о деятельности служб и подразделений Горрайоргана внутренних дел, за прошедшие сутки. В сводке указывается краткая фабула преступления, раскрыто оно или нет и если раскрыто то как и кем.
«По возбужденным» это уже другая форма отчетности, сюда из суточной сводки попадают те происшествия в которых усматривается состав преступления и по которым возбуждаются уголовные дела.
«По оконченным» в эту отчетность попадают происшествия по которым были возбуждены уголовные дела, выполнены все необходимые следственные действия, дела окончены и направлены в суд.

Для начала давайте разберем первую форму отчетности как оценку результатов деятельности наружных служб ОВД. Именно по сводке оценивается ежедневная работа нарядов наружных служб ОВД и в первую очередь ППС, т.е. главная задача для нарядов ППС как впрочем и всех других подразделений непосредственно занимающихся раскрытием преступлений, это быть в этой самой сводке, при чем главное не просто быть в ней, а идти первым номером, только в этом случае преступление будет считаться раскрытым именно этой службой, будешь вторым номером и оно уже чужое. Такая система практически полностью парализовала, саму возможность организации совместной работы наружных служб ОВД, при этом посильную лепту в этот процесс вносит так называемый принцип «первой руки», состоит он в том, что сотрудником раскрывшим преступления считается не тот, который это преступления говоря обывательским языком распутал и вычислил преступника, а тот кто схватил его за руку. Поясню работу этого принципа на простом примере, предположим, что был совершен угон автомобиля, ориентировка по радиостанции была передана экипажам наружных служб, в этот момент дежурившему на линии милиционеру наряда ППС звонит его осведомитель и сообщает, что угнанная машина стоит в одном из дворов, на улице неподалеку, зная свой маршрут милиционер знает, о том, что с данного двора есть два выезда, которые необходимо перекрыть, предположим, что в данном случае в этом районе больше нет экипажей ППС и сотрудники просят помочь им перекрыть другой выезд, дежуривший неподалеку экипаж ДПС, те соглашаются в результате оба выезда со двора перекрыты и по случайности угнанная машина выезжает именно вторым выездом и её задерживают сотрудники ДПС. Если по справедливости, то сотрудники ДПС в данной ситуации были просто на подхвате, основная же работа была проделана сотрудниками другой службы, но в оперативной сводке преступление пройдет раскрытым именно за ДПС. Как это не печально, но приведенная выше ситуация отнюдь не вымышленная, и аналогичных ситуаций было очень и очень много. После этого командир роты в которой служил милиционер ППС получивший информацию об угоне, в истерике орал на последнего, слова его привожу практически дословно «А какого ... ты вообще их туда вызвал, теперь они в шоколаде, а мы в ...., лучше бы этот угон вообще глухим остался, чем достался им...», да так и напрашивается слово врагам, к сожалению практически так и есть, службы ОВД борются больше не с преступностью, а друг с другом, готовые за каждую палку в отчетности вцепиться друг другу в горло. До последнего времени еще как то действовали «джентльменские» правила, при возникновении такого рода ситуаций, но в последние годы все чаще и чаще между представителями особенно наружных служб стали вспыхивать конфликтные ситуации, в некоторых случаях дело заканчивалось взаимными оскорблениями, а однажды, правда сам не видел, но со слов очевидцев, спор между двумя службами за место в сводке, вполне реально грозил перейти в рукопашную схватку между сотрудниками. Но эта палочная система, это еще полбеды, в новой оценочной таблице работа подразделений ППС теперь оценивается, не по первой или второй форме отчетности, а по третьей, т.е. по количеству оконченных уголовных дел. Наверное оставлю комментарий этого момента для специалистов. Для тех кто незнаком с системой организации работы служб и подразделений ОВД поясню, что наружные службы такие как ППС, ДПС и ОВО в случае задержания лица подозреваемого в совершении преступления доставляют его в дежурную часть ОВД по территориальности, куда передают подозреваемого, составляют подробный рапорт где указывают обстоятельства происшествия, при необходимости дают подробные объяснения, на этом их работа заканчиваются и считается выполненной, т.к. повлиять на дальнейшие события они уже не в силах, это не их компетенция. Далее материал по факту происшествия передается следователю или дознавателю, который уже выясняет все обстоятельства дела и принимает решение о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, именно следователь или дознаватель проводит все следственные действия от момента возбуждения уголовного дела, до его окончания и передачи в суд. Теперь поясните мне, каким образом сотрудник наружных служб может повлиять на количество уголовных дел следствие по которым окончено. А ведь, это показатель, по которому оценивают его работу, соответственно и премируют его по итогам отчетного периода исходя из показателей оценочных форм, так какой смысл сотруднику распутывать и раскрывать преступления, если результат его работы зависит от компетентности и профессионализма других лиц и повлиять на этот процесс он при всем своем желании не сможет. Отсюда и наплевательское отношение к работе.

Отсюда плавно перейдем к работе органов дознания, на этом моменте я хотел бы остановиться поподробнее, для начала небольшая справка, не залезая в дебри поясню на обывательском языке, дознаватели это практически те же следователи, просто в отличии от следователей они расследуют уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести. Именно органы дознания и следствия и занимаются рассматривают предоставленные материалы о происшествиях в установленные сроки, к ним мы еще вернемся принимают одно из следующих решений:
О возбуждении уголовного дела.
Об отказе в возбуждении уголовного дела. (когда в происшествии нет состава преступления)
О передаче дела по подследственности.

Говоря проще дознаватель рассмотрев предоставленные материалы и на основании объективной оценки их содержания и руководствуясь положениями законодательства принимает одно из вышеуказанных решений. Вроде как на первый взгляд все просто и понятно, но в системе учета и оценки результатов работы органов дознания существует такое понятие как «Перспектива», это количество уголовных дел которые необходимо закончить на конец отчетного периода, сразу оговорюсь что цифра перспективы устанавливается каждому территориальному отделу руководством ГУВД и зависит не от численности отдела и криминогенной обстановки на его территории, а опять же от цифр в отчетности, теперь давайте представим ситуацию, что 2005 году на территории обслуживания отдела милиции, службы и подразделения работали с полной самоотдачей, было много раскрытых преступлений и отдел дознания заканчивал и направлял в суд до 100 уголовных дел в отчетный период, соответственно перспектива следующего года будет уже не 100, а 105 дел и это при том, что в результате плодотворной работы в 2005 году, криминогенная обстановка на участке в 2006 году улучшилась в плане снижения совершаемости, но планка то наоборот возросла и теперь хочешь не хочешь, а надо её выполнять, но как? Как уже говорилось ранее рассматривая материалы о происшествиях дознаватель должен принять по ним одно из трех решений и теперь тот же дознаватель должен в каждом направленном ему материале, вместо того, чтоб объективно и юридически грамотно принять решение по нему, он обязан найти в нем состав преступления, даже если его там и нет. А в случаях, когда перспектива уже выполнена, а материалы продолжают поступать, наоборот, стараться не усмотреть в них состава преступления, даже если он очевиден. Опять же, чтоб не портить статистику. Как все это можно назвать, правильно фальсификацией. При этом никакие разумные доводы руководством не воспринимаются, с теми же кто пытается протестовать расправляются быстро и демонстративно, для этого имеются специальные рычаги. Каждый поступающий дознавателю материал по которому он должен принять решение, имеет сроки исполнения, решение он должен принять в течении 3 суток с момента регистрации материала, т.е. усмотреть в нем состав преступления или не усмотреть, для этого дознаватель должен установить объективную картину происшествия, все участники события должны быть опрошены, место происшествия осмотрено, вещественные доказательства изъяты, установлены и опрошены очевидцы, установлен размер причиненного ущерба, проще говоря проделан довольно большой объем работы. Многие скажут, что ничего особо сложного здесь нет, за три дня и горы свернуть можно, к сожалению все не так просто, потому как, это только в кино следователи и дознаватели всецело распутывают клубки исключительно по одному делу, на практике же, у дознавателя помимо этого материала есть еще несколько таких же, плюс к этому несколько уже возбужденных уголовных дел и несколько так называемых «глухарей» (уголовное дело, где подозреваемый не установлен) и по всем этим делам необходимо выполнять следственные действия потому как жесткие сроки идут по каждому из них, а за неисполнение материала в указанные сроки, уголовное дело может быть возбуждено уже в отношении самого дознавателя, да вот такие у нас законы. Так вот, говоря о рычагах давления которые имеет руководство отделов и управлений ОВД на строптивых дознавателей не желающих во имя высоких учетно-регистрационных идеалов руководства заниматься фальсификациями, так они следующие, я уже говорил о том, что срок на рассмотрения материалов ограничен тремя сутками (не путать с рабочими днями, независимо от того выходные это или праздники часы все равно тикают), но в отдельных случаях предусмотренных законодательством этот срок может быть увеличен до 10 суток, но постановление об этом утверждает тот самый начальник территориального отдела милиции, в котором тот самый строптивый дознаватель и работает. Выводы делайте сами, добавлю лишь, что о мотивациях его отказа подписать такое постановление его никто никогда не спросит. Еще добавлю, что с МВД в регионы постоянно приходят бумаги о том, что линия министерства заключается в снижении до минимума количества материалов сроком исполнения выше трех суток, а на местах и рады стараться исполнять, как говориться «Родина требует 100%, а мы дадим 200%! Даешь пятилетку за 4 года!». Вот так и работают люди, вместо того, что бы объективно рассматривать материалы и расследовать уголовные дела, стряпают их по быстрому на «тяп-ляп» и фальсифицируют материалы, лишь бы уложиться в указанные сроки и выполнить «перспективу». Конечно не все, есть такие кто пытается идти против системы, те кто проводит на работе ночи и выходные, лишь бы не приносить в жертву системе человеческие судьбы, но таких слишком мало, а тех кто еще остался быстро ставят на место, как это делается я уже писал ранее, постепенно такие люди либо ломаются и становятся частью системы, либо уходят из милиции, на их место приходят другие, те кто не задает лишних вопросов, а добросовестно исполняет все, что ему скажут и так как ему скажут.

В своей статье, я отразил лишь небольшую часть того, что происходит с нашей системой МВД. Я думаю, что люди часто задающие вопросы, о том почему наша милиция так неэффективно борется с преступностью, почему в милиции работают хамы и грубияны, почему милиция погрязла в коррупции, я полагаю, что я ответил на большинство их вопросов.

К чему я все это говорю, в настоящее время МВД России вместо мобильной и эффективной правоохранительной структуры призванной защищать права и интересы граждан от преступных посягательств превратилось в грузный, неповоротливый бюрократический механизм, который постепенно поедает сам себя изнутри и, что самое страшное, что до печально финала осталось совсем не так много времени. Еще 5-7 лет и последние профессиональные кадры покинут МВД, о тех кто займет их место написано выше, преступность захлестнет страну, а противопоставить ей будет нечего.

Так давайте теперь вместе подумаем и ответим на вопрос. А нужна ли нам такая милиция?

В заключении хочу добавить, что большинство из тех, кто в свое время с честью носил милицейские погоны, тех кого искренне благодарили за профессионально выполненную работу простые граждане, тех чьи фамилии наводили ужас на самых матерых и отмороженных бандитов, так вот эти люди готовы одеть эти погоны снова, но тогда когда милиция снова начнет заниматься тем для чего в свое время она создавалась, а именно для борьбы с преступностью, когда зарплата милиционера перестанет напоминать брошенную подачку, когда сотрудники различных подразделений милиции снова станут коллегами, а не врагами... Но вот когда этот момент настанет...?

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»


http://www.argus-sledovatel.ru/forum/vi ... &view=next
Аватара пользователя
gosha
Граф зе Админ
 
Сообщения: 16027
Зарегистрирован: Вс ноя 02, 2003 14:19 pm
Откуда: Кончинино


Вернуться в Россия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Яндекс.Метрика