настоящее время Россия переживает эпоху радикальных перемен, серьезный оптимизм внушает тот факт, что наконец-то за долгие годы это стали перемены к лучшему. Впервые по настоящему эффективно заработали парламент и правительство. Эффективно сдвинуть с мертвой точки и заставить решать проблемы здравоохранения, образования и демографического развития позволили национальные проекты. Результаты выполнения работы проводимой в рамках этих проектов уже ощутимы и хочется верить, что все поставленные цели будут достигнуты, но сейчас я хочу поговорить не об этом. Часто обсуждая проблемы имеющие место быть в современной России зачастую на первый план выходят именно демография, здравоохранение, образование, доступность жилья, но почему то всегда обходят стороной проблемы безопасности, в первую очередь нашей с Вами безопасности. Конституция гласит, что наивысшей ценностью является человеческая жизнь, а в чьем лице государство оберегает эту наивысшую ценность, как известно охрана жизни, здоровья и собственности в нашей стране возложено, на правоохранительные органы и первую очередь на милицию. Отношению граждан к людям в милицейских погонах в большинстве своем негативное. Обыватели привыкли считать, что в милиции работают только люди недалекого ума, злоупотребляющие алкоголем, а так же взяточники и откровенные преступники, занимающиеся не охраной граждан о преступных посягательств, а преследующие только личные порой корыстные цели. Самое печальное, что люди не так уж и далеки от истины. Но мало кто пытался заглянуть вглубь самой проблемы, разобраться в причинах такой ситуации. Именно это я и предлагаю сделать.
ТАКАЯ МИЛИЦИЯ НАМ НЕ НУЖНА
Показатели совершаемости преступлений в России за последние годы продолжают стабильно расти практически по всем направлениям. При этом нельзя не отметить, что и процент раскрываемости совершенных преступлений так же остается стабильным, но к сожалению стабильно низким, вот лишь некоторые цифры:
2003 год, всего совершено 2756,4 тыс. преступлений (рост совершаемости составил 9.1%) из них раскрыто1518,7, раскрываемость 55%
2004 год, всего совершено 2893,8 тыс. преступлений (рост совершаемости составил 5%) из них раскрыто1569,3, раскрываемость 54%
2005 год, всего совершено 3554,7 тыс. преступлений (рост совершаемости составил 22.8%) из них раскрыто1698,7, раскрываемость 48%
За 8 месяцев 2006 года, совершено 2596,9 тыс. преступлений (рост совершаемости составил 14,3%) из них раскрыто1239,5, раскрываемость 48%
Из вышеприведенных цифр видно, что количество совершенных преступлений за период 2003-2005 года возросло на 30% и эта цифра продолжает расти, раскрываемость же наоборот уже снизилась, ниже отметки в 50%. Данный факт не может не настораживать, потому, что с таким ростом преступности мы семимильными шагами приближаемся отнюдь не к «полицейскому государству» как пытаются утверждать некоторые правозащитные организации, а скорей к криминальному. В чем же причины столь неэффективной деятельности правоохранительных органов и в первую очередь структур МВД в борьбе с преступностью? В этих причинах мы и попробуем разобраться.
При написании этой работы, я и те кто оказывал мне помощь поначалу попытались выделить несколько основных причин и рассказать о каждой в отдельности, но впоследствии поняли, что это невозможно так как все причины тесно связаны друг с другом и отделить их друг от друга пожалуй не получиться.
Начнем с самого начала, как известно театр начинается с вешалки, а служба в милиции с отдела кадров. За последние годы качественный состав кандидатов на службу в органы внутренних дел (в дальнейшем ОВД) значительно ухудшился, ухудшения наблюдаются по следующим позициям:
1. уровню образования
2. состоянию здоровья
3. морально-деловым качествам
Но несмотря на это, кадровики вынуждены принимать на службу кандидатов имеющих серьезные ограничения по состоянию здоровья, с минимальным уровнем образования и с допуском психолога «рекомендован условно», а часто и вовсе не рекомендованных. На вопрос почему это делается инспектора отделов кадров ответственные за комплектование подразделений разводят руками и в один голос отвечают «Да, принимаем и таких, а что делать, совсем без людей остаться, других то нет». Выбирать здесь действительно особо не приходится, вакантных должностей в ОВД гораздо больше, чем кандидатов на их замещение, к тому же из 10 принятых и направленных на ознакомительную стажировку кандидатов, заключат контракты только 7, а через год из них останется в милиции 5 и это не теория, а статистика.
В настоящее время некомплект личного состава в службах и подразделениях ОВД в некоторых регионах достигает 25-30%, текучесть кадров в основных милицейских подразделениях таких как патрульно-постовая служба и уголовный розыск постепенно подходит к критической отметке, а именно количество сотрудников со стажем работы до 3-х лет, в большинстве регионов уже составляет почти 40%, при этом из их числа сотрудников со стажем до 1 года скоро перевалит за 50%. К сожалению отток квалифицированных кадров из ОВД продолжается такими темпами, что уже в недалеком будущем если не принять срочных мер по исправлению ситуации, в основных службах и подразделениях ОВД сложиться примерно следующая ситуация: основной костяк опытных и квалифицированных кадров сохраниться на приемлемом уровне (свыше 70%) только среди руководящего состава горрайорганов внутренних дел, а например среди рядового и младшего нач. состава, в первую очередь это касается наружных служб костяк опытных и квалифицированных кадров сохраниться лишь на уровне не более 20-25% с тенденцией к дальнейшему снижению, основную же часть будут составлять сотрудники со стажем работы до 3-х лет, большинство из которых будут идти в милицию с целью временно, там поработать, потом найти себе подходящую работу где-нибудь в частном охранном или детективном агентстве и уволиться, а так же те кого больше не взяли никуда, ну и разумеется те у кого вполне определенные цели, а именно ставленники криминальных структур. Такая ситуация складывается уже сегодня, особенно в крупных и средних городах, вообще надо отметить, что ассоциациям частных охранных и детективных агентств давно пора премировать руководство МВД за своевременную поставку им квалифицированных кадров. Здесь надо отметить, что к большому сожалению, из структур МВД уходят далеко не худшие сотрудники, более половины увольняющихся из ОВД считались одними из лучших.
Рассуждая о проблемах кадровой ситуации в МВД нельзя не затронуть тему причин по которым опытные, грамотные и квалифицированные сотрудники уходят из милиции. Причин тому не мало, это и нищенская зарплата которой хватает лишь на то, чтоб не умереть с голоду, отсутствие социальных гарантий и льгот, а главное это сама система и организация работы служб и подразделений ОВД. Начнем пожалуй с основного, а именно с организации и планирования работы служб и подразделений ОВД. Вся работа подразделений милиции основывается не на фактической раскрываемости совершенных преступлений, а на раскрываемости в соответствии с установленной планкой, что это такое разъясню на простом примере, допустим что за период 2004 года на территории обслуживания отдела уголовного розыска было совершено 100 грабежей из них:
Раскрыто 65, раскрываемость составила 65%,
возбуждено 57 уголовных дел,
из них окончено на конец года 45
исходя из этих цифр руководством отдела начальнику уголовного розыска ставиться задача на 2005 год, а именно, помимо совершаемости каждый показатель на конец 2005 года должен быть на 3-5% больше предыдущего, но не более этой цифры, потому как исходя из этих цифр уже будет выставляться планка на 2006 год, т.е. по существующей системе нельзя раскрывать слишком много, потому как в следующем отчетном периоде, тебе нужно будет раскрыть столько же или больше, потому как даже при небольшом снижении показателей по ряду объективных причин, начальника подразделения просто снимут с должности, потому как руководство интересуют цифры, а не причины их снижения будь они хоть трижды объективными. Я согласен с тем, что оценивать деятельность подразделения необходимо по конечному результату, но при этом всегда необходимо оценивать и возможности подразделения, его мобильность, нагрузку, количественный и качественный состав подразделения, потому как всё это факторы создающие конечный результат. Исходя из вышесказанного напрашивается следующий вывод, раскрываемость преступлений является не фактической, а заранее запланированной и искусственно загнанной в определенные рамки. Говоря об уголовном розыске нельзя не затронуть тему которая стала причиной увольнения из уголовного розыска многих толковых сыщиков, речь пойдет о внутреннем документообороте. Оперативников не зря сравнивают с волками, грамотному сыщику помимо умной головы нужны еще и быстрые надежные ноги, сами мэтры уголовного розыска, отдавшие службе в этом некогда элитном подразделении ОВД несколько десятков лет и переловившие за свою службу не одну сотню, а то и тысячу матерых бандитов говорят «опер должен топтать землю...», но к сожалению в последнее время оперативники, все меньше ходят по земле, теперь их основная задача, сидеть в кабинетах и писать, писать, писать, количество макулатурной (извините, но назвать её иначе не получается) работы возрастает ежегодно в геометрической прогрессии, помимо обычных планов работы, у оперативников есть еще и отдельные планы бумажной работы на отчетный период, обычно на квартал или полугодие. Не буду называть вещи своими именами (хотя вся секретная документация МВД есть как в Интернете так и в художественной литературе детективного жанра), но количество запланированной к написанию бумажной работы весьма весомо, плюс к этому довольно большой объем ежедневной текущей документации, все поступающие документы имеют жесткие сроки исполнения, за нарушения которых оперативник будет наказан. 99% всей этой бумажной работы выполняется оперативниками формально на «лишь бы отписаться», но даже это отнимает много времени, потому как почти каждую бумагу нужно утвердить, подписать, зарегистрировать, подшить, внести в опись и списать с долгов, а таких бумаг у него часто бывает, что и в день по десятку, лично наблюдал сцену разговора оперативников, когда один из них получил информацию о лицах причастных к ранее совершенному преступлению, и предложил своим коллегам её реализовать, на, что те ему объяснили, что раскрытие это конечно хорошо, но у них сегодня срок по бумагам и если они их сегодня не спишут, то по выговору им обеспечено, а то, что преступление раскрыли, это не оправдание, в результате преступление так и осталось нераскрытым. Могу привести ещё один случай когда при начальнике криминальной милиции ГУВД рассматривались итоги работы территориальных отделов уголовного розыска по итогам полугодия, самой результативной была признана работа отдела уголовного розыска одного из территориальных подразделений где раскрываемость преступлений составила около 70%, а по линии тяжких и особо тяжких почти 80%, по результатам работы было дано указание подготовить списки лучших сотрудников этого отдела для премирования, но тут свое слово вставил один из замов, сказав, что в данном отделе имеются серьезные недостатки в по линии «макулатурной» работы, дела вовремя не заводятся (речь идет не об уголовных делах), справки в них вовремя не пишутся. На, что начальник криминальной милиции ГУВД, сказал, что раз так, то он свое решение о премировании отдела отменяет, а начальника отдела надо наказывать, а не поощрять, но он великодушно дает отделу неделю сроку на устранение недостатков, после чего если все не будет сделано, то начальник отдела, и его оперативники будут наказаны. Спустя некоторое время после этого, начальник отдела и несколько оперативников уволились из милиции. При новом руководстве, все стало в порядке, все бумаги пишутся вовремя, замечаний нет, вот только раскрываемость никак выше 40% вырасти не может. Наверное сами преступники просто не знают, что по бумагам их всех уже давно поймали.