Эннеаграмма - от греч. "эннеа" - "девять" и "грамма" - "изображение".
В современной психологии эннеаграмамми называют 9 типов личности человека, или "эго", которые складываются, как правило, в раннем детстве, когда ребёнок полностью является по сути "заложником" своих родителей или тех, с кем он проживает. Для каждой из эннеаграмм характерен свой тип восприятия и интерпретации реальности. Как правило, это глубинная, бессознательная мотивация человека.
О способах жизни "ложных личностей", или "эго", или эннеаграммах, упоминается даже в суфийских учениях и срывание маски ложной личности является необходимым шагом у суфиев. Суфийские мастера выявляют такие ложные эго посредством провоцирования драматических инцидентов, чтоб помочь людям осознать свою обусловленность. Нисаргадатта Махарадж называл это "депрограммированием".
Магистр естественных наук и основательница института квантовой психологии Кристи Л.Кеннен совместно с психотерапевтом Стефеном Волински для своей практики избрали трактовку эннеаграмм как "стратегий". Это своего рода и есть стратегии выживания, которые вырабатывает ребёнок, чтобы элементарным образом выжить в своей семье. Чем неблагополучнее семья (жестокие родители, насилие, родители-алкоголики) тем сильнее становится стратегия выживания. Понятно, что, когда человек вырастет во взрослого, данные стратегии ему приносят лишь одну боль и страдания. Они хороши для выживания в семье со строгим отцом или пьющими родителями. И чем дальше человек следует влиянию своей ложной личности, тем дальше эта дорога уводит его от его естественной Сущности, его Бытия, единения и гармонии с миром....
Волински и Кеннен так же выделили 9 стратегий. Хотя, есть ещё под-стратегии, или суб-личности, или суб-эго....У Суфиев, к примеру, их 49...Предлагаю познакомиться с 9-ю стратегиями в исполнении Стефена Волински и Кеннен. Проще, говоря, личность вешает на себя ярлык - "со мной что-то не так" и дальше судорожно пытается компенсировать конкретное, бессознательное, глубинное чувство. Часто стратегии могут переплетаться между собой, или "перетекать" одна в другую.
(с) "Дао Хаоса"
"Стратегия 1. "Я хороший, если я само совершенство; ты хороший, если ты само совершенство".
Наранхо называет эту стратегию - "озлобленной добродетелью". Палмер - "перфекционизмом". Ризо - "реформаторством". Этой стратегии присуще глубокое чувство обиды и негодования. У человека визуально видны телесные зажимы, или блоки. Его тело становится жёстким, негибким; часто он может казаться таким жёстким и в то же время и таким хрупким, что, кажется, он вот-вот сломается. Эта ложная личность питается хроническим чувством обиды, поэтому стратегия "выживания" ложной личности будет направлена на поиски совершенства во всем. Хроническое, глубинное чувство обиды и негодования будет толкать человека чтоб заглушить это мучительное чувство, например, к поиску "идеальных" друзей, возлюбленных, наставников, какого-то духовного учения и т.д. Такое внутренне состояние вынуждает человека искать и добиваться везде и во всём немыслимого совершенства. Морализаторство и добродетель становятся для него суррогатом питания, постепенно вырождаясь в сухую и безжалостную добродетель и гиперморализм. Появляются навязчивые идеи праведности, честности. Вместо того, чтоб заглянуть внутрь себя и признать своё несовершенство, личность ищет совершенство во внешнем мире. При переключении фокуса внимания на собственное несовершенство, приятия его и осознания, стратегия (как и все остальные стратегии) автоматически "выключается" и человек подходит ближе к своей истинной Сущности.
Стратегия 2. "Я хороший, если ты хвалишь меня; ты хороший, если ты хвалишь меня".
У Палмера это "жертвующий". У Ризо - "помощник". У Наранхо - "щедрый эгоцентрик". Как следует из самих названий фокус внимания личности нацелен на похвалу. Личность направляет свою энергию на то, чтоб во чтобы то ни стало добиваться внимания и похвалы, хвалить самого себя, усиливая своё глубинное состояние гордости и самолюбия. За гордостью всегда стоит чувство собственной неадекватности по отношению к окружающему миру. Поэтому, личность всегда находится в поисках внимания окружающих и в вынуждении у них похвалы для себя. В популярной психологии это часто называют - созданием взаимозависимости. Человек испытывает внутренние мучения неадекватности, а по сему и зависимости от этого мира. Он много может рассказывать о своих достижениях в чём-либо, успехах. Такие люди много времени уделяют собственному имиджу. При этом они всячески будут подчёркивать, что могут удовлетворить любое своё желание по мановению волшебной палочки. Это всё компенсация собственного чувства никчемности, неадекватности и зависимости от окружающей реальности.
В этой стратегии часто развивается множество разветвлённых и фальшивых эго, человек становится вроде хамелеона. Данная стратегия хорошо иллюстрирована в фильме Вуди Аллена "Зелиг", где главный герой фильма не имеет собственного лица, поэтому он полностью превращается в того, с кем на данный момент общается, чтобы получить от этого человека похвалу или признание.
Пропасть этой стратегии бездонна. Она будет требовать все больше и больше жертвоприношений, в виде похвалы, внимания и признания со стороны окружающих. Навязчивая идея перейдёт в одержание, и человек начнёт просто фантазировать, приписывая себе мифические заслуги и достижения. Такие люди практически всю свою энергию тратят на то, чтоб "хорошо выглядеть", поддерживать свой имидж, быть "в форме"...Со стороны может казаться, что такие похвалы и внимание заполняют глубочайшие "дыры" в их физических телах. Зачастую такие люди могут демонстрировать фальшивую щедрость или великодушие, в обмен на похвалы и комплименты.
После осознания ложных принципов своей личности и переключения фокуса внимания внутрь себя, а не на внешний мир, человек понимает, что ищет подлинных качеств своей личной, Сущностной воли, внутреннего могущества и внутренней свободы."
(с)
продолжение следует...