В теме планирую постить понравившиеся мне реальные диалоги с реальными людьми.
Тема имеет интересную мне психологическую составляющую в общении.
"Диалоги отдельных людей
…..Разговариваем сегодня с дочкой.
Дети с отцом уезжают кататься на горных лыжах, я остаюсь в Москве.
Рейс ночной, с пересадкой. Я, зная, как Майя не любит дорогу, особенно с осложнениями, сочувствую ей.
Она отвечает: «А если бы ты поехала с нами, ты вряд ли переживала за меня. Ты переживала бы за себя, потому что ты тоже не любишь тяжелую дорогу».
«Ты права», - отвечаю я. Если мне тяжело, я могу тебе сочувствовать ровно настолько, насколько у меня останется сил. Когда я измотана, мне может быть не до тебя».
Как думаете, как она переживает такие откровения? Думаете – обижается? Ничуть. Напротив, внесенная ясность расставляет все точки над «и» - у мамы ресурс не безграничен, и это естественно. Лучше иметь под рукой несколько ресурсов, в том числе, и свой собственный.
С другой стороны, и я не умираю от подобных вопросов.
Быть может, потому у нас и нет запретных тем? (Не путать с интимными, которые, вне всяких сомнений, есть)
«А почему бабушке нельзя сказать, что мне не нравится, как она готовит? Она сразу обижается», - еще один вопрос.
«Видимо, потому что она как-то связывает такой отклик с оценкой себя. И ей кажется, что ее недооценили».
«Это же не так! Мне не нравится ее кухня, а не она сама»
«Видимо, она не умеет это разделить».
....Ребенок наблюдает. Он смотрит, как реагируют взрослые. И делает свои выводы – как адаптироваться.
Слиятельное окружение не оставляет шансов вносить себя, свои чувства и свое мнение.
Однако если есть настоящий контакт (лучше всего, если с кем-то из родителей), это все меняет. Ребенок видит разность, и, если не остракирован за свое несогласие, учится главному – мир разный.
В мире есть люди, с которыми можно быть открытым. И есть другие, с которыми это абсолютно невозможно.
…. Я с сыновьями стою возле терминала в кинотеатре. Нам нужно распечатать билеты в кино, которые я купила в сети. Я жду билеты, а сыновья хотят изучать устройство терминала.
Я разражаюсь гневной тирадой, требуя свои билеты.
Как думаете, что я слышу в ответ? Испуг? Ответную тираду? Лекцию о том, как надо себя вести психологу?
… Я слышу в ответ добрый смех: «Мамочка у нас сгорает от нетерпения. Поизучаем машинку без нее».
Я столько раз отделяла себя, свои реакции, обозначая: «Это мои чувства, и к вам они не имеют отношения»… Теперь они уже сами могут это делать. Отделять мои чувства от себя, не впадая ни в страх, ни в защиты.
.....Сегодня, после родительского собрания у старшего сына, изучив лист успеваемости, я чувствую приступ разочарования. Не менее 5 учителей написали в примечании: «Способный, но не делает домашние задания».
«Никита, я разочарована», - сообщаю вечером сыну.
Я не вникала в твою школьную жизнь, доверяя тебе. Ты не обязан любить предметы, однако учеба – это твоя ответственность.
Такой массовый отклик говорит о твоей системной ошибке. Я хочу, чтоб ты пересмотрел свое отношение к домашней работе».
...Через полчаса размышлений мой 15-летний возвращается к разговору. Как думаете, что он сказал? Что у него все окей, а учителя придираются? Что он обижен из-за моего недоверия?
«Я подумал над твоими словами. Я действительно забил на учебу в последнее время. Я даже оправдывал себя тем, что много тренируюсь в спортзале, и у меня нет времени. Когда ты сказала, что разочарована, я понял, что не имею права так поступать – ведь ты вкладываешь столько усилий, чтоб я получил образование.
Мне удалось отказаться от чипсов и колы, когда я решил, что мне они не полезны. Думаю, смогу и перестроить свое отношение к учебе».
….. Я столько раз обозначала свою ответственность, что и старший сын уже научился это делать. Я не могу сдержать своих чувств.
Такие отношения с детьми – это бесценно." Вероника Хлебова