Или когнитивные искажения. Знание "дурных" привычек мозга, или когнитивных искажений существенно оздоравливают современную жизнь общества, способствует более продуктивной коммуникации.
С появлением компьютерной томографии нейрофизиология доказала, что мозг "любит гнуть одни и те же извилины в одном и том же месте", особенно, если первичное действие формировалось под сильным влиянием из вне - травмирующая ситуация, среда. Ранее, было убеждение подавляющего большинства ученых, что сформировать "новые извилины в новых местах" и начать их "гнуть" очень трудно, чаще - невозможно, что, формирование новых нейронных сетей и путей в головном мозге крайне трудно достичь; многие до сих пор придерживаются этого мнения. Но, как показала практика, достаточно приложить усилия и искреннее желание изменить свою жизнь, то это возможно - что уже доказано тем же методом компьютерной томографии мозга и неустанным кропотливым трудом когнитивных терапевтов. Вообще, на данный момент когнитивных искажений насчитывается уже больше трёхсот, но достаточно рассмотреть четырнадцать из них, как можно понять, каким образом мы сами попадаем в ловушки нашего мышления и как это работает. Поехали.)
КИ №1. "Катастрофизация".
Это фиксация внимания на самом худшем варианте. Чревато тем, что это, как правило, обладает свойствами самореализующегося прогноза. И вот как это работает: при этом раскладе мышления создается и выбрасывается огромное количество напряжения и негативных эмоций, и самая главная - страх. С помощью той же компьютерной томографии выяснили, что страх полностью блокирует работу головного мозга, он останавливает все процессы метаболизма мозга, выключает мышление. Это прекрасно видно, как мозг затухает на КТ (компьютерной томографии), когда он охвачен паникой и страхом, и не видит пути решения задачи или проблемы. Если мозг в состоянии воспринять задачу или проблему как "решаемую", если он видит конечную цель и её варианты, он может принимать решения; если же задача воспринимается как "нереальная", невыполнимая - мозг автоматически выключается, прекращается потребление глюкозы и метаболизм, активность затухает. Это объясняется еще и экономией ресурсов организма, т.к., один головной мозг при усиленной работе может потреблять до 30% ресурсов всего организма. А теперь представьте, если человек живёт в постоянном стрессе, страхе, он испытывает чувства "всё плохо", "ничего не получится", "выхода нет" и т.д. - что происходит? Правильно - мозг выключается! И этот прогноз становится самореализующимся - работа мозга блокирована - вы не можете принять верные решения, не видите вариантов выхода из ситуации. Доходит до комического - даже если вы сдали экзамен на 4, несмотря на все ваши страхи и панику, то катастрофизация...обесценит ваш результат и всё равно преподнесёт это как фиаско! (не пять!), и, хорошо попортит вашу самооценку точно. Терапия: просто обратить внимание на другие, возможные варианты событий; а если вы уже отвлеклись на другие сценарии, то что это значит? Это значит, что вы успели задействовать другие нейронные сети, ваш мозг работает, и у вас есть варианты выбора и цели.
КИ №2. "Полярное мышление/ Чёрно-белое мышление".
В человеческом мышлении прочно укоренились черты и установки полярного мышления: "хорошо-плохо", "день-ночь", "друг-враг", "победа-провал", "моё-чужое", "со щитом или на щите" и т.д. Но мы знаем, что в природе между угольно-чёрным и ослепительно-белым существуют миллиарды оттенков - мы видим день и ночь, но так же наблюдаем оттенки закатов и рассветов, мы улавливаем тона и полутона. А подавляющее большинство людей не злодеи и не святые, а люди, обладающие своими достоинствами и недостатками. Таким образом, полярное мышление не имеет ничего общего с объективной картиной мира, а живёт только в головах. Чем чревато? Крайние оценки по типу "чёрное-белое" вызывают сильный накал эмоций, которые блокируют работу головного мозга. Гнев, ярость, отчаяние, другая крайность - восторг, экстаз, эйфория, безудержная радость. Так же легко запускается механизм обесценивания - "идеализация-неудача". Терапия. Научиться пользоваться "шкалой относительности" и всегда её помнить при любой оценочной деятельности. "Да, пою хуже, чем Монсерат Кабалье, но лучше, чем мой сосед, который вообще не попадает в ноты". "В учительнице Марье Ивановне мне нравится как она преподаёт свой предмет и умеет объяснить материал, но не нравится как она критикует меня за ошибки". Можно научиться оценивать ситуации в процентах. "Я не готова к экзамену!" уже вызывает вихрь негативных эмоций и блокирует вашу способность соображать и адекватно реагировать на происходящее. А вот мысль - "Я готова к экзамену на 50%" уже предполагает выбор развития событий, "у меня есть еще пара дней, и, если хорошенько потружусь, я смогу подготовиться и на остальные 50%". Держать мысль в голове, что всё относительно, видеть крайние полярные оценки и уметь менять их окраску или процентное/долевое соотношение.
КИ №3. "Сверхобобщение/генерализация".
Анекдот: женщина рыдает на скамейке; к ней подходит маленький мальчик и спрашивает "тётя, ты чего так горько плачешь?"; она - "меня никто не любит!"; мальчик - "а ты у всех спросила?". Генерализация чаще всего возникает после двух-трёх травмирующих событий в жизни человека, оставивших сильный эмоциональный след, под действием которого человек начинает воспринимать всю окружающую реальность и жизненные ситуации. Ловушка состоит в том, что человек может вообще поставить крест на какой-либо деятельности или активности, которая сколь хоть как напомнит ему о травмирующем опыте. Можно распознать по обобщающим выражениям: все, всегда, никогда, никакой, обязательно, никто и далее по объединению в большие группы, без каких-либо конкретных доказательств, примеров, аргументов. Игнорируется тот факт, что, люди разные, ситуации, возникающие, тоже разные и индивидуальные. Терапия. Как в анекдоте - выйти из-под влияния эмоций и травмирующей ситуации (работа с терапевтом), обратить внимание на всю палитру реальности, найти примеры людей, у которых не работает это "правило".
КИ №4. "Чтение мыслей".
"Наверное, мой начальник хочет избавиться от меня", "Я не нравлюсь Пете, Коле, Маше, Ване, Свете...". Спросите - из каких конкретных фактов сделаны эти выводы? Есть ли прямые доказательства, на то, от чего вы маетесь от дурных предположений? Чем чревато? Такое состояние приводит к внутреннему напряжению и ожиданию "подвоха", провала, часто испытывая страх, стыд, гнев и скованность в теле (причём, без видимых прямых на то причин) общение с вами становится не приятным (привет КИ №1 - самореализующийся прогноз!) и люди действительно будут стараться как можно быстрее порвать с вами контакт, а то и окончить отношения. Так же игнорируется факт - что никто не может знать и читать мысли других людей. Единственный способ - это задать прямой вопрос. Если, человек, разговаривая с вами скривил лицо, возможно, у него болит зуб или он подумал о чём-то неприятном для себя, к вам не имеющее никакого отношения. Терапия. Единственный выход - прямо спросить. Что вы теряете? За спрос денег не берут. Подавляющее большинство людей охотно и искренне отвечают на вежливо и уважительно заданные вопросы, даже, если они им не приятны или не удобны. А уж насколько искренне и правдиво - решать вам.
~продолжение следует~