Проверки на дорогах
От милиции требуйте документы и конкретики
Николай КОЧЕТКОВ, юрист правозащитной организации "Правое дело".
Сегодня стало очень "модно" устраивать проверки среди частных извозчиков. И делают это все кому не лень: и ДПС, и ГАИ. Иногда даже патрули просят предъявить документы, подтверждающие право на деятельность. Спрашиваешь, на каком основании проверяют, ответ получаешь очень пространный, мол, распоряжение мэрии или жалобы пассажиров. А на самом деле, на каком основании работник милиции имеет право проверить мою деятельность? - Павел, владелец маршрутного автобуса, г. Владивосток.
На основании вышеупомянутого п.25, ст.11 Закона "О милиции" вас имеют право проверить только при наличии данных о ваших правонарушениях.
Т. е. имеется в виду, что данные должны быть официальными, анонимные не должны проверяться на основании действующего Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. № 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" в ред. от 02.02.88 г.№ 8422-XI:
"Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления, либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит".
Данные о нарушениях должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части РОВД, а заявления и письма в журнале секретариата.
На основании зарегистрированных фактов нарушений сотрудниками милиции выдается направление на проверку конкретного предприятия, торговой точки (именно конкретной, т. е. нарушителя) с указанием конкретных мотивов, повлекших за собой проверку. Наличие такого направления у сотрудника милиции свидетельствует о наличии у него полномочий. А повод для полномочия, как правило, должен рождаться из трений с клиентами, которые написали заявление.
А все так называемые операции и месячники "Антикондуктор" и "Безопасный рейс", проводимые фискальными органами по отношению к гражданам, с точки зрения закона носят сомнительный характер. Представители власти намеренно пытаются переносить центр тяжести правового беспредела на гражданское общество, на нас вами. Любой месячник или операция - это всего лишь механизм реализации решения руководителя органа, управления, ведомства, и не более того.
Некоторые сотрудники милиции игнорируют положения о направлении и полномочиях, ссылаясь на то, что в законе нигде не сказано об обязательном наличии направления. Однако это не так. В п.25 ст.11 Закона "О милиции" полномочия на проведение проверки предоставлены МИЛИЦИИ, т.е. Органу, а не работнику милиции. От лица органа может выступать только начальник милиции (в отдельных случаях - его заместители). Таким образом, именно начальнику милиции дано право использовать полномочия, предоставленные законом МИЛИЦИИ. В реальной жизни начальник милиции физически не может единолично реализовать права, предоставленные милиции законом и, соответственно, делегирует частично эти права своим подчиненным на основании приказов, распоряжений, инструкций, направлений и т. п. Как правило, проверка конкретных торговых точек не включается в инструкцию должностных лиц милиции. Приказы и распоряжения не могут быть изданы, а направления выданы без каких-либо оснований.
Таким образом, направление на проверку, выданное сотруднику милиции, свидетельствует о том, что данному сотруднику законно делегированы соответствующие полномочия на проведение проверки.
При этом сведения о наличии у него полномочий на проверку он должен довести до проверяемого, поскольку в соответствии со ст. 28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях лишь уполномоченное лицо вправе совершать проверки и составлять впоследствии протокол. Следовательно, если сотрудник милиции не имеет направления на проведение проверки, то и составленный им протокол не имеет юридической силы. В доказательство справедливости наших выводов об обязательном наличии направлений у сотрудников милиции может свидетельствовать, например, ФЗ № 134 от 08.08.2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
zrpress.ru