Если в современном человеке еще осталось что-то святое,
если у мира, полного зла и грязи есть будущее,
то эта исория, поведанная мной,
не окажется предметом насмешек...
Все нормально было у Надежды и Виктора, когда приехали они вместе с другими строителями в рабочий поселок. Жили они дружно, не жаловались на трудности, хотя их в то время хватало: жилья своего у них не было, мыкались по общежитиям да съемным квартирам. Дочка Оксанка совсем еще маленькая была, капризная и очень часто болела. Но молодые, любящие друг друга и жизнь, не роптали на судьбу, работали и верили во что-то лучшее. Вечерами, когда Витюша, приходил замотанный со стройки, жена и маленькая дочка так умиротворяли его душу, что он забывал об усталости и, отдохнув часок-другой, принимался помогать по дому.
На перспективной тогда стройке уже вскоре получили они долгожданную, пусть небольшую, но свою квартиру. А еще позже, когда подкопили немного деньжат, смогли купить старенькую машину. И вот, вроде бы все было в семье, как у всех, когда Надежда решилась снова родить ребенка. Ожидание малыша было и счастьем, и тревогой… Но горе ворвалось в их дом: новорожденная девочка, не прожив после рождения и двух недель, умерла от непонятного диагноза.
Витюша держался, обнимал и успокаивал свою жену, но сердце его разрывалось на части, когда он заглядывал в глаза своей любимой. И все же маленькая Оксанка своим смешным лепетом отвлекала их от печальных мыслей и они понимали, что жизнь продолжается…
На приеме у своего врача Надежда еле сдержала слезы, когда услышала твердое «Нет» на вопрос о возможности иметь детей. «Вы что, хотите сами отправиться вслед за дочкой? Забудьте об этом!» - эмоционально возмущался доктор. Но мысль о большой семье, о множестве детских голосов, звучащих в их доме, не отступала.
Однажды вечером Витюша радостно, но как-то осторожно рассказал жене о семейных детских домах – он прочитал о них в «Комсомолке». Глаза Надежды загорелись каким-то ласковым светом. И этого было достаточно, чтобы наутро он отправился все разузнать об этом новшестве.
В районном отделе народного образования строгая инспекторша внимательно изучала их документы. И потянулись долгие месяцы всевозможных проверок и оформления разрешения на усыновление.
Надежда говорила тогда: «Быстрее выносить и родить ребенка, чем ждать от наших госорганов согласия». И все же они ждали и верили.
И этот день настал. Сколько было хлопот и долгожданной радости, сколько неиспытанных ранее чувств нахлынуло разом на молодую пару! Ребятишки весело носились по дому, изучали новую для них обстановку. Прежняя жизнь в детском доме не баловала этих детей, еще недавно были они «типичными» воспитанниками наших бесплатных сиротских заведений. Недоверчивые, затравленные, порой жестокие, некоторые из них имели психофизическое истощение. Такими эти дети пришли в семью Надежды и Виктора. Но доброта и ласка, любовь и понимание отогрели их души.
Валерке было четыре годика. Врачи дали медицинское заключение о низком уровне развития речи: он почти ничего не умел говорить, только тыкал пальчиком и мычал. Надежда начала заниматься с ним, подключила логопеда, упорно и терпеливо шли они вместе по ступенькам языкового развития. И через год он уже называл их «мамочка» и «папочка». Повели Валерку в детсад, что рядом с домом. Надежда волновалась: как он сможет общаться с обычными детьми, уживется ли в новом коллективе. Волновался и мальчик. И каково было состояние мамы, когда среди дня к ней прибежала воспитательница и рассказала, что Валерка спрыгнул со второго этажа детсада. Слава Богу, обошлось без травм. Оказалось, что у него серьезное нарушение психики – он не чувствует страха, не чувствует ограниченности пространства. Долго пришлось ходить по врачам, прежде чем эта страшная болезнь отступила.
Димка – ровесник Валеры, когда появился в семейном детском доме, был сильно истощен. Уставал даже держать ложку во время еды. Любящие сердца новоиспеченных родителей, сама атмосфера этого дома чудодейственно повлияли на здоровье малыша. И Димка стал крепким и умным мальчиком, теперь он «мозг» семьи.
Светочка и Наташа пришли из детдома очень отсталыми девочками. Вместо пятого класса, который Наташа окончила в детдоме, в обычной школе пришлось повести ее лишь в третий класс.
Наташа «маленькая» - так называют в семье вторую Наташу – перенесла три операции по поводу врожденной косолапости. Раньше хромала и не могла носить нормальную обувь. Ох и намучились родители с приобретением сандалей и сапожек! Но благодаря врачам и чуткости Надежды и Виктора девочка стала ходить наравне с остальными детьми.
Ванюшка – главный задира и забияка среди многочисленной оравы детей, все ему не так. То кого-то обидит, то с кем-то подерется. Он же с семи лет состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Виктор заинтересовал мальчика техникой, брал его с собой в гараж, показывал различные механизмы в машине. Ванюшке нравилось, он стал все чаще спрашивать отца об автомобилях. Да тут еще при школе организовался поисковый отряд: ребята с руководителем ходили в походы по местам боевой славы, на раскопки оружия времен Великой Отечественной. Ванюшка стал целыми днями по выходным пропадать на раскопках.
Наташа «большая» - пример для малышей. Она умница, учится на «отлично» и в средней, и в музыкальной школе. А когда приехали итальянцы по обмену, ей удалось попасть в группу для поездки в Италию, и она целый месяц жила в одной итальянской семье. Звонила оттуда домой, говорила Надежде: «Мамочка, я очень по вам скучаю…»
А когда вернулась, долго обнимала всех своих братиков и сестричек и рассказывала об Италии, словно о стране сказок. Малыши сидели и заворожено слушали Наташу, а она, сразу такая повзрослевшая, мило улыбалась им.
Самую маленькую – Олечку – взяли из дома малютки, когда ей едва исполнилось два годика. Надежда снова почувствовала себя молодой мамой. Полная материнской заботы, она ни на минуту не отходила от девочки, когда та вдруг заболела корью. Родные брат и сестра Коля и Наташа жили в другом детском доме, но Надежда и Виктор решили не разлучать родных. Так семья пополнилась еще на двоих детей.
И вот – вся семья всборе: одиннадцать детей и мама с папой!
Неужели все-таки сбылась их мечта – иметь большую дружную семью?! Может быть это чудо? Или упорство и любовь к детям? Надежда и Виктор поняли, что только их настойчивость, только отзывчивость других людей помогли им добиться цели. А ведь много было и неудач. Да что теперь о них говорить, когда дом полон добра и света от детских глаз, которые излучают великую благодарность и любовь.
…Вечером, когда все дети угомоняться, Надежда и Виктор сядут у своей любимой зеленой лампы на кухне и станут вспоминать. Боязнь сиротства, сжатая, сдавленная грузом житейских невзгод, но не убитая душа ребенка – вот что всегда будет тревожить этих смелых людей. Виктор любит повторять: «Человек - твое самое первое и самое главное имя». А Надежда, читая своего любимого писателя Платонова, всегда вслух для Виктора и для себя проговаривает великие слова: «Мать спасет мир, потому что делает его человеком».