Побывал я в этом Салехарде. Единственный город в мире, находящийся на полярном круге. Другие города расположены до или после полярного круга. Местные этим очень гордятся.
Добраться туда можно по суше ж/д путем. Поезд Москва-Лабытнанги идет почти двое суток. Потом 22 км до Салехарда с переправой через речку. Самолетом быстрее, хотя и дороже, около 11 т.р. в одну сторону. Рейс один с Шарика в 12-20 туда и в 10-30 обратно. Разница по времени +2 часа. Аэроплан "Боинг-737".
На аэродроме Салехарда самолет плюхнулся в 17-15 по местному, уже было темно. Непосредственно до гостинцы добрался на маршрутке. Там рейсовый автобус и маршрутки под номером 1 ходят. Стоимость 15 рубликов, расстояние в один конец 8-10 км.
Город маленький, как Дмитров, не переходящий за канал. Приметно 2,5 на 5 км. Находясь в центре в небоскребе местной администрации, можно увидеть границы города. Народонаселения официально 40-46 тыс. человек. Плюс гастрарбайтеры.
Народ там спокойный и добрый, вечерами спокойно можно гулять в любом месте, не опасаясь нарваться на мордобой. Идешь, как по большой деревне. Свободно можно общаться и с простыми людьми, вроде обслуги гостиницы или продавщиц магазинов, и с местными власть предержащими и финансовыми воротилами.
ПДД соблюдается безукоризненно. Пешеходы ходят по знакам и светофорам, автовладельцы их сначала на пешеходных переходах пропускают, потом едут сами. Потом, по прилету в Москву, я первый момент был в шоке при попытке перейти Международное шоссе у Шарика.
Пробки, по их меркам, бывают утром, около 8-ми часов, в обеденное время и вечером, около 5-ти, когда люди на работу и с работы едут, да после снегопадов, если снег не успели убрать. Очень много личного транспорта. Восемь минут простоять, пока снег грузят, это уже пробка. Развернуться и объехать – ни-ни.
Из машин на дорогах много УАЗов и УАЗов-Трэкол, Нивы есть и Крузаки. Остальные отечественные недоприводы и ненашенские пузотерки. Экзотики мало и только у состоятельного люда. Много вахтовых летучек на базе Уралов. Мне понравилось кататься на УАЗовской буханке-Трэкол. Непередаваемые ощущения, когда машина с зимника сходит на ослепитальную целину и без проблем по полутораметровому снегу уходит в сопки.
Город мне понравился, однако жить там постоянно, на мой взгляд, тяжеловато.
По прилету в Москву удивился обилию гладколицых, розовощеких, мрачных людей. Контраст значительный по сравнению с доброжелательными, обожженными морозом, который оставляет преждевременные морщины на коже, лицами салехардцев.
Мост через речку Шайтанку по дорроге на аэродром.
Центр города
Гостница "Ямал", две звезды. Сугробы насыпало накануне во время легкого снегопада, их еще не успели убрать.
Стройка
КТП, страшный сон электрика. Несмотря на открыто лежащие кабели, их никто в цветмет не сдает. Некуда, некому, да и незачем.
Два УАЗа.
Обратите внимание, буханка на колхозных мостах. Зарегестрирована в Гостехнадзоре, как спецтехника.