TOS™ писал(а):tatitam писал(а):...что значит переучивать?... одна проверка - и все быстро уразумеют чего им стоит не знать закон.
Это называется не переучивать, а применять репрессивные меры. Можно и зайца научить курить, если бить долго и тщательно за ним присматривать.
.. а где логика?)... заяц изначально не предназначен для курения или чего-то ещё,не свойственного его организму...можете убить- не закурит. На что поспорим?)))
..люди, пришедшие работать в школу, знают куда шли и вполне способны понять, что их деят-ть- работа-обязанности-права-свободы в школе регулируются законами и (должны быть) подконтрольны обществу:
ст.33 Порядок создания и регламентация деят-ти образовательного учреждения.
п.19 аттестация обр.учреждения...бла-бла-бла...С привлечением общественности.
ст.38 Госконтроль за качеством образования
п.2 - Основаниями для рассмотрения высшим органом аттестационной службы вопроса о направлении рекламации являются:
применительно к образовательным учр-ям РЕШЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (законных представителей) обучающихся.
ст.15,п.7 Родителям (законным представителям) должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса.
и т.д.
...когда учителя и администрация моу не признаёт необходимости соблюдать законность или хотя бы перечитывать закон, то возникают судебные дела -прецедентов достаточно, можно в нэте насобирать на эту тему информацию.
TOS™ писал(а):
Это не нытьё, это реалии жизни.
При повышении з/п шансы найти тех, кто любит свою профессию, возрастают, уровень з/п определяет конкуренцию на рынке труда.
Очень многие действительно талантливые учителя, будучи талантливыми не только в этом качестве, не работают по профессии исключительно по причине нежелания жить на нищенскую з/п.
Из тех, кто работает, многим работа в школе не нравится, они ходят туда на заработки, потому, что кушать что-то нужно, потому, что привычка - страшная сила, они привыкли получать деньги именно таким путём. Однако, при этом с насиженного места уходить не каждый готов психологически, да и не каждому есть куда, а в отсутствии конкуренции ты их из школы насильно не выдавишь - замены нет.
Кстати, аналогичная ситуация и с врачами, многие из которых больных в душе ненавидят, однако продолжают зарабатывать деньги привычным для них способом. И ты их не уволишь, ибо работать будет некому вообще, дефицит кадров страшнейший.
...вы знаете,Антон... никто не говорит о любви. Мне не нужна любовь врача, меня вполне устраивает, если он нормально выполняет свои обязанности и профпригоден.
....относительно школы тоже самое.
Чадо приходит добывать энное количество знаний-умений-навыков и контроль & консультацию успешности-неуспешности его личного образоват.процесса. Всё. Вступать в межличностные отношения никто никого не обязывает, речь не об этом, а о том, что вы несколько путаете ,на мой взгляд, "доброжелательную атмосферу, уважение человеческого достоинства " и т.д.- что там в законе ещё прописано, с понятиями дружба, любовь,бессребреничество...)..
в законе прописаны не какие-то невозможно-высокие планки поведения взрослого человека,работающего в школе, прописаны-то правила элементарной культуры. А дети уже сами определят ху из ху и выберут ,кто из взрослых им ближе и в чьём общении у них нужда..
то, что в школе терпят недостойную зарплату люди, не желающие повышать свой личностный рост, не владеющие навыками решения конфликтных ситуаций, а подчас,просто не являющиеся примером для подражания в манере общения и т.д. совсем не значит, что дети и родители , и общество разведёт руками : ну вот так вот...ну что ж поделаешь.
.. с ними надо работать, это же не хлам -выбросил ,заменил,как лампочку...
есть вот любопытная работа на эту тему -
"Психологические аспекты профессиональной компетентности современного учителя"
из опыта работы ГМО педагогов – психологов г. Новодвинска
Компетенция, профессионализм, мастерство, успешность в профессии – эти и многие другие понятия, касающиеся деятельности педагога широко исследуются в современной науке. Выделяется много параметров, определяющих компетентность специалиста, работающего в школе. Это – и умение учителя решать профессиональные проблемы, связанные с преподаванием определенного предмета, и организация эффективного взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса, и организация своего дальнейшего профессионального развития. В данной статье мы хотим познакомить наших коллег с опытом работы ГМО педагогов – психологов г. Новодвинска, связанным с заявленной проблемой.
Не секрет, что любая работа начинается с выделения параметров, по которым можно отследить развитие того или иного качества. Теоретической основой нашей работы послужила акмеологическая концепция развития профессионала (А.А. Дергач, В.В. Зазыкин, Е.Н. Богданов, и др.), которой выделяют несколько подсистем профессионализма деятельности и личности.
Коротко охарактеризуем эти подсистемы:
1.Подсистема профессионализма деятельности характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений, и навыков на уровне профессионального мастерства, а также акмеологических инвариантов профессионализма, выступающих в качестве специальных базисных умений (умение осуществлять надежный и точный прогноз, принимать ответственные решения, осуществлять самоконтроль и саморегуляцию, том числе и в экстремальных ситуациях).
2.Подсистема профессионализма личности содержит требования к уровню развития различных характеристик и свойств субъекта труда, которые во многом определяют высокую эффективность профессиональной деятельности (развитие способностей, развитие профессионально важных качеств, творческого потенциала).
3.Подсистема нормативной деятельности и поведения – высокие эталоны качества профессиональной деятельности и отношений. Данные нормы выступают еще и как нравственный регулятор поведения и отношений, т.е. нравственные или моральные нормы профессионала являются как бы личностной проекцией норм профессионально-групповых и социальных.
4.Подсистема формирования продуктивной Я-концепции. Личностно-профессиональное развитие до уровня профессионала возможно при наличии продуктивной Я-концепции, т. е. устойчивой осознанной и переживаемой как неповторимая система представлений субъекта о самом себе, на основе чего он строит свои отношения и взаимодействия. Адекватные представления позволяют сформировать реалистичные личностно-профессиональные стандарты, программы развития и саморазвития, выстроить гармоничную и продуктивную систему профессиональных взаимодействий и отношений.
Более подробно хотелось бы остановиться на психологической компетентности, т.к. именно ей принадлежит особая роль в структуре профессиональной компетентности профессий относящихся к классу «человек-человек», «человек – группа или коллектив», «человек – большие социальные группы» (по классификации Е.А. Климова).
Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия.
Н.В. Кузьмина выделяет в психологической компетентности нескольких взаимосвязанных подсистем:
1.социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);
2.социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);
3.аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);
4.коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения);
5.психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).
Таким образом, мы выделили несколько исследуемых параметров: коммуникативные и организаторские способности, стратегия поведения в конфликтной ситуации, готовность к саморазвитию. Нами были использованы следующие методики: КОС, тест К.Томаса, самотест «Готовность к саморазвитию».
В исследовании приняли участие педагоги школ №1,2,3,6,7,8 и гимназии города Новодвинск, всего 223(227) человек.
Результаты исследования.
1.КОС (223чел.)
низкий
ниже сред.
средний
выше среднего
высокий
Коммуникативные способности
Организаторские способности
У 45% опрошенных обнаружен низкий и ниже среднего уровни развития коммуникативных и организаторских способностей. Данная категория учителей предпочитают ограниченный круг общения, испытывают трудности в установлении контактов с коллегами, учащимися и их родителями; выступая перед аудиторией; не отстаивают свое мнение; тяжело переживают обиды; проявление инициативы в педагогической и общественной деятельности крайне занижено; во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Чуть более 20% педагогов коммуникативные и организаторские способности находятся на среднем уровне. Эти педагоги стремятся к общению, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Лишь третья часть учителей обладает высоким и очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, инициативны, предпочитают как в педагогической деятельности, так и в любой создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельное решение. Отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Становятся организаторами различных мероприятий, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые бы удовлетворили их потребности в коммуникации и организаторской деятельности.
2.тест К.Томаса (223чел.)
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление
Большинство педагогов, старается избежать конфликтов, зачастую ценой потери собственных интересов. Педагогу важнее сохранить дружеские отношения с человеком, чем добиться решения вопроса в свою пользу. Хорошие отношения позволит сохранить и компромисс, но данный стиль разрешения конфликтов носит временный характер, т.к. не все педагоги готовы изменить свою первоначальную цель. Стиль приспособления бывает эффективен в некоторых конфликтных ситуациях, например в общении с администрацией, с теми, кто наделен властью. Однако, как постоянная модель поведения деструктивен, т.к. приводит нарастанию внутреннего дискомфорта. Только 21% учителей всегда и везде старается найти общие точки соприкосновения и организовать равноправное сотрудничество.
Соперничество в конфликте обнаружено у 4% педагогов. Эта категория учителей предпочитает силовые стратегии: нажать, подавить, заставить партнера уступить своим требованиям, что является неэффективным способом поведения.
3. самотест «Готовность к саморазвитию» (223чел.)
А – могу совершенствоваться, но не хочу знать себя – 13%
Б – хочу знать себя и могу совершенствоваться – 67%
В – не хочу знать и не могу изменяться – 10%
Г – хочу знать себя, но не могу себя изменить – 10%
Анализ результатов КОС и теста К.Томаса показал, что слабыми местами в развитии психологической компетентности педагогов являются низкие коммуникативные и организаторские способности, несформированность адекватных способов реагирования в конфликтах. Анализ самотеста «Готовность к саморазвитию» позволяет сделать выводы, что большая часть педагогов хотят знать себя и готовы совершенствоваться; 13% учителей могут совершенствоваться, но не хотят знать себя,; 10 % уверены с тем, что изменить себя не смогут; все устраивает и ничего менять в своей жизни не будут тоже 10% исследуемых, т.е. у этих категорий испытуемых не достаточно развита аутопсихологическая подсистема психологической компетентности.
В ходе анализа полученных данных мы пришли к следующим выводам:
1.Для части педагогов нашего города характерна неуверенность в педагогической коммуникации, не умение организовать на достаточном уровне свою педагогическую деятельность, что является препятствием для роста профессионального мастерства, как самого педагога, так и педагогического коллектива образовательного учреждения в целом.
2.Педагоги не всегда правильно выбирают стратегию поведения в конфликтной ситуации, не используют весь спектр существующих моделей выхода из кризисной ситуации.
3.Желание учителей сохранить хорошие отношения с окружающими часто приводят к тому, что они пренебрегают собственными интересами ради других, что приводит к раннему профессиональному выгоранию и педагогической деструкции личности.
4.Для исследуемой категории характерно желание знать о своих проблемах, обсуждать их, принимать помощь от коллег и узких специалистов.
5.В большинстве педагоги готовы, к самосовершенствованию, повышению своей психологической компетентности.
6.Необходимо создать модель работы педагогов-психологов с учителями, направленную на формирование и развитие психологической компетентности педагогов.
Полученные результаты могут быть использованы в работе школьными психологами, методическими советами школ при планировании работы с коллективом по методической теме учреждения.
Прикладным аспектом данного исследования может выступить следующая структура развития психологической компетентности учителя в современной школе.
Структура развитие психологической компетентности учителя:
Индивидуальная работа:
-помощь в решение проблемных педагогических ситуаций;
- помощь в самопознании, саморазвитии, самореализации.
Групповая работа:
1. Социально-психологический тренинг
- Формирование и развитие навыков эффективного педагогического общения;
- Формирование и развитие навыков конструктивного решения педагогических и межличностных конфликтов.
2. Тренинг личностного роста
- Постановка целей личностного и профессионального развития;
- Поиск и нахождение ресурсов необходимых для реализации целей и профилактики профессионального выгорания.
Литература:
1.Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998.
2.Дергач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: МПСИ, 2004
3.Демьянкова М.В., Ложкина Л.И. Профессиональная компетентность современного учителя как психологическая проблема// «Северная Двина» №3, 2007.
4.Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: МПСИ, 2003.
5.Прикладная социальная психология./ Под. ред. А.Н. Сухова и А.А. Дергач – М.:НПО "МОДЭК", 1998.
6.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности – М.:МПСИ, 1998.
Авторы:
Демьянкова Мария Викторовна
педагог-психолог высшей категории,
МОУ "СОШ № 6" г. Новодвинска,
руководитель ГМО педагогов-психологов г. Новодвинска
Ложкина Лада Ивановна
кандидат психологических наук,
педагог-психолог высшей категории,
МОУ "Новодвинская гимназия",
ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК
За хорошего учителя -мало его найти,выбрать- надо бороться. Это тоже в наших силах.
TOS™ писал(а):PS: Tatitam, вы много рассуждали в своё время о психологии, как науке, однако поведение и мотивацию взрослых людей вы, на мой взгляд, совершенно не понимаете.
.. рада, что вы так хорошо разбираетесь в психологии, фактически раскрываете нам глаза. : )