Уважаемая Ксантипа, уважаемый Полковник, уважаемая Rue (Ольга, конечно))))
«Вино» и «Любовь» как раз ни как не противопоставляют Хайяма суфийской идее, поскольку сами эти метафоры привнесены в персидскую поэзию именно суфиями.
Сравните у Руми:
«Виноградины моего тела станут вином, только после того, как Винодел станет давить меня Своими ногами.
Я отдам свой дух, как виноград, под Его давлением, чтобы глубочайшее мое сознание могло веселиться от радости.» («Диван-и-Шамс-Табризи», стих 17584)
«О враг моего разума! О лекарство от моего невежества! Я – чан, а Ты – вино, бродящее в нем.
------------
О устраивающий засаду безсамости, о Казначей дервишей! О Господь, как счастливы факиры, когда Ты в их объятиях!
В день, когда я трезв, я полон пьяной скандальности, но когда я пьян – какой покой и тишина» ( Там же, стих2602)
«Любовное вероучение отличается от всех религий: вероисповедание и вероучение влюбленных – Бог» («Маснави», том 2, стих 1770)
«Моя религия – жизнь Любовью, жить этим духом и телом – мой позор» (Там же, том 6, стих 4059)
Противоречие кроется в самих стихах Хайяма.
Мало того, что придерживаясь проэллинских позиций, Хайям несомненно нарушал шариат, обязательный вобщем-то для суфизма. Он, походу смеялся и над «тарикатом» - путем к совершеству:
«Задумав магом стать, я в харабат спешил,
И пояс уж на мне зороастрийский был…
Отколотил меня служитель харабата,
Пожитки выкинул и харабат помыл.» (Стих235)
Кроме того весьма сомнительны его положения по отношению к «хакикату», или собственно постигаемой Истине:
«Живым и мертвецам, всем досаждаешь Ты,
На мирозданье хлам нагромождаешь Ты,
Порочен я, Твой раб, так принуждаешь – Ты.
На людях нет вины. Грех порождаешь – Ты.»
Вобщем-то есть мнение, что Хайям не был ни суфием, не просто очень правоверным мусульманином. Вернее , когда исследователи (на основании всего множества источников) пытаются очистить его рубаи и выстроить их в хронологию, то прослеживается стремительный дрейф его представлений, через полосу жуткого пессимизма, к атеизму и агностики. Он отверг гипотезу универсальной управляющей трансцендентной Идеи, а в месте с ней и строгой предначертанности цепи событий.
Вобщем-то у этого деятеля несостоявшегося исламского «Возрождения» 12 века была довольно сложная система взглядов, которую в двух словах не описать:
«Каким ты видишь мир, таким и создавай,
Живым движение над смертью восставай.
Сказал ты: «Самому б пошевелить рукою…»
Нет, не посмеешь ты; а смеешь так давай»
Меня забавляет другое: недурен Имам из Нишапура, восставший не только против официального Ислама и соответственно государства, но и против его мистического «подразделения»,т.е. собственно универсальной трансцендентной Идеи, к тому же проэллинский эстет. В Ерашалаиме и за меньшее Варавана поменяли на Ганоцри))
А вот само существование универсальной трансцендентной Идеи – и есть. На мой взгляд, главный универсальный Детектив)))

И скачют лягушки за мной по пятамм...