Blind Sniper писал(а):TOS™ писал(а):Почему во всех странах стараются представить их Историю и даже их кровавых лидров с лучшей стороны?
Про Германию что скажете? Там, между прочим, нехилые усилия прикладываются и немалые средства тратятся для того, чтобы молодые немцы, не дай Бог, не забыли, о том, что творили их деды и прадеды в середине двадцатого века.
С Германией - хороший вопрос. Да, там действительно тратят серьёзные усилия на то, чтобы "не забыли".
Для этого есть внутренние и внешние причины. Внутренние - немцы проиграли войну, которая принесла их народу неисчислимые страдания. Внешние - за Германией в мире до сих пор присматривают и расслабиться не дают, надо регулярно держать "отчёт", в частности, перед евреями.
При этом, вся эта память делалась и делается весьма тонко с психологической точки зрения, чтобы максимально не ставить произошедшее в вину немецкой нации, но только отдельным лидерам.
О том, что там не всё так благополучно, как Вам кажется, речь ниже:
Характерно, что в преподавании Истории Германии можно выделить несколько фаз. Например, Фальк Пингель из института экспертизы учебной литературы Георга-Эккерта, различает следующие фазы в освещении тематики национал-социализма и войны в школьных учебниках:
- В первую (послевоенную) фазу, которая охватывает время от оккупации до образования ФРГ, на первый план выносились проблемы, имеющие отношение к уничтожению евреев в период второй мировой войны. Не менее остро на повестке дня стояли и вопросы об ответственности политиков в развязывании войны. Что касается образовательной сферы, то в послевоенный период наблюдается определенный отход от классической модели преподавания военной истории. Перед педагогами встала практическая задача: на примере случившегося привить подрастающему поколению отвращение к войне и воспитать будущих граждан в духе мира, демократии, национальной терпимости и взаимоуважения.
- Во второй фазе (от образования ФРГ до 60-х гг.) война практически вообще выпала из школьного плана. Фактически «преподавание истории заканчивалось первой мировой войной или, в лучшем случае, Веймарской республики. Надо сказать,
что учителя истории (а это были преимущественно мужчины), за редким исключением, сами принимали непосредственное участие в войне и только в редких случаях абсолютно отрицательно относились к Третьему Рейху. (…) Преподаватели – причем не только на уроках истории – охотно делились с учениками воспоминаниями о войне (…). Они могли рассказывать о прошлом в нейтральных тонах, а могли выставлять себя жертвами системы, которая отправила их на бойню. Это представление о немецких солдатах как жертвах тоталитарной государственной машины до сегодняшнего дня пронизывает учебники истории и особенно ярко проявляется в описании битвы под Сталинградом. - Появление неонацистских организаций и антисемитских настроений в период третьей фазы (60-70 гг.) стали причиной того, что проблемы, касающиеся деятельности национал-социалистов и военных преступлений стали интенсивно обсуждаться на уроках истории. Конечно, не следует переоценивать министерские приказы и спускаемые сверху учебные планы, поскольку министерские директивы совсем не обязательно оказывались реализованными в ходе учебного процесса. Однако мы все же можем констатировать, что центр тяжести в преподавании истории смещается в это время на изучение причин и характера второй мировой войны. Об этом, в частности, свидетельствует решение конференции, проведенной министерством культуры 20 апреля 1978 года на тему «Проблема преподавания истории национал-социализма в школе», которое обязывает учителей «давать подрастающему поколению обширные знания, особенно по истории нашего недавнего прошлого».
...................
- Так или иначе, но только в пятой фазе (80-е гг.) объективное рассмотрение национал-социализма стало неотъемлемой частью учебного процесса. Только в это время стали открыто говорить о военных преступлениях, страданиях безвинно погибших людей и т.д. Результаты этого обнаружились уже очень скоро. Молодежь 90-х гг. в гораздо большей степени, чем предыдущее поколение школьников связывают национал-социализм с войной и террором. Они ассоциируют с национал-социализмом такие понятия как «война и бессмысленное уничтожение», в то время как в 50-е и 60-е годы среди немцев, пытавшихся найти оправдание своему сотрудничеству с системой, с национал-социализмом были связаны такие стереотипы как «работа для всех» или «уверенность и порядок».
Профессор Ганс Генрих Нольте в своем сравнительном анализе преподавания «Плана Барбароссы», который он проводил на основе анализа содержания учебников в 80-е годы, делает следующий вывод: В немецких учебниках обращает на себя внимание сужение проблемы национал-социализма и второй мировой войны. Последняя сведена почти исключительно к плану Барбароссы. О том, что эта война стала подлинной катастрофой для соседних государств и особенно для Советского Союза практически не говорится. Это, впрочем, не относится к школьным учебникам в ГДР, в которых «План Барбароссы» назван войной на уничтожение, развязанной немецким вермахтом».
Исследователь Вигберт Бенц:
В своем исследовании «экспертиза школьных учебников», которое базируется на моей более ранней работе 1986 года, я показал, как постепенно в 70-е годы в учебной литературе ФРГ усиливается отношение к восточной кампании как к завоевательной войне, направленной на тотальное уничтожение врага. Эта тенденция продолжилась и в 90-е годы. Это, в частности, было продемонстрировано в 1999 году на выставке, организованной институтом экспертизы учебной литературы Георга Эккерта под названием «Вторая мировая война в немецких школьных учебниках с 50-х годов по настоящее время. Завоевательная война против Советского Союза». Во всех учебниках затрагивались политические, экономические и, в первую очередь, расовые и идеологические мотивы, имевшие непосредственное отношение к характеру и ходу второй мировой войны.
С другой стороны, многие негативные стороны войны, связанные с уничтожением целых народов, занимали в учебниках буквально несколько абзацев, а о роле вермахта и деятельности бригад-СС практически ничего не говорилось. Такое сужение проблематики не может не обращать на себя внимания. Об этом критически писал в 1984 году Ганс-Генрих Нольт, который, по его мнению, понял, в чем состоит основное препятствие в освещении второй мировой войны как войны на уничтожение. «
В конечном итоге, - писал Нольт, - в немецких школьных учебниках национал-социализм представлен скорее как некий рок для немецкого народа, чем как катастрофа для соседних государств».
...........Так, например,
практически во всех учебниках господствуют представления о немецких солдатах как о героях или жертвах, но о них никогда не говорят как о преступниках. Этот же взгляд отражен во многих научно-популярных работах о войне, вред которых часто недооценивают. К ним, например, относится книга «План Барбаросса», написанная бывшим оберштурмбанфюрером и пресс-секретарем министра иностранных дел Риббентропа Карлом Шмидтом, который опубликовал свой труд под псевдонимом Пауль Карел. Эта книга, которая стала подлинным бестселлером и выдержала несколько переизданий, дает очень облагороженный образ вермахта. «План Барбаросса» наложил отпечаток и на отношение ко второй мировой войне. Согласно Карелу, это была честная, порядочная, даже дружелюбная война. Война, в которой немцы проявили себя настоящими героями, не совершившими ни единого военного преступления. В другой не менее популярной работе Сталинградской битве, изданной в 1992 году, Карел повторяет нацистский миф о честной и оправданной борьбе («Они умерли, чтобы жила Германия»), и дает новый импульс ложному утверждению о том, что после Сталинграда исход войны был еще неясен. Причем последнему утверждению Карел придает статус едва ли не новейшего научного открытия. Автор выступает в своей книге как последовательный пропагандист, говоря о том, что война была попросту навязана Германии.
При этом он ни разу не упоминает о военных преступлениях. А теперь мое личное замечание:
ко мне на урок приходили школьники, прочитавшие книги Карела. Их просто распирала гордость за военную историю своей страны.
=================
Обрати внимание - книги Карела в Германии издаются и являются бестселлерами!
И здесь у интеллектуальной элиты просто нет выбора - если они окончательно повесят ярлык на немецкую нацию, она просто исчезнет. Т.е. какими бы ни были праведными процессы покаяния, всему в Природе отведено определённое время, нельзя каяться бесконечно - пролонгация покаяния на поколения вперёд неизбежно приводит к депрессии нации и деградации этих поколений.
Что же касается простых немецких масс.... здесь вообще можно сделать вывод о том, что у немцев к Гитлеру претензия одна: он проиграл войну.