Пояснительная записка.
1. Обоснование необходимости принятия
По информации из официальных источников, ситуация в зоне военного конфликта, особенно за последний месяц, отметилась значительным ухудшением. Отдельные военные формирования оказались блокированными и понесли значительные потери. Неоднократные попытки украинских военных разблокировать окруженные части оказались неудачными. Большое количество погибших, пребывание в окружении, фактически без оружия, горюче-смазочных материалов, продовольствия, медикаментов, при отсутствии оперативного реагирования командования - все это негативно повлияло на психологический и боевой дух военнослужащих. Многим из них пришлось самостоятельно выходить из окружения. Впрочем, компетентными органами это было воспринято, как «самовольное оставление места службы или дезертирство». По информации средств массовой информации, по состоянию на начало сентября военная прокуратура расследует больше тысячи уголовных дел за совершение в ходе проведения антитеррористической операции деяний, которые имеют признаки военных преступлений. Это преследования по статьям 402 (неповиновение), 407 (самовольное оставление военной части или места службы), 408 (дезертирство) Уголовного кодекса Украины. Открытие уголовных дел по указанным статьям вызывает немало сомнений, ведь подавляющее большинство таких деяний были вызваны крайней необходимостью, а отдельные действия военнослужащих вообще не содержат в себе состав преступления. В частности, известны случаи, когда действия участников антитеррористической операции не предусматривали в себе умысел, как неотъемлемой составляющей преступления - военнослужащие оставили места службы по приказу их командования. При этом следует признать факт, что правоохранительные органы при расследовании уголовных дел не всегда придерживаются основных положений уголовного законодательства. Следовательно, есть реальная опасность объявить преступниками и осудить лица, которые защищают наше государство, без достаточных оснований. К тому же, решая вопрос об ответственности военнослужащих за указанные деяния, следует иметь в виду, что значительная часть участников антитеррористической операции является добровольцами, то есть представителями гражданского населения, которые не имеют военного опыта, но с героизмом, достойного уважения, защищают суверенитет и территориальную целостность нашей страны. Поэтому в настоящий момент, в условиях резкого ухудшения положения в зоне АТО и крайнего обострения ситуации в стране, политика применения жестких санкций относительно таких лиц является крайне неосмотрительной, поскольку может привести к последующему социальному напряжению и непредсказуемым последствиям. Следовательно, должен быть принят Закон, который будет воплощением принципов гуманизма,соразмерности деяния и наказания, признания конституционных прав военнослужащего, гражданина, человека. Это должен быть закон, который освободит от уголовной ответственности и наказания лиц, которые, выполняя свой почетный долг перед Родиной, совершили деяния,формально попадающие под действие положений уголовного кодекса, но фактически не считаются преступлениями.
2. Цель принятия нормативно правового акта.
Целью принятия Закона является засвидетельствование факта надлежащего отношения Украинского государства к защитникам, фактическое воплощение принципов гуманизма, презумпции невиновности, нераздельности конституционных прав и свобод человека и гражданина. Смыслом Закона является освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц, которые с начала проведения АТО и до 10 сентября 2014 года включительно совершили деяния, которые содержат в себе признаки отдельных военных преступлений.
3. Общая характеристика и основные положения нормативно -правового акта
Законопроектом предлагается освободить от уголовной ответственности военнослужащих и других приравненных к ним лиц за совершение деяний, которые содержат в себе признаки преступлений, предусмотренных статьями 402 (неповиновение), 407 (самовольное оставление военной части или места службы), 408 (дезертирство) Уголовного кодекса Украины. Проект Закона состоит из преамбулы и четырех статей. В первой статье устанавливается перечень лиц, на которых распространяется действие данного Закона. Вторая статья регламентирует промежуток времени (с момента начала АТО до 10 сентября 2014 года включительно), на протяжении которого были совершенные деяния, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьей 1 проекта Закона, для применения положений, которые освобождают лица от уголовной ответственности и наказания за их совершение. Третья статья определяет особенности применения данного Закона в зависимости от стадии, на которой находится процедура привлечения к ответственности и назначения наказания относительно лиц, на которых распространяется действие Закона. В четвертой статье установлено, что Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
4. Финансово-экономическое обоснование
Реализация положений законопроекта не будет нуждаться в дополнительных расходах из Государственного бюджета.
5. Состояние нормативно правовой базы в данной сфере правового регулирования
Нормативно - правовыми актами правового регулирования в данной сфере является Уголовный кодекс Украины и Уголовно- процессуальный кодекс Украины. Принятие Закона не вызовет внесение дополнительных изменений в другие законодательные акты Украины.
6. Прогноз социально-экономических и других последствий принятия Закона
Принятие указанного законопроекта будет способствовать снижению социальной напряжения в обществе, закреплению принципов гуманизма и уважения к конституционным правам человека и гражданина, позволит военнослужащим и другим лицам продолжать нести почетную обязанность относительно защиты Родины.
народный депутат Украины Кальцев С.Ф.