TOS™ писал(а):Это не подтверждает национальную унификацию, в СССР (и в первую очередь с подачи Ленина) существовало национальное неравенство, благодаря которому мелкие культуры оказались в привилегированном положении и откармливались за счёт обнищания русского народа.
Что значит "мелкая культура"? Вы их размер в чём измеряете? В метрах, килограммах, килокалориях? Культура сорокапятимиллионного народа (украинцы) "мелкая"? В современной России проживает без малого три миллиона украинцев (третий по численности народ в РФ). А сколько в нашей стране школ на украинском языке? Сколько их было в РСФСР, например в 1980-ые гг.? А вы говорите о каком-то "привилегированном положении"... В 1959 г. в СССР проживало почти 2,3 млн. евреев. Сколько существовало в этот период школ на еврейских языках? Подсказать?! "Обнищание русского народа" оказывается было вызвано развитием письменности малых народов? А я думал, что появление письменности у бесписьменных до того момента культур стало значительным достижением советских лингвистов, шагом в развитии науки, путём к приобщению представителей малых народов к достижениям мировой и, в первую очередь, той самой русской культуры, которую Вы так яростно защищаете. Те же функции выполняли и школы на национальных языках. Это был зачастую единственный способ дать нерусским детям хотя бы элементарное образование, научить их (внимание!) русскому языку...
TOS™ писал(а):Ленин русский народ ненавидел и стремился всячески ослабить его влияние - достаточно ознакомиться с его высказываниями, изобилующими определениями вроде "моря шовинистической великорусской швали", "угнетающая нация... великая только своими насилиями, великая только так, как велик держиморда" и т.п.
Ленин призывал не только "соблюдать формальное равенство наций", но и осуществить такое неравенство, "которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактической" (т. 45, с. 457-460).
Для начала интересно на т. 45 какого издания Вы ссылаетесь? В "каноническом" пятом издании ПСС В.И. Ленина на 457 - 460 страницах т. 45 - "Дневник дежурных секретарей В.И. Ленина". А вот статья "К вопросу о национальностях или об "автономизации" цитаты из которой Вы приводите расположена на страницах 356 - 362. Вы даже не посмотрели в источник, скопировав расхожую ошибочную ссылку. Очевидно, что данная статья, записанная со слов больного Владимира Ильича 31 декабря 1922 г. (на следующий день, после утверждения Всесоюзным съездом советов Договора об образовании СССР), носила откровенно конъюнктурный характер и была направлена против уже упомянутого мной "плана автономизации" И.В. Сталина, противниками которого выступили в первую очередь руководители ССР Грузии, и напрямую против Иосифа Виссарионовича (её первая публикация в журнале "Коммунист" в 1956 г. "в догонку" XX съезду КПСС имела такую же цель). Вы почитайте саму статью, а не неумело слепленный набор цитат: "Я думаю, что для большевиков, для коммунистов разъяснять это дальше и подробно не приходится. И я думаю, что в данном случае, по отношению к грузинской нации, мы имеем типичный пример того, где сугубая осторожность, предупредительность и уступчивость требуются с нашей стороны поистине пролетарским отношением к делу. Тот грузин, который пренебрежительно относится к этой стороне дела, пренебрежительно швыряется обвинением в "социал-национализме" (тогда как он сам является настоящим и истинным не только "социал-националом", но и грубым великорусским держимордой), тот грузин, в сущности, нарушает интересы пролетарской классовой солидарности, потому что ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость, и ни к чему так не чутки "обиженные" националы, как к чувству равенства и к нарушению этого равенства, хотя бы даже по небрежности, хотя бы даже в виде шутки, к нарушению этого равенства своими товарищами пролетариями". Понятно, что "тот грузин" (извините за "разжевывание"), которого В.И. Ленин назвал "грубым великорусским держимордой" был не кто иной, как И.В. Сталин... Так что тезис о Сталине, как великорусском патриоте, подкрепляемый обычно цитатами из тоста "За русский народ!" находит подтверждение в произведениях В.И. Ленина. И вот этот "великорусский держиморда" определял национальную политику СССР три десятилетия!
А про Владимира Ильича не устаю цитировать Николая Бердяева (специально сейчас покопался на полках и нашёл то самое репринтное издание "Истоков..." 1990 г.): "Ленин был типически русский человек... В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа... По некоторым чертам своим он напоминает тот же русский тип, который нашёл себе гениальное выражение в Л. Толстом... Ленин сделан из одного куска, он монолитен... В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собравших и строивших русское государство. Он соединил в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа" (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 94 - 95).
TOS™ писал(а):Да, в России многие считали себя советскими, и я в том числе. Потому, что русских у нас из головы преднамеренно стёрли. В отличие от мелконациональных, которые, разгулявшись на государственных субсидиях, всегда и везде старались присунуть свои национальные отличия.
Что-то мне это напоминает? "Россия-матушка кормит национальные республики отсюда и все беды!" В ответ на это из Киева, Баку, Риги...: "Центр нас ущемляет, обирает, подавляет... А будем самостоятельными - заживём!" Это же дешёвый популизм рвавшихся к власти в РСФСР и союзных республиках в конце 1980-ых - начале 1990-ых "национальных лидеров" нового разлива. Договорились... 25 декабря 1991 г. в флаг моей великой Родины был спущен с флагштока над Кремлём... Хорошо зажили?! Нет... Вновь Россия кормит, вновь центр ущемляет... TOS, Вы не улавливаете очевидных созвучий Ваших мыслей с идеями Широпаева? Вы даже цитаты из Ленина выдёргиваете аналогичные...
"Русских из головы стёрли" не больше чем "стёрли из головы" украинцев, белорусов, евреев и других "мелконациональных" (какой жуткий термин!). А как "постирали из голов" представителей различных финно-угорских народов, населяющих нашу страну...
TOS™ писал(а):Ещё одна проблема большевиков мне видится в их ужасающей прямолинейности, негибкости и в некотором роде даже тупости, что отражалось на проводимой ими политики. "Заводы - рабочим", "землю - крестьянам", а далее ввяжемся в драку и посмотрим, чё делать.
По большому счёту большевики - те же широпаевцы, только в профиль и дорвавшиеся до власти. Я далёк от мысли, что они что-либо делали из людоедских побуждений - все репрессии шли именно от недостатка образованности, когда собственные ошибки и недальновидную политику им приходилось компенсировать насилием и репрессиями.
Упрощённое и эмоциональное понимание. В контексте нашей дискуссии нужно было добавить "права - народам". Во многих действиях большевиков в первые после прихода к власти годы безусловно присутствовал волюнтаризм и популизм (но никак не "тупость")... Но чем призрачней становилась "мировая революция", тем больше в коммунизме становилось начал государственных и русских. Бердяев говорил в этой связи о "национализации русского коммунизма" (Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 118). Последним "интернационалистом" в среде русских коммунистов Бердяев считал Троцкого (Там же). Кто и как с ним покончил мы все прекрасно знаем...: "...он был извергнут, оказался ненужным, не соответствующий конструктивному национальному периоду коммунистической революции. В советской России сейчас (первое издание "Истоков..." вышло в свет в 1937 г. -
прим. Dubon) говорят о социалистическом отечестве и его хотят защищать, во имя его готовы жертвовать жизнью. Но социалистическое отечество есть всё та же Россия и в России может быть впервые возник народный патриотизм. Этот патриотизм есть факт положительный, но национализм может принять и отрицательные формы. Опасность со стороны Японии и Германии укрепляет русский патриотизм. Поражение советской России было бы и поражением коммунизма, поражением мировой идеи, которую возвещает русский народ" (Там же. С. 118 - 119).
С "левацкими заскоками", которые Вы склонны отождествлять с коммунизмом вообще Ленин активно боролся. Опять же показательна мысль Бердяева: "В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду, к дисциплине, к ответственности, к знанию и к учению, и положительному строительству, а не к одному разрушению, он громит революционное фразёрство, обличает анархические наклонности, он совершает настоящие заклинания над бездной. И он остановил хаотический распад России..." (Там же. С. 95).
TOS™ писал(а):По возможности не нужно никогда ничего делать "жёстким курсом" - работать надобно так, чтобы эта работа на первый взгляд была как будто не видна, но совершалась постепенно, капля за каплей
На мой взгляд, именно это и происходило в СССР. Эмоции, личные ощущения - это одно, но объективности ради обратитесь к источнику, к результатам всесоюзных переписей населения. Посмотрите показатели по владению языками... Там "капля за каплей" языковую ситуацию у некоторых народов так "преобразили"... Ассимиляция была объективным процессом, иногда чуть ускоряемым властью, иногда чуть замедляемым, но неизбежным...
TOS™ писал(а):Ассимиляцию нужно было проводить незаметно. Для начала - не нужно было преподавать в школах национальные языки. Что главное - не нужно это было ни стране, ни подавляющему большинству населения рэспублик. Для большинства людей в условиях улучшающейся жизни национальная культура становится чрезвычайно малозначима, ибо её главная роль заключалась в сплочении населения в борьбе за выживание, что в лучшем виде замещалось русской культурой.
Весь прочий культурный выхлоп, никак не улучшающий быт, для широких масс вторичен.
Таким образом, в ассимиляции нужно было идти либеральным путём, без всякого насилия - сделать по всему СССР единую образовательную программу, не предусматривающую изучение национальных культур. Строить дикарям школы, институты, театры и прочее - русские преподаватели, русские врачи, русские учёные и т.д. Обеспечить массовое обучение населения русскому языку. И, главное - ничего не запрещать. Хотят отправлять религиозные нужды - пусть отправляют, хотят балакать по своему - пусть будет. В этом и должно заключаться уважение к народам, принимаемым в новую братскую семью на равных правах.
Уверен, при правильной политике через 50-100 лет национальные культуры выветрились бы из сознания людей сами, за своей полной невостребованностью.
В 1931 г. с принятием ЦК ВКП(б) постановления "О начальной и средней школе" система образования в СССР унифицировалась и национальные школы становились лишь советскими школами на национальных языках, единственным отличием в программах которых оставалось изучение языка и национальной литературы в крайне ограниченном объёме (только произведения "идеологически верных" авторов, национальные только по форме - языку). Думаю излишне говорить, что "массовое обучение населения русскому языку" было обеспечено. В конце 1937 - начале 1938 гг. начинается компания по закрытию национальных учебных заведений. Многие народы СССР навсегда теряют систему образования на национальных языках (евреи, например). В современной России образование на национальных языках - капля в море. Знаете сколько из более чем 180 народов России имеют школы на родном языке? Всего 33... Из них 17 - только начальные.
Вы говорите "русские преподаватели, русские врачи, русские учёные"... А украинцам (евреям, армянам...) путь в образование, науку, медицину закрыт?! Ах, да... Они же для Вас "дикари"! Школа на национальном языке открывала ребятам из украинских сёл и еврейских местечек путь в новую жизнь... Повторюсь, учебные заведения на языках народов СССР имели важнейшее значение для развития всей страны. Вот, что об этом думал И.В. Сталин: "Обратите внимание хотя бы на следующее элементарное дело. Все мы говорим о необходимости культурной революции в нашей стране. Если относиться к этому делу серьезно, а не болтать попусту языком, необходимо сделать в этом направлении хотя бы первый шаг: сделать прежде всего начальное образование обязательным для всех граждан страны, без различия национальности, а потом и – среднее образование. Ясно, что без этого невозможно никакое культурное развитие нашей страны, не говоря уже о так называемой культурной революции. Более того: без этого у нас не будет ни настоящего подъема промышленности и сельского хозяйства, ни надежной обороны нашей страны.
А как это сделать, если иметь в виду, что процент неграмотности по нашей стране все еще очень велик, что в целом ряде наций нашей страны неграмотные составляют 80–90 процентов?
Для этого необходимо покрыть страну богатой сетью школ на родном языке, снабдив их кадрами преподавателей, владеющих родным языком" (Сталин И.В. Национальный вопрос и ленинизм:
Ответ товарищам Мешкову, Ковальчуку и другим // Сочинения. М., 1949. Т. 11. С. 354 - 355).
TOS™ писал(а):На всякий случай, оговорюсь. Всё вышесказанное - дело тонкое и я не уверен в отсутствии изъянов в моей позиции, однако она представляется мне лучшим вариантом решения противоречий в обществе, имевшихся на тот период. Сегодня времена иные, но курс на ассимиляцию в любом случае своей актуальности не потерял.
Признаюсь честно, при всём моём уважении к Вам и понимании Вашей позиции, меня настораживает наметившийся в Ваших суждениях уклон к откровенному шовинизму - "дикари", "мелкие культуры", "мелконациональные"...