Будь здоров » Сб ноя 12, 2011 5:41 am
В своей книге (из архива) "ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ" Шаталова ясно и понятно излагает смысл жизни Человека.
Самым «смышленым» высокоразвитым животным не дана главная способность человека, обеспечивающая его выживание даже в абсолютно непригодной для этого среде,— способность мыслить. Дарованный человеку природой разум позволяет ему не приспосабливаться к изменениям в среде обитания, а приспосабливать саму среду к своим потребностям. Таким образом живая природа, создавая на любых обжитых ею планетах Вселенной существа, наделенные, подобно человеку, разумом, обеспечивает свое бессмертие.
В. И. Вернадский не однажды высказывал мысль о том, что организмы живы только до тех пор, пока не прекращается материальный и энергетический обмен между ними и окружающей их биосферой.
Поверхность человеческого тела, через которую идет непрерывный двусторонний поток вещества, энергии и информации, составляет около двухсот квадратных метров - Мир является одновременно неотъемлемой частью внутреннего мира человека и наоборот.
Сегодня все большее число ученых приходит к выводу о том, что в основе всех актов биологического самоуправления или саморегуляции лежат колебательно-волновые процессы. Установлено, что взаимодействие любых колебаний и волн подчиняется общим закономерностям. Это позволяет обмениваться информацией самым различным системам, играет важную роль в самоорганизации систем как живой, так и неживой природы.
Чтобы понять всю важность этого вывода, вспомним, что такое колебание. Это форма движения или изменения состояния, отличающаяся той или иной степенью повторяемости. Проще говоря, любые процессы, характеризующиеся цикличностью, ритмичностью или периодичностью, имеют колебательно-волновую природу.
При любых колебательных процессах испускаются электромагнитные излучения, которые воспринимаются живыми существами. К колебаниям разной длительности можно отнести самые различные процессы: от электромагнитных волн до ритмичности обращения планет вокруг Солнца. Весь живой мир является мощным источником разнообразнейших колебаний, которые постоянно поглощаются и излучаются молекулами в ходе биохимических реакций, сокращающимися мышцами, нервами с проходящими по ним импульсами, мозгом в ходе мыслительной деятельности и прочее. Таким образом, несмотря на все внешние различия в природе сигналов, поступающих в наш головной мозг, информация, которую они несут с собой из внешнего мира и внутренней среды организма, записана единым общепонятным языком — языком колебательно-волновых процессов.
В современном обществе на мозг человека обрушивается хаотичная, неорганизованная масса случайной, отрывочной, зачастую противоречивой, лишенной какой-либо логики, а порой и смысла информации, которая при всем нашем желании не может составить гармоничную картину прекрасного целостного мира и вносит в нашу жизнь суетливость, а в мысли — суету. В результате головной мозг постоянно работает в напряженном приспособительном режиме, что отрицательно сказывается на саморегуляции нашего организма, на нашем духовном, психическом и физическом здоровье.
Если организм болен, то в орбиту его болезни оказываются втянутыми все другие органы и системы, в том числе, а точнее — прежде всего, головной мозг.
Постоянство химического состава нашего физического тела имеет чрезвычайно большое значение.
Под именем доминанты понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров (господствующее возбуждение), тогда как в прочей центральной нервной системе широко развиты явления торможения - жизнь тела неотделима от нашей психической жизни, и ошибается тот, кто склонен видеть в действиях человека лишь проявления свободы его воли или кто приписывает ему генетически обусловленную агрессивность.
Прежде всего следует иметь в виду, что доминанта — ярко выраженная «эгоистка». Господствующее возбуждение потому и носит такое название, что подавляет, затормаживает все конкурирующие с ним центры, не дает этим центрам принимать адресованные им сигналы и реагировать на них.
Кто не знает известного афоризма «в споре рождается истина». Принцип доминанты опровергает истинность этой истины. Ведь что такое спор? Это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение и, главное, пытается навязать его оппоненту. А что такое наше мнение с точки зрения физиологии? Не что иное, как очаг повышенного возбуждения в одном из участков коры головного мозга, вызванного владеющей нашим сознанием идеей. Теперь вспомним, как ведет себя доминанта: она затормаживает конкурирующие нервные центры и перехватывает все адресованные им сигналы, которые подпитывают доминанту, укрепляют ее. Поэтому любые аргументы нашего оппонента только утверждают нас в сознании своей правоты. То же самое, кстати, происходит и с нашим оппонентом. Понимая это, А. А. Ухтомский рекомендовал «не входить в споры и прения, потому что если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями — она будет ими только питаться и подкрепляться,— а следует ждать, что она сама себя преодолеет опытом... Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается и логика— слуга ее».
Следующее свойство доминанты состоит в том, что, раз возникнув, она оставляет в центральной нервной системе прочный, иногда неизгладимый след и может быть вызвана вновь, если возобновится породивший ее раздражитель.
Третье свойство доминанты — ограниченность ее действия во времени. Доминирование какого-либо нервного центра исчезает, как только исчезает вызвавшая его появление причина или возникает новая доминанта «соседнего» антагонистического центра.
Как только миновала надобность в одном из них, он тут же должен уступить место другому. Если этого не происходит или происходит с опозданием, то в организме возникают патологические нарушения, которые могут вызвать то или иное заболевание. Любая доминанта должна получить свое завершение.
Человек должен быть хозяином своих доминант.
Надо ли кого-то пугать? И чего будет стоить самая распрекрасная мораль, если она держится только на боязни наказания будь то здесь, на Земле, или в загробной жизни? Философия здоровья обращается не к унижающему человека чувству страха, а к его разуму. Только тот, кто презирает, ненавидит и боится людей, может полагать, будто человеку разумному нужен хороший кнут, чтобы удерживать его в рамках приличий.
В лице человека живая материя создала садовника, призванного холить и лелеять древо жизни, а случись всемирный потоп — своего Ноя, способного построить ковчег, чтобы сохранить жизнь на планете. А это предопределяет и ведущую роль человека и человечества в живой природе, все большее их воздействие на биосферу в целом, конечным результатом которого станет ее превращение в ноосферусферу разума.
Сегодня образование приобрело сугубо прикладной характер и сводится к «натаскиванию» молодежи на выполнение определенных профессиональных обязанностей. К сожалению, образование не стало еще важной частью единой системы воспитания Человека разумного. Существует разрозненный набор дисциплин, не объединенных какой-то общей внутренней целью, общим стержнем. А ведь такой стержень есть: это единая в своем многообразии Вселенная и человек, олицетворяющий собой, наряду с другими населяющими Вселенную мыслящими существами, ее Разум. Жизнедеятельность человеческого организма подчиняется единым законам Вселенной, изучаемым физикой, химией, математикой, кибернетикой, биологией. Сегодня объективные научные знания, без широкого распространения которых невозможно преобразование биосферы в сферу разума, оттеснены на задворки общественного сознания. Немалая доля вины за это ложится на средства массовой информации.
Каждый отдельный человек в этом мире не просто потребляющая и голосующая единица, а полномочный представитель всемирного разума на планете Земля. В этом его главное предназначение, только этим, а не богатством и властью определяется его ценность.
Препятствием к этому является разделение общества на интеллектуальную и правящую элиту, определяющую направление развития современной цивилизации, и пассивное большинство, бездумно идущее по указанному ему пути.
Чтобы понять абсурдность и безнравственность такого деления, достаточно оставить в стороне господствующее в обществе рабское поклонение людям, обладающим личным богатством или наделенным властью, и вспомнить, в чем состоит смысл существования Человека разумного, его предназначение быть Хранителем Жизни на планете. И сразу же обнаружится, что ни богатство, ни власть не могут служить критерием разумности.
Власть, не ставящая своей стратегической целью гармонизирование отношений между обществом и природой, преодоление эгоизма в жизни общества, устраняющаяся от всемерного развития науки, популяризации ее достижений, от поддержки народного образования, культуры, рассматривающая социальную справедливость как простое увеличение подлежащего дележке пирога общественного богатства и доли каждого в этом пироге, вряд ли заслуживает права именоваться разумной.
Чем быстрее мы поймем, что каждый из нас может и должен содействовать исправлению вызванных эгоизмом деформаций в развитии общества, оказывающих негативное влияние на наше духовное, психическое и физическое здоровье, тем меньше времени займет превращение биосферы Земли в царство разума и истинного здоровья человека.
Всем предыдущим содержанием книги я старалась подвести читателей к пониманию той глубинной, неразрывной связи, которая объединяет разум и здоровье в единое нерасторжимое целое. Разум, осмысливая открытые наукой законы природы, подчиняя этим законам земное бытие человека, тем самым обеспечивает его духовное, психическое и физическое здоровье. В свою очередь здоровье человеческого организма является непременным условием самого существования разума. Малейшее отступление в одном из этих двух элементов разрушает двуединство разума и здоровья, лишает человека и того, и другого, что мы и наблюдаем сегодня.
Мы, в отличие от животных, живем сразу в двух мирах — материальном и духовном. Границы материального мира определяются и должны определяться физиологическими потребностями нашего организма, духовный мир человека безграничен и обнимает благодаря властвующему в нем разуму всю бесконечную Вселенную. Способность жить в этих двух различных мирах, поддерживать естественное равновесие между ними содействует сохранению нашего здоровья и продлению жизни.
Это равновесие резко нарушено в пользу мира материального, эгоистичного и не в силу каких-то особых достоинств современного гипертрофированного эгоизма, а исключительно благодаря деформациям информационного поля, определяющего характер развития общественных отношений в человеческом сообществе.
Решающую роль в воспитании человека играет характер, качество самой информации.
Замечена закономерность: дети, родившиеся и воспитывавшиеся в семьях родителей с низкой продолжительностью жизни, также не отличались долголетием. И дело здесь не только и не столько в генетически обусловленной наследственности, сколько в тяжком грузе передаваемых из поколения в поколение нездоровых привычек, противоестественных пристрастий, суеверий, которые все еще определяют образ жизни современного человека.
Чем умнее и образованнее человек, тем неизбежнее его переход на питание, исключающее потребление мяса и мясных продуктов. От этого выигрывает и он сам, и его дети, обретая ясность мысли, душевное и физическое здоровье.
Способов манипулировать общественным мнением существует сегодня столько, что о многих из них большинство людей даже не подозревает.
В заключение хочу напомнить читателям известную еще с глубокой древности мысль: наши желания и потребности умирают вместе с нами, наши добрые дела живут вечно, подпитывая единое информационное поле разума и добра планеты Земля. Это единственный вид наследства, которое не разобщает людей в стремлении овладеть им, а, напротив, объединяет верностью идеалам Разума, Добра и Любви. Не уставайте же творить добрые дела!
Организм человека является автоматически регулируемой системой, что благодаря пластическим возможностям центральной нервной системы он способен сам восстанавливать себя, но для этого ему должны быть созданы благоприятные, т. е. предписанные нам природой условия жизни.