Уважаемая Бонна,земские школы просуществовали относительно недолгое время не по причине их нецелесообразности, а по причине Октябрьской революции. Вы, кстати, сами же писали, что к концу 1900 года сроу обучения там увеличивался. Кроме того, обучение там вели светские учителя, а в ЦПШ обучение велось священнослужителями. И принижать значение земских школ тоже не надо. Википедия, конечно, тоже широко используемый источник, но не единственный, который является истинным в последней инстанции. Скажу даже больше: государство опасалось их развития, так как считало школы рассадником вольнодумства и передовых прогрессивных мыслей. Причём, делало это с подачи Церкви.
Государственная власть не помогала земским учреждениям; более того, в лице местной администрации, которая следила за земским самоуправлением, правительство часто ограничивало их деятельность. Ограничения эти в значительной мере касались школ. Земства могли содержать школу за свой счет, но не имели права составить программу обучения, контролировать и направлять процесс обучения и воспитания детей. Власти боялись допустить влияния на школу даже дворянских в большинстве своем гласных земств. В целом же расходы на школы были отнесены Положением к числу необязательных.
Среди выборных гласных, особенно в губернских земствах, встречались люди просвещенные, либерально настроенные, стремящиеся помочь крестьянину, и прежде всего научить его читать, писать, считать, поскольку само развитие сельского хозяйства требовало грамотного работника.
«Образование масс составляет существеннейшую потребность всего государства и всего общества, которые потому и обязаны о нем заботиться, и чем более образованнее и развитее массы, тем выгоднее для права собственности и общественного порядка, на которых зиждется государственная жизнь... Мало ли Россия уже пострадала от невежества масс?» — писал один из деятелей просвещения того времени. А в одном из решений земских съездов прямо говорилось, что «успех сельского хозяйства зависит от степени просвещения народа», а потому «необходимо скорейшее осуществление общедоступности начального образования».
Да, земские школы создавались и финансировались с гигантскими трудностями, жалование учителям выплачмвалось крайне скудное, но именно они несли передовые знания, а не священники, хотя и те, и другие естественно обучали детей грамоте и счёту. Но надо понимать, что цели у ЦПШ и ЗШ всё-таки разнились. ЦПШ функционировали во имя интересов Церкви, а земские, во имя светского просвещения, пусть даже и первоначально весьма убогого. Не случись бы революции, ещё неизвестно, в какой степени земские школы продолжили своё развитие.
Кстати, учили в этих школах не только грамоте и счёту.
К концу 70-х годов во многих местах стали появляться школы со сроком обучения от трех до пяти лет. Наряду с грамматикой и арифметикой дети получали основы знаний по истории, географии, естествознанию. При некоторых школах создавались опытные участки, работая на которых дети получали определенные представления об агрономии.
Вот что рассказывал о своих занятиях с детьми учитель Черниговской губернии С. С. Топчаевский. В письме к товарищу он писал, что ознакомил уже старших учеников с устройством человеческого тела, кровообращением, пищеварением. «Я часто читаю им доступные рассказы. Статьи для чтения выбираю преимущественно по естественной истории и сельскому хозяйству. И дело идет на лад. Ознакомлены у меня также дети и с биографиями: Шевченко, Кольцова, Никитина, Ломоносова, Кулибина и др.».
Подросток, окончивший полный курс земской школы, мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение.
Помимо земских школ, вернее, благодаря им возникли народные библиотеки. Заметьте, что Церковь здесь участия никакого не принимала. А ведь могла бы.
К 90-м годам XIX века в земских школах было обучено грамоте немало крестьянских детей.
Грамотный крестьянин хотел читать, а книг в деревне не было. Московская земская управа провела при помощи сельских учителей исследование, запросив их о потребности народа в книгах.
Полученные 400 ответов почти буквально повторяли одно и то же: жажда знаний, тяга к чтению невероятные. Это обстоятельство обусловило появление нового для деревни учреждения — народной библиотеки.
Они стали создаваться при земских школах. Земства отпускали средства на их организацию.
К середине 80-х годов в Московской губернии было, например, около 200 таких библиотек. Количество книг в них было невелико — редко где доходило до 250-ти. Среди этих книг преобладали сказки или повести назидательного и религиозного содержания, но встречались и сочинения на исторические темы, произведения классической русской литературы. В народных библиотеках можно было найти популярные очерки о Петре I, киевском князе Владимире, А. В. Суворове, о русско-турецкой войне 1877—1878 годов, рассказы и повести Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, произведения А. С. Пушкина и А. К. Толстого, стихотворения А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова.
Вы, Бонна, также, наверное, забыли, что в ЦПШ практиковались телесные наказания для детей. И это в гуманной - то церкви. В земствах же с этим пережитком крепостничества стали бороться.
Школы несли в деревню не только практическую грамотность, не только пробуждали интерес к знаниям — они будили в угнетенном вечным непосильным трудом крестьянине чувство человеческого достоинства. В это время еще существовали телесные наказания для крестьян. Земства вели борьбу за отмену этого позорного пережитка крепостничества — при этом многие гласные требовали запретить подобную форму наказания только для лиц, окончивших школу. Споры вокруг этого вопроса на заседаниях земских собраний продолжались многие годы.
Среди общеобразовательных школ, учрежденных земствами, с 90-х годов стали появляться и специальные учебные заведения. Для сельского хозяйства нужны были люди, разбирающиеся в агрономии, нужны были и специалисты для других отраслей местного хозяйства, усложняющегося с развитием капитализма. Например, квалифицированные мастера были нарасхват на многочисленных кустарных промыслах.
И вот в губерниях и уездных городах появляется все больше и больше сельскохозяйственных школ, фельдшерских училищ при земских больницах, ремесленных учебных заведений при том или ином кустарном промысле.
Таким образом, я могу сделать вывод о том, что Церкви, в общем-то, образованные люди были не нужны, ибо тогда она теряла некоторую часть своей паствы, часть которой вместо того, чтобы продолжать усердно трудиться во её благо уезжала в города продолжать дальнейшее обучение. И, естественно, от Церкви отдалялась.
Ну, и уж если касаться упоминаемой вами Википедии, то приведу из неё цитату по поводу регрессивности ЦПШ и несоответствии её развитию системы образования в царской России.
Обсуждение вопроса о дальнейшей судьбе церковной школы в Думе политизировалось. Правые партии выступали за церковную школу, центр и левые — за земскую с казённой субсидией. Правоконсервативные защитники церковной школы проговаривали вслух то, что земские критики этой школы боялись сказать открыто: с земской точки зрения школа должна была не заставлять детей заучивать молитвы и пересказывать эпизоды из Священной истории, а давать полезные практические знания. Правительство П. А. Столыпина выступало согласованно с думским центром, предлагая полную передачу церковных школ в ведение МНП. Хотя правительственный законопроект не смог пройти Государственный Совет, и церковно-приходские школы продолжили автономное существование, к началу 1910-х годов данный тип школы фактически перестал развиваться и постепенно приходил в упадок
Ссылка по земству и земским школам:
http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13044&ob_no=13397
Настоящий подполковник.