...уважаемые.. отвечать вам, это , как сказал Антон, надо целые статьищи ,ссылки на книги в ответ приводить... : )
Perez_Rocoto писал(а):...как хотите, // но с этой цитатой не соглашусь ни я - как плод коммунистической системы образования, ни Антон как плод той же самой - до записей в аттестате и дипломе - системы. Эта цитата, как мне кажется, есть мнение сугубо гуманитарного человека, не способного к инженерному мышлению... ...который к тому ж считает, что та система его в чём-то обделила...
...это не упрек, просто бывают же такие люди,.. так же, как бывают люди, не способные к художественному творчеству.
.. в качестве заметки на полях - я такой же плод, как и вы : ) плод системы в смысле.. и всё ещё трепыхаюсь, пытаюсь выйти за рамки..( из серии : я с детства не любил овал. я с детства угол рисовал))
..в силу некоторых причин ,мне небезынтересно мнение автора приведённой мною цитаты ( хотя его мнение и спорное отчасти ) , впрочем, вы сами можете ознакомиться с его мировоззрением , если будет на то ваша добрая воля : )
Уверить же вас могу лишь только в том, что человек ума незаурядного и познаний глубоких .
"После 1917 года из учебных программ прежде всего были устранены элементы церковного содержания, поскольку система строилась как атеистическая. Далее был период поисков, который кончился постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». С педологией и прочими поисками было покончено. Школа была заявлена как единая, обязательная, политехническая и трудовая. Последнее определение было дано, скорее, для идеологической начинки и никаких последствий за собой не повлекло. А вот первые три позиции имели выдающееся значение."
http://www.familyeducation.ru/?module=a ... ad&b=5&a=1ps. " бывают люди, не способные к художественному творчеству." - среди детей я таких не знаю .(можно я не буду подкреплять свой довод аргументами и ссылками на серьёзные исследования ?))
...не у каждого есть математические способности, не у каждого есть художественные ?- Это говорит лишь о том, что природой предначертанные способности не развиты той самой системой образования, выходцами которой мы себя считаем.
Кстати ,что такое творчество и чем оно отличается от художественного ? Какая цель любого искусства =творческого акта = творец= демиург - уже подсказка!но творить что? : )
Perez_Rocoto писал(а):
То, что коммунистическая система образования убивала у людей способность к художественному творчеству, - есть ложь. Таких глыб, которые сформировались и работали в СССР, земля российская после развала империи пока не родила ни одной. Даже те глыбы, которые пока ещё есть у нас с Вами сейчас - плоть от плоти коммунистической системы образования.
Вы мне простите, если закончу иначе : "Таких глыб, которые сформировались и работали в СССР" ВОПРЕКИ системе (!), мир не знал.
...ну что у нас..Короленко спокойно, без инфарктов ,шёл к победам? Сахаров, Растропович, Бродский ??? и т.д. и т.д.
Вся система ( и образовательная особенно) выстроена , как механизм клепания винтиков безвольных,безынициативных и т.д.- ну что я вам рассказываю , вы сами знаете! Знает об этом и Антон ( 3-я часть про банкиров, ага?
)
Durak писал(а):Можно мне, можно мне!!!?:)
Можно и я вступлюсь за "советское" образование?
Ну таки вступаюсь.
Физикам:) : Алгебра, геометрия, физика, химия.
Лирикам:) : Русский язык, иностранный язык, литература, рисование, музыка, история.
Всего не упомню, но, как мне кажется, баланс был.
Не было деления на технарей и гуманитариев.
(...)
В советской школе приходилось быть и "физиком" и "лириком". Так что "полушария" развивались пропорционально. Кстати, такой сумасшедшей учебной нагрузки, как сейчас, на детей не было.
А еще развитию "правого полушария" музыкальная и художественная школа способствовали. Ведь они не вопреки советскому образованию работали?
Да, вернусь к началу треда. И детский спорт был!:) И он был не вне системы образования.
... несколько огрублённо торчит постулат о физиках и лириках, ну да ладно.. было же это разделение? было!
Танцуем от данной печки ... - было даже больше: физики могут стать лириками ( выучить пачку стихов, доказать, что Наташа Ростова домашняя курица и т.д.)), а вот лиииирииикиии нифига физиками быть не могут, бо даже принцип действия маятника ( со слов школьника-физика -да тьфу просто какая легкотня ) изложить не в силах...( аэро- & гидро- динамику и механику не берём ...- школьный курс всего лишь, а слабо этим гуманитариям ,ха-ха)
..так вот о балансе и пропорциональности.
Что есть рисование в советской школе? -щас скажу
задали тему- рисуй ( не умеешь -никого не касается), поставили натюрморт -рисуй, ну чиво-то там поправят, и все дела... человека рисуем:" голова влезает семь раз во взрослого , пять - в малыша" ( нормальный такой язык изложения, как сейчас помню, очень адаптированный)), перспектива - одноточечная ( вертикальные линии-вертикально, горизонтальные - сходятся в бесконечно далёкой точке на линии горизонта , коия всегда, традиционно, на уровне глаз художника), и т.д.
Это что ли поле для развития правого полушария мозга? А где визирование, где визуализация и т.д.?
Что есть изобразительное искусство , если вкратце : )
-это битва знания с восприятием..( слегка уже притормозились ,да?))
(на эту тему - Колин Блейкмор "Механика ума" ,Олдос Хаксли "Двери восприятия", заметки математика ХIХ в.Анри Пуанкаре , Р.У.Сперри "Латеральная специализация мозговых функций в хирургически разделённых полушариях")
-это всегда изменённое сознание ( не посредством наркотиков ,кстати.. на эту тему Ч.Т.Тарт "Изменённые состояния сознания", Ж.Кришнапурти"Вы-целый мир", М.Эрнст , Сэмюэл Беккет, Анри Матисс "Заметки живописца" и т.д.)
т.е., как сказал поэт Джон Китс :"Понимание поэзии требует готовности войти в то особое состояние ума, называемое "негативной способностью", в котором человек способен пребывать посреди неопределённостей , тайн ,сомнений без какого-либо подзуживающего стремления постичь факты и причины" ( -вот она, характеристика правополушарности во всей красе))
- это самовыражение не с позиций эго (вот я сейчас заявлю о себе миру),а с позиций осознания чуда ("Глаз не судит, не морализует , не критикует." Ф.Франк "Дзен созерцания")
А на школьных уроках, извините , мы ,скорее, рисуем то, что знаем, а не то, что видим... : )
"Целью, лежащей в основе любого истинного произведения искусства, является достижение_некоторого_состояния_бытия,
состояния высшего функционирования, более чем ординарного момента существования.."Р.Генри.
..уже из сказанного выше видно, как надуманно и искусственно разграничение на физиков и лириков, не находите?
.. а как нас учили ( и учат!) музыке , истории, русскому языку...? тихий ужас, если это не единицы золотоносные редких педагогов, а не те формальные преподы,которые бу-бу на уроке выдают за духовность.
..есть ещё замечательное по своей меткости мнение эксперта по детскому искусству из Худож.музея Сан-Франциско, описывающего юного художника ( сколь многие ,прочитав это, узнают себя, если по чесноку ))
"Недовольный своими достижениями и крайне обеспокоенный тем , чтобы его творения нравились другим ,он (ребёнок) склонен отказаться от оригинального творчества и самовыражения...В этот момент дальнейшее развитие его способности к визуализации и даже его способности соотносить себя через свои чувства с окружающей средой может остановиться.Это критическая стадия , которую многие_взрослые_так_и_не_смогли_перейти" М.Линдстром.
...и художественные школы и спортивные секции , вы меня простите, работают по методикам, разработанным при царе горохе: без учёта психо-физиологического развития и без индивидуального подхода.Хотя вот говорят, новые появились -надо бы разведать
( Весь этот спич - некоторое отступление от темы - пишу скорее для того, чтобы проиллюстрировать трудность нахождения путей диалога с людьми крайних убеждений, чьи радикальнонесворачиваемые принципы для меня первый признак того , что обычно звучит как " зачем нам враги, когда у нас такие "друзья "" .Воинственная невежественность ,конечно, не означает отсутствия ума или диплома, но и интеллигентность ни разу не результат ВУЗовского мозгового штурма ,сами понимаете . )
Anton Lubavin писал(а):
Вы, видимо, не знакомы с реальностями западной системы образования, поэтому склонны идеализировать (что для наших гуманитариев весьма характерно).
...я пока ещё нигде выше не обмолвилась, что чью -то систему предпочитаю или чья-то система образования предпочтительней нашей, это вы несколько поспешили : )
Anton Lubavin писал(а):
Советская система образования развивала челвоека всесторонне, лучших примеров в мировой практике мне неизвестно.
.. что в вашем понятии "всесторонне"?
- оба полушария задействованы ? Каким образом,если методики преподавания и образовательные программы, действовавшие и действующие это опровергают.Будете спорить? Уверены, что содержание образования не переклинило в одну сторону ?
-были все дисциплины ?-музыка,изо,мхк,литература,языки,танцы ,физика, алгебра,химия,биология, спортивные секции, муз.школы и т.д.- А содержание??? и что, и КАК- опять упираемся в содержание программ, навязанных, контролируемых, подотчётно-подушевых, калечных ,выполняющих госзаказ посредством минобра. )
нет ни одного аргумента ни от одного из вас, дорогие собеседники, что левое полушарие в контексте системы образования не ущемлено.: )
...школьные и кружковые программы проигрывают и не дают этих аргументов просто в силу того, что не предполагали вариативности и индивидуального подхода -делай как все, делай только так, к экзам читай этот список авторов, а отвечай в заданных рамках и уж,простите, как долбили эволюцию по Дарвину, так оно и посейчас..(спасибо питерской школьнице, хоть она через суд заморочилась ткнуть минобра носом в ветошь)
Лучшие примеры? Пожалуйста! Скандинавия. Лучшая система образования на сегодня в Финляндии.-И выросла не на пустом месте,годами строили .( Это при том, что я изначально и всегда приверженец вальдорфской 12-летней программы обучения).
И у нас есть , уже появились- Щетининская школа, Эльконин-Давыдов,кстати,почему-то странным образом обозванные минобра "развивающими системами"(РО) и напрямую проговаривается, мол, программы повышенной сложности для деток неординарных ( а остальные дети, простите,заведомо ординарные? имбицилы,не способные к минимально усложнённой в сторону правополушарности программе? или другие прогроаммы развивающими назвать нельзя?!) Вот это дезавуировали себя ,так дезавуировали ,нечего сказать!
Anton Lubavin писал(а):
Мы совсем недавно вернулись из командировки в Голландию и Германию, хорошо знаем там многих людей. Вы можете, конечно, не верить, но я вам скажу, что и в технике и в искусстве мы образованы намного лучше.
Русский работник, воспитанный советской школой, может одновременно заменить, например, профессионального инженера-химика, системного администратора, дизайнера упаковок, фотографа и т.д.
И всё это он зачастую делает лучше местных узкопрофильных специалистов, которые всю жизнь учились своей специальности.
А по-совместительству, дома, он может быть, например, еще и неплохим столяром, музыкантом, поваром, радиоинженером, и т.д. и т.п., в общем, его образование позволяет ему иметь множество увлечений...
.....это всё так, но образованность ни есть признак пропорционально развитых обоих полушарий-это раз. : )
давайте посмотрим какое за что отвечает и вы сами себе ответите, что в нашей системе соответствовало, что нет-это два:
(первое слово относится к левому, второе-к правому полушарию мозга)
интеллект-интуиция
сходящееся-расходящееся
цифровое-аналоговое
вторичное-первичное
абстрактное-конкретное
направленное-свободное
логическое-образное
анализ-синтез
линейно-нелинейно
рацио-интуиция
последовательное-разнонаправленное
разделённое-целостное
объективное-субъективное
поочерёдное-одновременное
(специализация полушарий дана в изложении Дж.Е.Богена)
А вы , Антон, говорите " подытожить" ! Да вы мимоходом задеваете такие темищи, что мама не горюй.
А всё так мирно начиналось с афоризмов : )